Использование регионального компонента в преподавании истории России


Использование регионального компонента
в преподавании истории России
Бойко Наталья Николаевна
При изучении истории России невозможно обойтись без краеведческого материала. Любой край, область, район и даже небольшое село – это часть истории нашей огромной страны и рассматривать ее надо обязательно в диалектическом единстве с историей России. Необходимо отметить, что ссылки на уроках на местный материал очень интересны обучающимся. Они дают возможность связать историю конкретной местности с историей всей страны, показать причастность к общеисторическим фактам и событиям.
Населенные пункты Чеховского района Московской области имеют богатую историю, и во многих темах есть, что рассказать детям. Можно привести следующие примеры использования краеведческого материала на уроках истории.
Изучая восточнославянские племена, их занятия и быт в VII – IХ веках, обязательно надо рассказать, что племя вятичей проживало и на территории современного Чеховского района, по притокам Оки (рекам Лопасни, Рожайки и др.). Археологи находили следы славянских сел – «селищ» - в Талеже, Солнышкове, Кармашовке. В селах Крюково, Мещерское, Молоди встречаются славянские курганы. Историк С.М. Соловьев упоминает реку Лопасню и «город Лопасню» в своем труде «История России с древнейших времен». Многие русские историки (В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие) считают, что древняя Лопасня была расположена там же, где позднее лежало одноименное село, а сейчас стоит город Чехов.
Рассказывая о времени царствования Ивана Грозного необходимо вспомнить Молодинскую битву, которая происходила на территории современного Чеховского района. Есть подтвержденные местными краеведами сведения о том, что недалеко от устья реки Лопасни, у деревни Прилуки найдены остатки сооружений Гуляй-города (передвижной крепости), которая использовалась князем М.И. Воротынским в Молодинской битве. Причем основные русские войска шли в Молоди через Бадеево (Лопасню). Значение этой битвы трудно переоценить. Как писал Н.М. Карамзин: «…берега Лопасни и Рожая облились кровью», «Россияне спасли Москву и честь, … отомстили за пепел столицы, и … надолго уняли крымцев».
Конечно, нельзя обойти вниманием Отечественную войну 1812 года. Это, и отступление французов по территории нашего района, через Лопасню (есть сведения о сожженных домах, убитых местных жителях), и участие крестьян и ремесленников из Лопасни и окрестных деревень в народном ополчении, и имена отличившихся в Бородинской битве. Конечно же, партизанские отряды: например, отряд Н.Д. Кудашева, который успешно действовал на Серпуховской дороге и был высоко оценен М.И. Кутузовым. А в монастыре Давыдова Пустынь (в селе Новый Быт) похоронен герой Отечественной войны генерал Д.С. Дохтуров.
Обязательно надо рассказывать о работе земства в Лопасне и Серпуховском уезде, людях, работавших в земстве (А.П. Чехов, живший в с.Мелихово, врач В.И. Яковенко – директор первой психиатрической больницы в Московской губернии в селе Мещерское и других).
Не обошла стороной Лопасню и Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Многие наши земляки воевали на фронтах или в партизанских отрядах, работали в тылу, внесли неоценимый вклад в дело Победы. Особенно хочется сказать о линии обороны, которую позже назвали «Стремиловский рубеж» - она проходила через деревни Булгаково, Чубарово, Высоково, Рудаково, Хоросино, Бегичево, Муковнино. Чтобы отвлечь немцев на Волоколамском направлении, было решено на стремиловском рубеже провести отвлекающий маневр – перейти в наступление.
В октябре 1941 года на данном направлении держали оборону солдаты 17-й стрелковой дивизии – недавние рабочие, не имевшие опыта боев, с минимальной подготовкой. Сюда же для укрепления обороны была направлена 26-ая танковая дивизия под командованием полковника Михаила Ильича Левского.
Известна трагическая судьба небольшой деревни Леоново, которая была почти полностью сожжена. Знаем мы и о том, как самоотверженно сражались советские солдаты и офицеры за Леоново и Тунаево, как с большими потерями эти деревни все же были заняты нашими войсками, но вскоре вновь оставлены. Всего за два дня боев здесь погибли, пропали без вести и были ранены около 600 человек. Погиб и полковник Левский.
Отвлекающий маневр удался – наступление фашистов на Москву через город Подольск было остановлено. Но какой ценой? Сотни человеческих жизней, десятки сожженных деревень.
В деревнях, где шли эти бои, установлены памятники. А на руинах школы в деревне Леоново был открыт памятный обелиск. Рядом захоронены погибшие при штурме школы войны, имена некоторых из них неизвестны. До сих пор на Стремиловском рубеже идут поисковые работы, благодаря которым остается все меньше и меньше непогребенных солдат.
Десяти нашим землякам –участникам войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Это: Воронин С.Н., Дергачев Д.А., Казаков В.И., Леонович И.С., Марков А.И., Медведев А.И., Павлов А.Г., Платонов К.П., Сокур П.Т., Юшин С.В.
Говоря об истории нашего края, нельзя не вспомнить удивительного человека, замечательного учителя и краеведа Алексея Михайловича Прокина. Именно он первый начал изучать историю Лопасни и открыл для нас много нового. Он работал с архивными документами, проводил археологические раскопки, по крупицам собирая историю нашего края. Он написал множество статей и несколько интереснейших книг по истории Лопасни (Чехова) и района. Первая его книга вышла в 1967 году, называлась она «По родным местам». Затем были написаны книги «Город Чехов и его окрестности» и «От волости Лопасня к городу Чехову». Наиболее подробной историей нашего края стала книга «Колыбель и слава предков», написанная вместе с его учениками А.В. Макаровым и Ю.Ф. Соловьёвым.

Алексей Михайлович был награжден орденом «Знак Почета» и несколькими медалями, а в 1989 году ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Чехова». Но главное – это память потомков, которые получили бесценные знания о своей Родине.
Практика показала, что использование краеведческих материалов при изучении истории облегчает усвоение предмета, делает знания более прочными и глубокими. Домашние задания, для выполнения которых ребята должны побеседовать со старшими о тех или иных периодах истории страны, в которые им довелось жить и работать, побуждает подростков к познанию, к исследовательской деятельности, к поиску. Использовать краеведческий материал на уроках истории необходимо - это помогает в формировании устойчивого интереса к предмету, способствует патриотическому воспитанию молодежи, вызывает чувство гордости за свою «малую Родину».
Использованные источники:
Прокин А.М., Макаров А.В., Соловьев Ю.Ф. Колыбель и Слава предков (Волость Лопасня и город Чехов). Москва, ГУП издательский центр «Старая Басманная», 1998.
Рубежи боевой славы Подмосковья/путеводитель по местам военной истории Подмосковья. М.: Библиотека БГ газеты, 2010.
Валерий Степанов. «Чеховский вестник», выпуск №69, 9 сентября 2008 г.
А.С. Вишняков. Газета «Чеховский вестник», 4 октября 1994 г.
Город Чехов и его окрестности / А. М. Прокин, Ю. Ф. Соловьёв. М.: Московский рабочий, 1977 г.
Статья из Википедии. А.М. Прокин. http://ru.wikipedia.org
Ими гордится наш район. Биобиблиографический справочник. Г.Чехов.2014г.Составитель Е. Романенко. http://chehovcbs.ru
Стремиловский рубеж. Трагедия деревни Леоново. http://xpeh13.ru
«Я высадил саженцы для народа!». А.М. Прокин в книгах. Из газеты «Время Чеховское», 2009 г. http://muzejpamyati.narod.ru