Деловая игра Современные здоровье сберегающие технологии используемые в ДОУ

Деловая игра
«Современные здоровьесберегающие технологии,
используемые в МБДОУ»

Цель: Повышение уровня педагогической грамотности по данному вопросу.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.
3. Воспитывать умение работать в коллективе.

Ход игры.
Уважаемые педагоги! Мы предлагаем вам принять активное участие в деловой игре на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в МБДОУ».
Результатом нашей работы должна стать осознанная необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях физической культурой и спортом.

1.Вам предварительно давалось задание подготовить снежинку с высказываниями о здоровом образе жизни. Предлагаем вам поделиться вашими идеями и в результате создать «Дерево мудрых мыслей о здоровом образе жизни».
Все высказывания помещаются на «Дерево мудрых мыслей о здоровом образе жизни».

2. Рубрика «А знаете ли Вы?»
      По данным медицинских исследований с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболеваемости среди детского населения.  Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стали занимать во всем мире приоритетные позиции.    И это понятно, поскольку состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее.
     Ухудшение состояния здоровья детей долгое время рассматривалось как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и ряда других факторов. Однако, как показывают исследования Института возрастной физиологии ВОЗ, что не менее значимо отрицательное воздействие на здоровье, комплекса педагогических факторов. Мы поддерживаем  утверждение В.Б. Базарного, что «здоровье детей» – не только медицинская, но и серьезная «педагогическая категория».
«Здоровье – это капитал, данный человеку природой изначально, потеряв который, трудно вернуть обратно» - М. Монтень.
 Какие  факторы неблагоприятно  влияют на здоровье человека? Выказывания педагогов.
Воспитатель-методист: Вы абсолютно правы, а теперь обобщим.
Неблагоприятными факторами являются: Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х гг. XX в. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов:
генетические факторы - 15-20%;
состояние окружающей среды - 20-25%;
медицинское обеспечение - 10-15%;
условия и образ жизни людей - 50-55%

Сфера влияния факторов
Факторы


Укрепляющие
здоровье
Ухудшающие
здоровье

Генетические
Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.
Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Состояние окружающей среды
Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.

Медицинское обеспечение
Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.

Условия и образ жизни
Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо - или гипердинамия.


Биологические особенности организма - это основа, на которой зиждется здоровье человека. В формировании здоровья важна роль генетических факторов. Однако генетическая программа, получаемая человеком, обеспечивает его развитие при наличии определенных условий окружающей среды.
"Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен" - в этой мысли И.М. Сеченова заложено неразрывное единство человека и среды его обитания.
Медицинское обеспечение. Именно с этим фактором большинство людей связывает свои надежды на здоровье, однако доля ответственности этого фактора оказывается неожиданно низкой. В Большой Медицинской Энциклопедии дано следующее определение медицины: "Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которой является укрепление, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека".
Но, болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это подтверждается, к примеру, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.
В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два основных фактора - генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.
Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.
Возможность достижения здоровья четко и конструктивно определена академиком Н.М. Амосовым: "Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя".
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что:
не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья;
в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);
здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой общей культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека.
Из изложенного вытекает важнейшая роль воспитания (в том числе и через физическое воспитание) у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности.
Статистика свидетельствует о том, что более 97% детей в дошкольных учреждениях и семье имеют нарушения здоровья. Наш поселок не является исключением. Дети с раннего возраста уже имеют нарушения здоровья, в основном это – нарушение осанки, проблемы со зрением, многие состоят на учете у узких специалистов, вследствие чего уровень заболеваемости был очень высок.
      Кроме того, собеседование с родителями показало, что уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.
     Важная роль в решении этой социально значимой проблемы отводится детскому саду. Совершенствование здоровьесберегающей среды и формирование навыков безопасности у детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности нашего детского сада.  Только в условиях совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

3. Рубрика «Несколько вопросов теории»
Старший воспитатель:
Что такое здоровье?
Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (Всемирная организация здравоохранения).

Назовите основные составляющие физического здоровья и цели.
Гигиена :
Формировать понимание важности заботливого отношения к своему телу
Режим дня :
Добиваться понимания детьми важности для здоровья выполнения режима дня
Питание :
Формировать у детей представление о пользе блюд
Объяснять зависимость состояния здоровья от питания
Двигательная активность :
Раскрывать важность движения для здоровья
Добиваться понимания важности для организма качественного выполнения физкультурно – оздоровительных упражнений
Закаливание:
Вырабатывать привычку и необходимось выполнения утренней гимнастики. Объяснять целесообразность соответствующей одежды и обуви для определенной погоды и времени года, учить правильно использовать оздоровительные силы природи.

Как мы можем охарактеризовать, что такое здоровьесберегающая технология?
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Назовите задачи здоровьесбережения.
Задачи здоровьесбережения
создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей
сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности
создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения

Какие вы знаете здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии?
Технологии сохранения и стимулирования здоровья – утренняя и гимнастика после сна, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, стрейчинг, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, релаксация;
Технологии обучения здоровому образу жизни – физкультурные занятия; занятия из серии «Азбука здоровья», утренняя гимнастика, самомассаж, активный отдых - физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»;
Коррекционные технологии – закаливание, сказкотерапия, арттерапия, цветотерапия, артикуляционная гимнастика, технология музыкального воздействия.
Рассказ старшого воспитателя об использовании рижского метода закаливания в МБДОУ.
На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.
Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.
Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.
При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания:
1.Осуществление закаливания при условии, что ребёнок здоров.
2.Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства)
3.Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно от щадящих к более интенсивным с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания.
4.Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Должна вестись тетрадь закаливания, где воспитатели ведут учёт закаливания детей, используя рекомендации врача (мед. отводы)
Формы организации здоровьесберегающей работы используемые в МБДОУ.
Утренняя гимнастика,
Гимнастика после дневного сна,
Физминутки,
Физкультурные паузы,
Закаливающие процедуры,
Занятия физическими упражнениями на прогулке,
Детский туризм,
Физкультурные праздники,
Физкультурные развлечения,
Самостоятельная двигательная активность,
Дни здоровья, Недели здоровья,
Индивидуальная работа по физическому воспитанию,
Физкультурные занятия.

Что же такое здоровьесберегающий педагогический процесс? 
Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду  - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.
          4. Мастер-класс воспитателя Ковалеровой Н.В. «Реализация здоровьесберегающих технологий в организации воспитательного процесса в МБДОУ»
       5. Выставка-презентация нестандартного физкультурного оборудования.


6. Рефлексия. Подведение итогов.
Старший воспитатель: Я надеюсь на то, что мы с вами сегодня интересно, познавательно провели время,  надеюсь на наши дальнейшие встречи, нам есть чему поучиться друг у друга. Желаю вам дышать полной грудью, улыбаться ветру в лицо и уверенно шагать в завтрашний день. И в конце нашего семинара хочу прочитать вам стихотворение

Ирины Самариной «Главное, чтоб дети не болели».
Чтобы вы сегодня ни хотели
И куда бы реки ни текли,
Главное, чтоб дети не болели,
Чтобы быть здоровыми могли

И совсем не важен день недели,
Имена и постановка фраз,
Главное, чтоб дети не болели
Ни вчера, ни завтра, ни сейчас

Ничего, что за окном метели,
Кризис, буря, шторм, дефолт, гроза,
Главное, чтоб дети не болели –
Чтобы улыбались их глаза!

Ничего, что далеко до цели,
Что подорожала жизнь в сто раз,
Главное, чтоб дети не болели
ни вчера, ни завтра, ни сейчас

И важней всего на самом деле,
Чтобы мы детишек берегли.
Главное, чтоб дети не болели.
Их здоровье – счастье всей земли!!!