Циклограмма мониторинга изучения состояния обучения и воспитания физики по новым образовательным стандартам

Циклограмма мониторинга изучения состояния
обучения и воспитания физики по новым образовательным стандартам с учетом требований ГОС.
Обоснование актуальности
Стратегической целью государственной политики в области образования является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В этой связи возникает необходимость формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.
Данная необходимость рассмотрена и учтена программой Государственного образовательного стандарта, в основу которого положены принципы личностно-ориентированного, компетентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. Реализация данных подходов удовлетворяет требованиям к уровню подготовки выпускников, которые в свою очередь делятся на личностные, предметные и метаредметные.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Согласно этому и выделины основные критерии к достижению определенных результатов.
Личностные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Предметные результаты освоения образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета, входящего в состав предметных областей, должны обеспечивать:
1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировозрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
6) овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
7) развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
8) формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;
9) формирование собственного отношения и оценки необходимости научных знаний; взаимосвязи различных способов представления механического движения; практического значения изученных физических законов в природе и технике; проявления закона сохранения и превращения механической энергии; эффективности использования машин и механизмов; значения света для жизни на Земле.
Становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере обусловило необходимость разработки и внедрения современных методов мониторинга в практику работы общеобразовательных организаций.
Мониторинг
Мониторинг рассматривается как система мер по непрерывному отслеживанию качества результатов освоения основной образовательной программы учащимися, их соответствия требованиям Государственного образовательного стандарта.
В ходе реализации мониторинг как средство повышения качества образования выполняет следующие функции:
контрольно-диагностическую - получение достоверной и объективной информации о степени освоения учащимися основной образовательной программы;
корректирующую - выявление и классификация проблем в учебной деятельности, выяснение причин ее неуспешности, анализ и дальнейшая корректировка педагогической деятельности;
коммуникативно-информационную - обеспечение обратной связи между участниками мониторинга;
управленческую - принятие управленческих решений по коррекции образовательного процесса на основе анализа;
прогностическую - накопление информации об успешности деятельности образовательной системы, позволяющей выстраивать прогнозы образовательных эффектов от реализации современных целей образования.
В основу проведения мониторинга положены следующие принципы:
реалистичности требований, норм и показателей качества обученности, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества обученности;
оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества предметных результатов освоения основной образовательной программы (с учетом возможности их многократного использования); 
инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
объективности, достоверности, полноты и системности информации о состоянии обученности учащихся;
соблюдения  морально-этических норм при проведении процедур оценки качества предметных результатов.
К ключевым понятиям мониторинга относятся следующие:
Измерение оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия государственному образовательному стандарту.
Мониторинг – непрерывное, научно-обоснованное, диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием и развитием процессов, происходящих в системе образования с целью выявления соответствия их желаемому результату на основе соответствующих критериев и показателей.
Оценка качества образования - определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Педагогический мониторинг - системы сбора, обработки, анализа, хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Педагогический мониторинг позволяет получить, упорядочить и систематизировать информацию об исследуемом процессе, поступающую из различных источников.
Предметные результаты образовательной деятельности – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Система оценки качества образования целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования,  а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования, принятие эффективных управленческих решений.
Система оценки учебных достижений обучающихся – система и состав инструментария, включающая описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.
Учебные достижения – измеряемый показатель или количественная характеристика подготовленности обучающегося, которая выражается числом правильно выполненных заданий теста (первичных баллов) или числом тестовых баллов, полученных по методикам шкалирования с учетом трудности заданий. В педагогике к учебным достижениям относят предметные знания, межпредметные умения, навыки и компетентность.
В мониторинг уместно ввести понятие коэффициента успешности сдачи ГИА, который рассчитывается как отношение среднего балла сдачи экзамена к годовому значению по предмету.
Этапы внедрения и реализации мониторинга
I этап – организационный:
- разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых измерений, обработки, анализа, хранения, представления информации.
II этап – основной:
- реализация в учебном году мониторинговых измерений.
III этап – обобщающий:
- обобщение результатов работы, сопоставление с поставленными целями и задачами, оценка эффективности, создание информационного банка данных мониторинга качества предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Блоки мониторинга
Традиционно школьный мониторинг содержит следующие разделы (блоки):
1. Продуктивность образовательного процесса (мониторинг образовательной подготовки обучающихся).
2. Воспитательная система (мониторинг уровня воспитанности учащихся).
3. Научно-методическая работа (мониторинг профессиональной компетентности педагогов).
Основываясь на выше изложенном, циклограмма мониторинга изучения состояния обучения и воспитания физики по новым образовательным стандартам с учетом требований ГОС, может быть представлена в следующем виде.







Цель мониторинга: создание системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление соответствия фактического уровня предметных достижений обучающихся требованиям ГОС; для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учащихся, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.
Задачи мониторинга:
– разработка собственных или выбор из перечня имеющихся методик сбора информации на основе выстроенной в общеобразовательной организации мониторинга;
– собственно сбор информации;
– обработка полученных количественно-качественных показателей информации;
– проведение анализа информации;
– классификация информации по блокам и направлениям мониторинга;
– выявление тенденций в развитии образовательной среды и результатах образовательного процесса;
– оформление аналитических материалов в форме справок, таблиц, докладов и т. д.;
– принятие управленческих решений;
– распространение аналитико-прогностического информационного продукта в субъектном модуле образовательного пространства.
Объекты, предметы и механизм внутреннего мониторинга качества образования
Основными объектами в системе внутреннего мониторинга являются качество образовательных результатов по физике и условия их достижения.\
Объектами мониторинга являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов, образовательные программы и условия их реализации.
Предметами внутреннего мониторинга оценки качества образования по физике являются:
- основные и дополнительные образовательные программы, условия их реализации;
- учебные и внеучебные достижения обучающихся, степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту;
- уровень учебной и социальной компетентности обучающихся;
- продуктивность, профессионализм и квалификация учителей физики.
Механизм внутреннего мониторинга оценки качества образования включает в себя:
- сбор данных про образовательную деятельность учителей физики посредством процедур контроля и экспертной оценки качества образования;
- анализ и оценка качества образования;
- коррекция результатов образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
- обеспечение статистической и аналитической информацией участников образовательного процесса.
Диагностический инструментарий:
анкеты;
контрольно-измерительные материалы по изучаемой дисциплине;
ИКТ тесты;
психологические тесты;
фронтальные лабораторные работы;
вопросники.
Ожидаемые результаты:
комфортное психоэмоциональное состояние объектов образовательного процесса;
повышение предметной и учебной мотивации;
оптимальный уровень учебной нагрузки с учётом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;
повышение уровня участия и достижений обучающихся во внеклассной и внешкольной деятельности;
эффективность внедрения инновационных процессов в учебной и воспитательной работе;
положительная динамика качества образования и воспитания обучающихся;
повышение профессионализма учителей физики.