Роль игры в развитии познавательной и творческой деятельности учащихся на нестандартных уроках русского языка и литературы

Роль игры в развитии познавательной и творческой деятельности учащихся на нестандартных уроках русского языка и литературы.

(из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ лицея №35
г. Ставрополя Мартыновской Инессы Юрьевны).
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает, вызывает интерес к познанию, к учению. Поэтому особое место при разработке уроков отвожу использованию игры и занимательности. Педагогический словарь дает такое определение занимательности в обучении: «использование различных дидактических средств, возбуждающих интерес и внимание учащихся и стимулирующих их к учению». Ученые методисты, анализируя учебный процесс в школе, справедливо отмечают, что в учебной работе крайне мал удельный вес занимательности, а ведь от степени интереса к предмету, от учения с увлечением зависит качество усвоения предмета. Занимательность на уроке может выступать в двух формах: внутренней- обусловленной характером предмета и внешней- увлекательной формой проведения уроков с использованием различных игр. Так вот игра на уроке в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Именно поэтому игра не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне его. Иных мнений, по-моему, быть не может. Другое дело определить, кто играет охотнее: учащиеся V-VII классов или IX-XI. Считаю, что все они хотят играть. Важно только, исходя из их возрастных особенностей, выбрать форму игры и органично вплести ее в ткань урока литературы- предмет, в основе которого занимательность присутствует изначально. Но этот предмет нуждается в специально направленной работе, которая требует от учителя кропотливого поискового труда. Занимательность- это такое дидактическое средство, которое не может быть почерпнуто из учебника, необходимо прочитать и просмотреть массу дополнительного искусствоведческого материала, чтобы найти любопытные сведения и акты, имеющие отношение к литературе. Может именно дефицит времени учителя приводит к дефициту заинтересованности на уроке.
Игра, по-моему мнению, как особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы учащихся, так как для ее решения нужно совершить определенные мыслительные операции. Она дисциплинирует ум, приучает к четкой логике, развивает способность самостоятельно делать выводы.
И самое главное, в ней «доминируют эмоции», что делает процесс участия в игре удовольствием для учащихся, а это способствует возникновению положительных эмоций от процесса обучения- создает на уроке творческую, доброжелательную обстановку, способствует увлеченности при изучении русского языка и литературы.
Итак, моя главная задача - дарить детям интересные уроки!
Яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательность урока, вызывающего самостоятельный поиск ребенка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли - вот к чему стараюсь стремиться в своей работе.
Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. И если на уроке интересно, - то этот интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание все понять и осмыслить. Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых, трудных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Теперь о самом главном. Почему наши дети так безграмотны? Отправляя ребенка в плавание па безбрежному океану слов, мы надеемся на «авось». И наша муштровка заученных слово в слово правил не помогает ребенку выработать лингвистическое чутье, стать грамотным. Более того, родной язык нередко становится для него ненавистным, скучным, сухим сводом этих орфографических и пунктуационных правил. Убеждена, что учить детей живому русскому языку нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно! Нужно только найти что-то интересное, увлекательное, умело подать это на уроке, побуждая их самих к подобным интересным находкам, открытиям. Теперь уроки. Их планы я не пишу накануне. Получаются они скороспелые, обязательно будут досадные улучшения, недоделки. Материал урока отлежаться должен. Как правило, пишу за неделю вперед. Вот внести изменения накануне урока, потому. что интересная мысль пришла - это другое дело! С удовольствием использую при подготовке уроков по русскому языку книги В. Волиной «Русский язык. Учимся играя», «Веселая грамматика», прекрасным пособием для учителя ,Ф.Э. Розенталь «Занимательно о русском языке», книгу Успенского «Слово о словах». Особенно любят дети следующие игры, которые я обязательно вплетаю в канву урока соответственно изучаемой теме. «Третий лишний», -при изучении частей речи. Очень часто провожу словарный диктант с помощью игры «Эрудит», когда уч-ся - угадывают слово по его лексическому значению, запоминая и прописывая трудные орфограммы, играя в игру «Корректор», дети находят ошибку в выборе слова при образовании предложения. На своих уроках стараюсь вводить детей в удивительный и многоцветный мир слов, в разных ракурсах и аспектах их с тем, что составляет, так сказать, стройматериал нашего языка, давать толкование отдельных слов, фраз. Даю на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запоминается. Пока еще наши дети могут жить по законам сказки и у них сильно образное мышление, предлагаю детям уроки- сказки, уроки путешествия, где объединяю сказочный сюжет, героев с реальными категориями, явлениями русского языка. Так, например, при изучении темы »Имя числительное» в гости на урок пришли король и королева из страны Лингвинии со своими принцами и принцессами. Сказочных персонажей с удовольствием играли сами ученики 6-x классов. Такие нестандартные уроки, где списываются сказочные, фантастические и реальные- законы сказки и языка, -вызывают у детей желание творчески относится к сухой теории, правилам, создавая из них сказочный мир, а главное, соединяют то, что часто соединить на уроках русского языка бывает трудно- теоретические знания и практические навыки.
Большое внимание уделяю на уроках развитию связной речи детей. Этому (не говоря уже о развитии орфографической зоркости) способствуют и загадки, загадки- шутки, которые активизируют мышление, решают задачи его всестороннего, гармонического развития. Ведь загадки- это соревнование на смекалку, дающие большие возможности для наблюдения за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая память и внимание, развивающая любознательность. Очень важны на уроке и скороговорки, развивающие фонематический слух детей, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. А ребусы, кроссворды не смогут никого оставить равнодушным на уроке. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии. Поиск путей учить по- новому, светло и радостно заставляет меня разрабатывать и уроки литературы с использованием различных видов дидактической игры, такой, в основе которой лежит соревнование, и такой, которая базируется на стремлении претворить произведение в слове, сценическом действии. Жанр произведения, конкретное его содержание, целевые установки на уроке помогают дать первоначальное понятие о строении произведения: это игра с «рассыпанным» текстом и игра с «рассыпанными» иллюстрациями. Так на нестандартном уроке - сказке в 5-ом классе использую викторину, инсценирование по одной из сказок, парад книг, героев сказок, музыкальную викторину. Задача такого урока - побудить к чтению, помочь открыть новые книги. Содержание любой игры определяется особенностями произведения. Изучение произведения, в котором встречается много терминов или новых для учащихся слов, начинаю словарной игрой, игрой-конкурсом на лучшего толкователя слов.
Не обойтись без игры и при изучении темы «Пословицы и поговорки » (5кл.). Здесь моя задача в том, что нужно научить понимать образность пословиц и поговорок, научить применять их в речи. Провожу такие игры при изучении данной темы: «Подскажи словечко», «Закончи пословицу», «Отгадай пословицу по данному слову». Эти игры помогают понять, что многие пословицы имеют ритм, рифму. А вот литературные игры помогают проверить, насколько у учащихся развита читательская память. Очень часто дети читают, не останавливая внимание на деталях, увлекаясь только ходом событий. И задерживать их внимание на деталях помогает игра, например, такая: «Из какой сказки эта вещь?». На столе раскладываются «утерянные вещи»: горошина, хрустальный ботиночек, перо жар- птицы, золотой ключик, и ребятам предлагается вернуть вещи в сказки.
Одна из главных задач уроков литературы развивать творческое воображение учащихся. Для этого тоже служит игра. Во что, вернее в «кого», любят играть пятиклассники и шестиклассники? Преимущественно во взрослых: разведчиков, художников, сценаристов и т. д.. в игре «в кого-то» ученики хотя бы в воображении становятся взрослыми, решающими проблемы настоящей взрослой жизни. Вот эту особенность уч-ся V-VI классов стараюсь использовать, где только возможно. Дети с удовольствием становятся сценаристами, художниками, фотографами, режиссерами. Часто обращаюсь к инсценированию художественного произведения и чтению по ролям. На таких уроках дети овладевают некоторыми приемами театрального искусства. Например, при изучении Чехова был разработан по рассказу «Хирургия» урок-театр. На этом уроке дети знакомились с театром, сами писали сценарий, осуществляли постановку спектакля, с удовольствием играли роли. Театрализованная игра хорошо воспринимается учащимися. Они охотно участвуют в проведении ее на уроках и во внеклассной работе по предмету. Мы назвали такую игру «Литературное кафе». Так на уроках, посвященных Пушкину - лицеисту действующими лицами театрализованной игры были: ведущий, А.С. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбеккер, Пущин, литературоведы, архивариусы. Сценарий урока создавался в результате совместных раздумий учителя и учащихся, вместе же обсуждались и игровые условности. Очень хлопотно готовить такие уроки, но дают они многое. И прежде всего помогают глубже понять автора, подойти к литературному произведению как бы изнутри, прикоснуться к театру и, наконец, понять и узнать лучше детей, а им, в свою очередь, понять нас учителей.

15