Статья «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация: В статье рассмотрены и проанализированы проблемы развития словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: словарный запас, младшие школьники с нарушением интеллекта, ограниченность словарного запаса.
Термин «умственная отсталость» определяется как состояние задержанного или неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей.
В научных исследованиях умственная отсталость рассматривается как совокупность этиологически разных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации вследствие преобладающего интеллектуального дефекта.
Как закономерность психического развития детей с первичными и вторичными отклонениями Л. С. Выготский впервые в психологической науке рассматривал трудности их социальной адаптации, затруднения во взаимодействиях и взаимоотношениях таких детей с социальной средой. Выготский Л. С. указывал, что первым и наиболее частым осложнением, возникающим как вторичный синдром при умственной отсталости, оказывается недоразвитие высших психических функций, в том числе и речи [2, 100c.].
Преломляя концепцию об общих и специфических закономерностях развития аномальных детей по отношению к речевому развитию умственно отсталых детей с целью анализа структуры речевого дефекта, следует отметить, что у детей рассматриваемой категории речевые нарушения носят системный характер, то есть речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь. Кроме того, отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи, наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи [4, 78c.].
Нарушения речевого развития детей с нарушениями интеллекта отрицательно влияют на всю психическую деятельность, что вызывает у них затруднение общения с окружающими, так как нарушаются коммуникативные возможности. Также, наблюдается задержка формирования познавательных процессов, то есть существенные препятствия в формировании личности [1, 6-8c.].
В настоящем исследовании проблема актуализации словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью рассматривается с позиций коммуникативно-прагматического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических исследовательских данных и позволяющего формировать целостное видение обозначенной проблемы. Полагаем, что данный подход позволит не только оптимизировать процесс коррекционной логопедической работы по актуализации словаря детей с интеллектуальной недостаточностью, но и будет способствовать развитию речевого общения детей и их социальной адаптации в целом.
В рамках нашего исследования актуализацию словаря мы трактуем как перевод слов из пассивного словарного запаса в активный.
В. Г. Петрова отмечала, что развитие словаря детей с нарушениями интеллекта задерживается не только за счет низкого интеллектуального уровня, но и как итог ограниченности речевых и социальных контактов, что ограничивает его коммуникативные функции, снижая речевую активность в целом. Данную закономерность отмечали и другие авторы [10, 109c.].
Ограниченность словарного запаса обнаруживается при назывании явлений и предметов окружающей среды, их функциональных и внешних свойств и выполняемых действий. Автор (В. Г. Петрова) указывает на то, что дети не знают большинства встречающихся объектов, поэтому могут использовать одно и тоже слово либо жест. В лексиконе детей с нарушением интеллекта преобладает пассивный словарь, а активный с трудом актуализируется, поэтому отмечается нарушение процесса организации семантических полей. Большая часть известных слов для детей с интеллектуальной недостаточностью входит в пассивный словарь, фактически не используясь в речи. Своеобразие словаря отличается суженностью круга используемых названий обыденных предметов [10, 120c.].
Исходя из анализа литературных источников, можно выделить причины ограниченности словарного запаса детей с нарушениями интеллекта:
- низкая познавательная активность (в речевой деятельности также);
- ограниченные возможности общения, которые обусловлены собственно речевым недоразвитием и спецификой микросреды;
- неточность и неполнота овладения предметным значением слова, которая затрудняет понимание речи других людей и формирование своих высказываний [3], [6].
Резюмируя вышеизложенное, обратимся к ссылке на А. Р. Лурию, который обозначал характерные особенности овладения речью, присущие детям с нарушениями интеллекта, а именно: словесная система умственно отсталого ребенка оказывается особенно недоразвитой, а связи, вызывающие у него процесс словообразования, оказываются особенно конкретны и бедны. Функция абстракции и обобщения, словесная система ребенка с нарушением интеллекта характеризуется большей косностью. Педагоги коррекционной школы знают, что главный дефект ребенка с нарушением интеллекта заключается в том, что выработанный навык становится косным, значит, начинает инертно применяться во всех задачах [9, 187c.].
Проведенные В. И. Лубовским исследования развития словесной регуляции действий у детей с нарушением интеллекта показали, что общую закономерность составляют недостаточность и специфические особенности словесного опосредования. В этой связи он рассматривал дефектность словесного опосредования как одно из проявлений нарушения психического развития ребенка. Недостаточное участие словесной системы обнаруживается при этом как в регуляции произвольных реакций, так и в других видах психической деятельности детей. Это отрицательно влияет на процессы приема, переработки и хранения информации, то есть обусловливает недостатки памяти, восприятия, мышления, регуляции деятельности в целом; узкие возможности словесного опосредования ведут к несовершенству узнавания объектов [8, 160c.].
В исследованиях Р. И. Лалаевой показано, что явная непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем речевого развития отсутствует. Так, среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью [7, 120c.].
Исследования, направленные на выявление затруднений в овладении словарным запасом у младших школьников с умственной отсталостью, свидетельствуют о том, что активный словарь учащихся характеризуется следующими особенностями: бедностью; расплывчатость семантики слов; использованием слов, не несущих никаких значений; применением узкого круга хорошо знакомых слов, значение которых при этом неоправданно расширяется или сужается; недостаточностью развития процессов обобщения; многочисленными вербальными заменами; нарушением процессов тематического отбора и семантического выбора слов при порождении речевого высказывания [5, 87c.].
Выявлено, что у младших школьников, имеющих интеллектуальную недостаточность, страдает динамическая структурация значения слов, нет правильной группировки слов при их усвоении. Лексика таких детей неточна по значению. Неточности в употреблении слов у детей, имеющих интеллектуальную недостаточность, исследователи объясняют трудностями дифференциации как самих предметов, так и их обозначений. Вследствие слабости процесса дифференцировочного торможения дети легче воспринимают сходство предметов, чем их различие, поэтому они усваивают, прежде всего, общие и наиболее конкретные признаки сходных предметов.
Для формирования и развития словаря детей с нарушением интеллекта, необходима целенаправленная педагогическая стимуляция, которая обеспечивается специально разработанной методической системой.
Список литературы Бабина Е. С. Развитие значения слова в системе логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с функциональным нарушением зрения / Е. С. Бабина // Фундаментальные исследования. 2012. №9-3. С.607-612.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. / Л. С. Выготский – Издательство «Лабиринт», М., 1999. – 352 с.
Дмитриева Л.И. Особенности коррекционной работы по формированию словаря у учащихся младших классов школ для детей с нарушением интеллекта. Дис. канд. пед. наук: 13.00.03 Екатеринбург, 2000 159 с. РГБ ОД, 61:01-13/1415-5
Егорова Алена Владимировна О механизме нарушения актуализации словаря у детей с интеллектуальной недостаточностью / А. В. Егорова // Образование и наука. 2010. №9 С.77-84.
Емельянова И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова // Образование и наука. 2009. №1 С.86-94.
Исмаилова И. С. Особенности связной устной речи при составлении рассказов по картинке у младших школьников с нарушениями зрения и интеллекта / И. С. Исмаилова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №33.
Лалаева Р.И. Проблема исследования «чувства языка» у умственно отсталых школьников // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: (Тезисы докладов). / Р. И. Лалаева – М.: МГЛУ, 1999. – С. 119-123.
Лубовский В.И. (ред.) Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. / Под ред. Е.Д. Хомской. 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.
Петрова В. Г. О словарном составе письменной речи умственно отсталых школьников // Тезисы докладов 6-й научной сессии по дефектологии. / В. Г. Петрова – М., 1971. – С. 396.