Программа работы по преодолению нарушений письменной речи при оптической дисграфии у младших школьников

Программа работы по преодолению нарушений письменной речи при оптической дисграфии у младших школьников.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время, является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.
Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
замены графически сходных букв – состоящие из одинаковых элементов. Но отличающиеся количеством данных элементов ( л – м,
и – ш, ш – щ, ц – щ);
замены графически сходных букв – отличающихся одним дополнительным элементом (о – а, б – д, с – х, х – ж);
замены графически сходных букв – состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве ( в – д, т – ш);
зеркальное написание букв ( с – э, е – э).
После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведётся работа по индивидуальным тетрадям.
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведётся в двух направлениях параллельно):
1). Развитие неречевых процессов;
2). Дифференциация сходных по начертанию букв.
Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на три уровня:
1). Конструирование, реконструирование букв;
2). Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3). Работа со словами-паронимами.
Программа рассчитана на 60 часов (2 часа в неделю) с детьми с ОНР.
К концу обучения дети должны знать:
основные цвета и оттенки;
геометрические фигуры;
схему собственного тела;
направления;
артикуляцию всех звуков;
сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
элементы букв двух шрифров;
название букв родного алфавита.

К концу обучения дети должны уметь:
различать основные и оттеночные цвета;
различать геометрические фигуры;
соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
ориентироваться в схеме собственного тела;
ориентироваться во времени и в пространстве;
сравнивать предметы по величине;
сравнивать элементы букв двух шрифтов;
уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
соотносить букву со звуком и наоборот.

Литература:
1). Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками . – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2). Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбомы 1,2 упражнений по коррекции оптической дисграфии. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.













Тематическое планирование логопедических занятий по преодолению нарушений письменной речи при оптической дисграфии у учащихся 2-го класса,
имеющих недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР.


Количество часов
Тема

Развитие неречевых процессов.


1
7
Развитие зрительного восприятия , памяти, навыка звукового анализа.

2
8
Развитие пространственно-временных отношений.

Дифференциация графически сходных букв.


3
1
Дифференциация букв о – а.


4
2
Дифференциация букв о – а в словосочетаниях, предложениях, тексте.

5
1
Дифференциация букв у - и.


6
2
Дифференциация букв у – и в словосочетаниях, предложениях, тексте.

7
1
Дифференциация букв и – ш, И – Ш.


8
2
Дифференциация букв и – ш, И - Ш в словосочетаниях, предложениях, тексте.

9
1
Дифференциация букв у - д.


10
2
Дифференциация букв у – д в словосочетаниях, предложениях, тексте.

11
1
Дифференциация букв у - в.


12
2
Дифференциация букв у – в в словосочетаниях, предложениях, тексте.

13
1
Дифференциация букв б - д.



14

2

Дифференциация букв б – д в словосочетаниях, предложениях, тексте.

15
1
Дифференциация букв в - д.


16
2
Дифференциация букв в – д в словосочетаниях, предложениях, тексте.

17
1
Дифференциация букв п – т, П – Т.


18
2
Дифференциация букв п – т, П – Т в словосочетаниях, предложениях, тексте.

19
1
Дифференциация букв Т – Г.


20
2
Дифференциация букв Т - Г в словосочетаниях, предложениях, тексте.

21
1
Дифференциация букв л – м, Л – М.


22
2
Дифференциация букв л – м, Л – М в словосочетаниях, предложениях, тексте.

23
1
Дифференциация букв к – н, К - Н.


24
2
Дифференциация букв к – к, К – Н в словосочетаниях, предложениях, тексте.

25
1
Дифференциация букв ш – щ, Ш – Щ.


26
2
Дифференциация букв ш – щ, Ш – Щ в словосочетаниях, предложениях, тексте.

27
1
Дифференциация букв и – ц, И - Ц.


28
2
Дифференциация букв и- ц, И - Ц в словосочетаниях, предложениях, тексте.

29
1
Дифференциация букв ц – щ – Ц – Щ.


30
2
Дифференциация букв ц – щ, Ц – Щ в словосочетаниях, предложениях, тексте.

31
1
Дифференциация букв З – Е.



32

2

Дифференциация букв З - Е в словосочетаниях, предложениях, тексте.

33
1
Дифференциация букв С – Э.


34
2
Дифференциация букв С - Э в словосочетаниях, предложениях, тексте.

35
1
Дифференциация букв С – З.


36
2
Дифференциация букв С - З в словосочетаниях, предложениях, тексте.

Итого: 60 часов


15