Использование мультимедийных ресурсов как условие формирования и развития коммуникативных способностей учащихся в образовательной среде.


Использование мультимедийных ресурсов
как условие формирования и развития
коммуникативных способностей учащихся в образовательной среде.
Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие.
Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности уже дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Как бы не хотелось отвлечь учащихся от компьютеров, необходимо сделать так, чтобы извлечь из мультимедийных средств максимальную пользу . Тем более современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным.  Используемый  материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного.  Поэтому  использование  мультимедийных презентаций, с включением в них занимательных вопросов, игр, красочных анимированных слайдов, будут являться  прекрасными помощниками при проведении уроков, внеклассных занятий и мероприятий. Помимо презентаций я использую в своей работе и фильмы, и спектакли, и видеоролики, выполненные в том числе и самими учащимися.
Использование художественных фильмов.
На уроках литературы использую фрагменты фильмов с дальнейшим обсуждением. Например, во время изучения произведения «Мёртвые души» строю работу следующим образом: просматриваем отрывок «Чичиков у Манилова». Замечательный фильм, где мастерская игра актёров помогает раскрыть характер героев. Затем провожу беседу об эпизоде, после этого работаем с текстом: ищем ключевые слова, фразы, описания, помогающие раскрыть характер героя. И в конце работы обязательно предлагаю проблемный вопрос: кому, режиссёру или писателю, наиболее точно удалось показать героя? Почему? Можно построить работу и наоборот: сначала поработать с текстом, затем посмотреть отрывок из кинофильма.
Работая над романом «Война и мир», также обращаюсь к кинофильму, снятому режиссёром Бондарчуком. После анализа эпизода «Вечер у Анны Шерер» спрашиваю у ребят, каким они представили Пьера Безухова, Андрея Болконского, прошу нарисовать словесный портрет. Затем сравниваем описание с экранными героями. В ходе дискуссии учащиеся отстаивают свою точку зрения, учатся корректно отстаивать её, приводят аргументы, развивают монологическую речь.
Несправедливо забытое произведение Аркадия Гайдара-«Тимур и его команда»-показывает замечательный пример настоящей дружбы, взаимопомощи, заботы о старших. Этот фильм мы посмотрели полностью после того, как ученики прочитали произведение. Далее класс был разбит на группы, у каждой из которых было своё задание. Такая работа способствует развитию умения работать в команде, принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, определять возможные роли в совместной деятельности, строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.
Затем состоялась читательская конференция, на которой обсуждали проблемы произведения. Ребята даже написали письмо героям произведения, но больше всего писем было написано Тимуру. В процессе такой работы решаются следующие коммуникативные задачи: корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать свои аргументы и примеры, умение владеть устной и письменной речью, используя речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, создавать письменные сочинения по шаблону с использованием необходимых речевых средств. В последнее время появились видеофильмы к урокам, (например, видеофильмы проекта «Инфоурок»), которые также облегчают подготовку учителя к уроку, вносят разнообразие в процесс обучения. Перед просмотром таких обучающих фильмов я ставлю проблемный вопрос или ряд вопросов, можно подготовить и самостоятельные работы по материалам видеофильма. Главное- нацелить учащихся на внимательный просмотр и дальнейшую работу по видеофильму.
Видеоролики, выполненные учениками.
На Пушкинские чтения нами был подготовлен видеоролик, созданию которого предшествовала большая работа. Необходимо было отобрать материал, написать текст, отобрать необходимую информацию, использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.
Для подготовки к написанию сочинения в формате итоговой аттестации в 5 классе использую мультипликационные фильмы. Например, из сериала о Лунтике, где каждая серия –это поиск нравственных идеалов. После просмотра обязательно пишем сочинения-рассуждения, например, «Что такое совесть?», «Что такое настоящая дружба?». Помимо развития коммуникативных универсальных учебных навыков развиваются и личностные навыки: способность к нравственному самосовершенствованию, освоенность социальных норм, правил поведения.