Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1 класса по программе «Школа России»






















Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир» для 1 класса
по программе «Школа России»
Авторы: Автор: А.А. Плешаков.




Срок реализации 2016-2017г.






Составитель:
Казарина Ю.А.
учитель начальных классов



2016год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе ФГОС начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования М. «Просвещение»2010, Концепции и программы для начальных классов «Школа России»2010г., сборника рабочих программ «Школа России», М.»Просвещение»2011. Автор Плешаков А.А.
Учебно-методический комплект по окружающему миру для 1класса автора Плешакова А.А.. позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта в области окружающего мира.
Изучение курса направлено на достижение целей:
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
-духовно-нравственное развитие и воспитания личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
-формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
-формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
-формирование модели безопасного поведения;
Осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира , своего места в нем.
В результате обучения данного предмета реализуются следующие учебные цели:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Реализация идеи целостности мира осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Ценностные ориентиры содержания курса

-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
-культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
-семья как основа духовно-нравственного развития;
-труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
-здоровый образ жизни.
Место курса в учебном плане
На изучение курса отводится 2ч в неделю; в 1классе-66ч (33 учебные недели)

Результаты изучения курса
Личностные результаты

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие личной ответственности за свои поступки,
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и ;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,

Метапредметные результаты
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
2)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной ;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
4)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
5) активное использование речевых средств
6)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
7)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1)сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2)осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3)освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4)развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.











Содержание курса
Человек и природа. Человек и общество. Правила безопасной жизни

Содержание курса 1класса

В 1классе еще не выделяются в самостоятельные разделы программы те или иные области действительности (например, живая природа, техника и т.д), ребенок в этом возрасте первооткрыватель мира и его интересует все. Целостный образ окружающего мира формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? когда? почему? зачем? и т.д.
Проведена незначительная корректировка программных тем. Первые цифровые данные, отражают количество отведенных часов по теме (на основании авторской программы 2010г., вторые цифровые данные - количество часов с учетом измененного материала учебников 2011г. За основу взято планирование из сборника рабочих программ «Школа России»-2011г Они выделены жирным шрифтом.
Введение. 9ч – (5ч)
Что и кто?18ч-(19ч) - обеспечивает формирование представлений об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах.
(Небесные тела, природные объекты, разнообразие растительного и животного мира
Наша Родина Россия. Планета Земля, ее форма).
Практические работы: знакомство с разнообразием камней, комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя, знакомство с лиственными деревьями ближайшего окружения, их распознавание по, сравнительное исследование сосны и ели, знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним.

Как, откуда и куда?12ч–(12ч) - обеспечивает познание учащимися различных процессов, явлений окружающего мира, как естественных, так и связанных с деятельностью людей.
(Движение воды, охрана водоемов, свойства воды, электричество, уход за растениями и животными, охрана природы. Как путешествуют письма. Бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду)
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи, свойства снега и льда. Приемы ухода за комнатными растениями, изготовление простейших кормушек для птиц.

Где и когда?9ч –(10ч) - развивает представления детей о пространстве и времени.
(Представление о времени. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Одежда людей в прошлом и настоящем, история велосипеда, его устройство. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых.)

Почему и зачем?17ч (20ч) - обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определения целей ил иной человеческой деятельности
(Солнце - ближайшая к Земле звезда. Луна - естественный спутник Земли. Дождь и ветер. окружающего мира. Цвета радуги. Правила сохранения лесной фауны. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Правила личной гигиены. Автомобили, поезд, железная дорога, самолеты, суда, их устройство, назначение. Космос, искусственные спутники Земли. Экология как наука.)

Заключение1ч
Практические работы: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и т.д.)






Планируемые результаты начального общего образования.
В результате освоения предметного содержания окружающего мира у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта особое место в курсе занимают практические и лабораторные работы, моделирование несложных объектов, создание проектов. Данный вариант рабочей программы разработан для курса окружающий мир в 1 классе по традиционной системе обучения.
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.98. № 1561/14-15 в 1 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков без их оценки в баллах.

Планирование практической части программы


Тема
Кол. часов
Практические работы, лабораторные работы (опыты)
Моделирование
Проекты

1
Задавайте вопросы. Введение.
5

Экскурсии



2
Что и кто?
19
1.Образцы камней по фотографиям, рисункам атласа.
2.Части растений.
3 Комнатные растения по атласу.
4 Растения цветника.
5.Деревья по листьям.
6.деревья по атласу.
7. Строение пера птицы.
8.Строение шерсти зверей.
1.Форма Солнца
2. Строение чешуи рыбы с помощью монет или фольги.
3. Устройство компьютера.
4. Устройство светофора.
5. Форма Земли.
Моя малая Родина

3















Как? Откуда и куда?
12
1.Опыт «загрязнение воды, очистка.
2. Сборка электрической цепи.
3.Опыт «Изготовление морской воды».
Опыты «Исследование снега и льда».
4.Уход за комнатными растениями.
5. Изготовление простейших кормушек.
6.Сортировка мусора по характеру материала.
7. Снежки и снеговая вода на загрязнении.

Моя семья

4
Где и когда?
10
1. Работа с глобусом: Сев. ледовитый океан.
2. Работа с глобусом: Сев. Ледовитый океан.


Мой класс и моя школа.

4
Почему и зачем?
20
1.Возникновение и распространение звуков.
2. Правила ухода за кошкой, собакой.
3. Приемы чистки зубов и мытья рук.
1.Моделирование звезд, созвездие Льва
2.Вызов экстренной помощи по телефону.
3. Экипировка космонавта
Мои домашние питомцы


Тематическое планирование


Содержательные линии
Кол. часов
Деятельность учащихся
Формирование универсальных действий

1
Задавайте вопросы.
Введение
5
2.09-
16.09.
Познакомиться с одноклассниками и учителем, с правилами поведения в школе и обсудить их.
Знакомство с учебниками и тетрадями.
Личностные УУД
-оценивать жизненные ситуации.
Регулятивные УУД
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Познавательные УУД
-отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные УУД
-вступать в учебный диалог

2
Что и кто?
19
Рассказывать о малой родине и о Москве.
Сравнивать дневное и ночное небо.
Рассказывать о нем.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе обсуждения, чтения, наблюдения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных.
Группировать объекты природы по признакам.
Определять части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Различать лиственные и хвойные растения.
Личностные УУД
-ценностно-смысловая ориентация;
-формирование мотивации к учению.
Регулятивные УУД
-целеполагание,
-волевая саморегуляция;
Познавательные УУД
-ориентироваться в учебнике;
-осуществлять анализ объектов;
-группировать предметы по существенным признакам.
Коммуникативные УУД
- вступать в учебный диалог;
-разрешение конфликтов, постановка вопросов;
-контролировать действия партнера.

3
Как?,откуда и куда?
12
Рассказывать о семье.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды, снега и льда
Характеризовать свойства воды, движение воды, снега и льда.
Анализировать схему выработки электричества.
Анализировать ПБП.
Анализировать влияние человека на природу.
Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.
Применять простейшие навыки ухода за комнатными растениями.
Анализировать ситуации об оказании помощи окружающим
Личностные УУД
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
-понимание причин успеха.
Регулятивные УУД
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свое действие в соответствии с задачей;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-коррекция.
Познавательные УУД
-умение структурировать задания;
-знаково-символическое моделирование;

Коммуникативные УУД
-учитывать разные мнения;
-классификация объектов;
-строить понятные высказывания.

4
Где и когда?
10
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Анализировать течение времени
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времен года.
Исследовать на основе наблюдений связь жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Обсуждать роль изобретений в нашей жизни.
Личностные УУД
-оценивать жизненные ситуации;
-понимание причин успеха
Регулятивные УУД
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свое действие в соответствии с задачей;
Познавательные УУД
-смысловое чтение;
-выделение существенных признаков;
Коммуникативные УУД
-формулировать собственное мнение;
-задавать вопросы;
-использовать адекватно речь

5
Почему и зачем?
20
Обосновывать необходимость правил личной гигиены.
Описывать на основе наблюдений различные явления природы.
Применять правила поведения в транспорте.
Классифицировать транспорт по назначению.
Сочинять и рассказывать сказочные истории по иллюстрациям.
Понимать значение слова «экология».
Анализировать ситуации с точки зрения экологии
Личностные УУД
-оценивать жизненные ситуации;
Регулятивные УУД
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свое действие в соответствии с задачей;
Познавательные УУД
-использовать модели и схемы для решения задач;
-устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД
-вступать в учебный диалог;
-контролировать действия товарища;
-аргументировать свою позицию.


Поурочное планирование

Изучаемые темы
Кол-во часов
Дата проведения

1
Задавайте вопросы
1


2 -3
Экскурсия «Что такое наша школа?»
2


4
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»
1


5
Экскурсия «Что мы знаем о правилах ДД?»
1



6
Что и кто?
Что такое Родина?
19ч
1


7
Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?
1


8
Проект «Моя малая Родина»
1


9
Что у нас над головой?
1


10
Что у нас под ногами?
1


11
Что общего у разных растений?
1


12
Что растет на подоконнике?
1


13
Что растет на клумбе?
1


14
Что это за листья?
1


15
Что такое хвоинки?
1


16
Кто такие насекомые?
1


17
Кто такие рыбы?
1


18
Кто такие птицы?
1


19
Кто такие звери?
1


20
Что нас окружает дома?
1


21
Что умеет компьютер?
1


22
Что вокруг нас может быть опасным?
1


23
На что похожа наша планета?
1


24
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто». Презентация проекта «Моя малая родина»




25
Как, откуда и куда?
Как живет семья? Проект «Моя семья».
12ч
1


26
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
1


27
Откуда в наш дом приходит электричество?
1


28
Куда путешествует письмо?
1


29
Куда текут реки?
1


30
Откуда берутся снег и лед?
1


31
Как живут растения?
1


32
Как живут животные?
1


33
Как зимой помочь птицам?
1


34
Откуда берется и куда девается мусор?
1


35
Откуда в снежках грязь?
1


36
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
Презентация проекта «Моя семья».




37
Где и когда?
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»
10ч


38
Когда придет суббота?
1


39
Когда наступит лето?
1


40
Где живут белые медведи?
1


41
Где живут слоны?
1


42
Где зимуют птицы?
1


43
Когда появилась одежда?
1


44
Когда изобрели велосипед?
1


45
Когда мы станем взрослыми?
1


46
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда».
Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
1


47
Почему и зачем?
Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?
20ч
1


48
Почему Луна бывает разной?
1


49
Почему идет дождь и дует ветер?
1


50
Почему звенит звонок?
1


51
Почему радуга разноцветная?
1


52
Почему мы любим кошек и собак?
1


53
Проект «Мои домашние питомцы»



54
Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
1


55
Зачем мы спим ночью?
1


56
Почему нужно есть много овощей и фруктов?
1


57
Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
1


58
Зачем нам телефон и телевизор?
1


59
Зачем нужны автомобили?
1


60
Зачем нужны поезда?
1


61
Зачем строят корабли?
1


62
Зачем строят самолеты?
1


63
Почему в автомобиле и поезде и на корабле нужно соблюдать ПБ?
1


64
Зачем люди осваивают космос?
1


65
Почему мы часто слышим слово «экология»
1


66
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу »Почему и зачем?».
Презентация проекта « Мои домашние питомцы.
1






Планируемые результаты

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся к концу 1класса
Учащиеся должны знать:

название нашей планеты, родной страны и её столицу, регион, где живут учащиеся, родной город;
государственную символику России
государственные праздники
основные (легко определяемые) свойства воды
общие условия, необходимые для жизни живых организмов
правила сохранения и укрепления здоровья
основные правила поведения в окружающей среде
Уметь:
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
выполнять правила безопасного поведения в природе;
узнавать изученные объекты;
ориентироваться в важнейших для страны событиях
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Основные требования к уровню подготовки по окружающему миру
оканчивающих 1 класс.

ЗУН
УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Универсальные учебные действия

Знать:
название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города
государственную символику России
государственные праздники
основные (легко определяемые) свойства воды
общие условия, необходимые для жизни живых организмов
правила сохранения и укрепления здоровья
основные правила поведения в окружающей среде;



различать части растения, отображать их на рисунке (схеме)
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе
оценки воздействия человеку на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете



Личностные УУД
-формирование мотивации к учению;
-понимание причин успеха;
-оценивать жизненные ситуации;
-ценностно-смысловая ориентация;
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные УУД
-организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
-целеполагание;
-волевая саморегуляция;
-принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать свое действие в соответствии с задачей;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-коррекция.
Познавательные УУД
-ориентироваться в учебнике;
-осуществлять анализ объектов;
-группировать предметы по существенным признакам
-умение структурировать задания;
-знаково-символическое моделирование;
-использовать модели и схемы для решения задач;
-устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД
- вступать в учебный диалог;
-разрешение конфликтов, постановка вопросов;
-контролировать действия партнера
-учитывать разные мнения;
-классификация объектов;
-строить понятные высказывания
-аргументировать свою позицию




Уже на данном первоначальном этапе обучения учитель должен прогнозировать наличие ЗУН, необходимых выпускнику начальной школы. В результате изучения курса выпускники научатся и получат возможность научиться:
Раздел «Человек и природа»
Выпускник научится:
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-описывать на основе предложенного плана изученные объекты живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и производить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и ПТБ .
- использовать известные научные текстов с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных и письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания для поиска информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) ля объяснения явлений или выявления свойств объектов;
-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту
раздельный сбор мусора, экономия воды и э/энергии) и в природе;
-пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять ПБП в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Раздел «Человек и общество»
Выпускник научится:
-различать государственную символику РФ, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву-столицу России, свой регион и его главный город;
-различать прошлое, настоящее, будущее, соотносить основные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий не «ленте времени» -используя доп. Источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, на основе имеющихся знаний отличать реальные события от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах ( семья, общество Сверстников)
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных или письменных высказываний;
Соблюдать ПЛБ и безопасности окружающих, понимать необходимость ЗОЖ
Выпускник получит возможность научиться:
-осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
-ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, страны;
-проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в т.ч. правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.


Материально - техническое обеспечение образовательного процесса


Книгопечатная продукция
Плешаков А. .А. Окружающий мир. Сборник рабочих программ «Школа России» -1-4кл. М. «Просвещение» 2014г.
Учебники
Плешаков А.. А. Окружающий мир. Учебник.1класс. В 2ч. – М. Просвещение, 2011
Рабочие тетради
Плешаков А.. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.1класс. В 2ч. – М. Просвещение, 2014
Тесты
Плешаков А.. А. и др. Окружающий мир. Тесты. 1класс. В 2ч. – М. Просвещение, 2014
Методические пособия
Плешаков А.. А., Александрова В.П. , Борисова С..А. Окружающий мир. Поурочные разработки.1класс
Плешаков А.. А.. От земли до неба. Атлас-определитель.
Плешаков А. А.. Зеленые страницы
Плешаков А. .А.. Великан на поляне.
Печатные пособия
Плешаков А. А. Таблицы по окружающему миру 1класс
Компьютерные и ИК средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1класс
Технические средства
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экранно –звуковые пособия
Видеофильмы
Аудиозаписи
























15