Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ОДБ.02 Литература для всех специальностей НПО


Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ






МЕТОДИЧЕСКИЕ указания
для студентов по выполнению
самостоятельной работы
по дисциплине ОДБ 02. «литература»
основной профессиональной образовательной программы
по профессиям:



«151903.02» - Слесарь
«140446.03» - Электромонтер по ремонту
и обслуживанию электрооборудования
«151902.03» - Станочник (металлообработка)
«190631.01» - Автомеханик




Тольятти 2014



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
Предметной комиссией русского
языка и литературы
Председатель
__________ Н. П. Шмелёва
___________2014








Разработал: _________________ Попова Л. Н., преподаватель ГБОУ СПО ТМК


Рецензент: _________________ Шмелёва Н. П., преподаватель ГБОУ СПО ТМК

Методические указания предназначены для самостоятельной работы студент по профессиям:

«151903.02» - Слесарь
«140446.03» - Электромонтер по ремонту
и обслуживанию электрооборудования
«151902.03» - Станочник (металлообработка)
«190631.01» - Автомеханик
при изучении дисциплины ОДБ.02 Литература

Методические указания призваны помочь студентам самостоятельно освоить некоторые теоретические положения по литературе.




СОДЕРЖАНИЕ

1.
Введение
2

2.
Карта самостоятельной работы студента
6

3.
Порядок выполнения самостоятельной работы студентом
12

4.
Список рекомендуемой литературы
24

Приложения
26




















ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Литература» является дисциплиной общеобразовательного курса. Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Литература» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Литература».
Содержание методических указания по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования.
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение дисциплины «Литература» студентами дневной формы обучения предусмотрено всего 267 часов, из них лекций – 195 часов, самостоятельных занятий – 72 часа, на 1 курсе- 36, на 2 курсе- 36.
Целью методических указаний является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.
Задачами методических указаний по самостоятельной работе являются:
активизация самостоятельной работы студентов;
содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:
определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
установление требований к результатам изучения дисциплины.
Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов.
Цель преподавания дисциплины «Литература» - дать студентам теоретические знания в области литературы. В результате изучения дисциплины студент
должен знать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия
должен уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителей.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами по дисциплине код ОДБ 02 «Литература» состоят из карты самостоятельной работы студента и порядка выполнения самостоятельной работы студентом, списка рекомендуемой литературы. Они разработаны таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.
Тенденция современного образования – самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.
Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.
Самостоятельность – это такое качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.
Карта самостоятельной работы поможет студентам организовать свою работу и мобилизовать себя на достижение поставленных задач. Из данной карты студенты узнают наименования тем, которые вынесены на самостоятельное изучение, обязательные и предоставленные по выбору формы самостоятельной работы, основную литературу. К каждой теме предложен план, вопросы самопроверки и проверки, которые помогут студентам сориентироваться в изучаемой теме, правильно расставить акценты. Самостоятельная работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
В карте самостоятельной работы студента предложены наименования вопросов, количество часов для выполнения, форма осуществления работы, вопросы для самопроверки и проверки преподавателем, а также основная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий. Для выполнения самостоятельной работы студентам разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению студентов.
ФГОС нормирует требования сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы методическим обеспечением и обоснования времени, затрачиваемого на её выполнение.
Карта самостоятельной работы студента

Наименование темы или
вопроса
Час
Вид работы
Форма контроля
Дата сдачи

1
2
3



Раздел 1.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

9




1.1. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь

Изучить и законспектировать статью «Тайна Пушкина: книга как жизнь»
Проверка конспекта
сентябрь

1.2. Философское начало в ранней лирике.

Составить биохронику А.С.Пушкина
Проверка конспекта
сентябрь

1.3. Лирика любви и дружбы.

Законспектироватьстатью «Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине».
Проверка конспекта
сентябрь

1.4. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.


Изучить и законспектировать статью «Лермонтов и Пушкин: диалог в жанре элегии»
Проверка конспекта
сентябрь

1.5. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.

Прочитать поэму «Демон».
Устный опрос
сентябрь

1.6. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои.

Прочитать «Невский проспект».
Устный опрос
сентябрь

1.7. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе

Законспектировать критические статьи о Гоголе В. Белинского, А. Григорьева
Проверка конспектов
сентябрь

Раздел 2.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА


16




2.1.Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

Подготовить проект «Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика».
Защита проекта
октябрь

2.3. «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Создать презентацию по системе образов драмы «Гроза»

Защита презентации
октябрь

2.7. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.

Подготовить сообщение на тему «Формирование творческого метода Гончарова»
Устный опрос
октябрь

2.14. Композиция и сюжет романа «Отцы и дети»

Составить таблицу «Биохроника И.С.Тургенева»
Устный опрос
ноябрь

2.15 Базаров в системе образов

Подготовить реферат на тему «Значение заключительных сцен романа»
Проверка реферата
ноябрь

2.19. Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Философичность – основа лирики поэта.

Подготовить реферат на тему «Символичность образов поэзии Тютчева»
Проверка реферата
ноябрь

2.20. А.А. Фет. Сведения из биографии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета

Подготовить реферат на тему «Лирический герой в поэзии А.А. Фета.»
Проверка реферата
декабрь

2.32. Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии

Составить историческую справку « Образ Петербурга 19 века».

Проверка доклада
декабрь

2.42. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя

Подготовить доклад на тему «Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого».
Проверка доклада
декабрь

Рейтинговая оценка.





2.51 Идейные искания Толстого

Подготовить обзорное сообщение по творчеству позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
Написать реферат на тему «Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.»
Устный опрос











Проверка реферата
январь

2.57 Критика о Чехове. (И. Анненский, В. Пьецух)

Подготовить реферат на тему «Критика о Чехове»
Проверка реферата
январь

Раздел 3.
Зарубежная литература
4




3.1. Зарубежная литература (обзор)

Подготовить сообщение на тему «Поэты-импрессионисты» (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).


Проверка сочинения
январь

Раздел 4.
Русская литература на рубеже веков
4




4.1. Обзор литературного процесса XX века.

Познакомиться со статьями Д. Мережковского «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленина «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсова. «Свобода слова», А. Блока «Интеллигенция и революция».




Проверка докладов
февраль

4.2. И.А. Бунин. Лирика

Составить тезисный план «Поэтика И. А. Бунина».

Проверка плана
февраль

Тема 4.3. Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»


Составить цитатный план «Критики о Бунине*» (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов).





Проверка плана
февраль

Тема 4.5 Нравственные и социальные мотивы в творчестве Куприна.

Составить цитатный план «Критики о Куприне» (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов)
Проверка плана
февраль

Раздел 5. Русская литература начала XX века
10




Тема 5.4. Акмеизм: от символа к вещи.

Проанализировать стихотворение «Жираф», «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева
Проверка анализа стихотворения
март

Тема 5.6. Новый реализм: архаисты и новаторы.

Подготовить рефератов по творчеству неореалистов
Проверка рефератов
март

Тема 5.15. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.


Выучить наизусть стихотворение В.Маяковского «О дряни»

Проверка выразительного чтения наизусть
март

Тема 5.16. Поэтическая новизна ранней лирики.





Тема 5.17. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Тема природы в лирике.

Прочитать поэму «Анна Снегина»* – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме
Проверка анализа художественного текста
март

Тема 5.27. А. П. Платонов. Повесть «Котлован» - реквием по утопии.


Написать реферат на тему «Основные лейтмотивы прозы А.Платонова».
Проверка реферата
апрель

Раздел 6. Русский исторический роман 20 века
9




Тема 6.2. М.А. Булгаков. Сведения из биографии.

Написать рецензию на один из рассказов Булгакова
Проверка рецензии
апрель

Раздел 7. Литература периода Великой Отечественной войны
10




Тема 7.3. Б.Васильев «А зори здесь тихие»

Написать сочинение – рассуждение о роли женщины на войне.
Проверка сочинения
апрель

Тема 7.4. В.Кондратьев «Сашка».

Создать презентацию «Образ героя на войне»
Проверка презентации
май

Тема 7.10. А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.

Написать реферат по биографии Твардовского
Проверка реферата
май

Раздел 8. Литературный процесс 60-х годов
6




Тема 8.2. А.И.Солженицын. Сведения из биографии.

Написать реферат «Эпоха Солженицына»
Проверка реферата
май

Тема 8.6. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

Написать рецензию на один из рассказов Шаламова
Проверка рецензии
май

Раздел 9. Художественные поиски и традиции в современной поэзии, прозе и драматургии
4




Тема 9.3. А. В. Вампилов «Старший сын»

Прочитать пьесу «Утиная охота». Написать реферат «Образно-стилистическое своеобразие произведений Вампилова».
Проверка реферата и анализа художественного текста
июнь

Тема 9.12. Художественный мир прозы Ю. В. Трифонова.

Законспектировать статью «Городская проза»(с. 292-298 В. А. Чалмаев, С. А. Зинин Литература. 11 класс.)
Проверка конспекта статьи
июнь

Тема 9.13. Исповедальное слово В. Астафьева.

Прочитать роман «Прокляты и убиты».
Проверка анализа художественного текста
июнь

Тема 9.14. «Живя, умей все пережить»: нравственные уроки повестей Распутина.

Прочитать рассказ «Не могу-у», вошедший в книгу «Век живи, век люби», и проанализировать его
Проверка анализа художественного текста
июнь

Итого:
72




ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ

Тема 1.1 А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь
Самостоятельная работа 1
Задание 1.1 Изучить и законспектировать статью «Тайна Пушкина: книга как жизнь»
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.(0)
Порядок выполнения задания:
На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы, необходимо прочитать и законспектировать статью «Тайна Пушкина: книга как жизнь»
Для проверки правильности выполнения задания студенты должны ответить на вопросы.
Вопросы для самопроверки и проверки
1.В каком году родился А. С. Пушкин?
2.Перечислите основные темы творчества А. С. Пушкина.
3.В чём, по мнению автора, заключается главная тайна Пушкина?
Тема 1.2.Философское начало в ранней лирике.
Самостоятельная работа 2. Составить биохронику А.С.Пушкина
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: заполнить таблицу по биохронике А.С.Пушкина

Дата
События

















Вопросы для самопроверки и проверки
1.В каком году родился А. С. Пушкин?
2.Где учился Пушкин?
3.С кем была дуэль?
Тема 1.3. Лирика любви и дружбы.
Самостоятельная работа 3. Законспектировать статью «Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине».
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: законспектировать статью «Критики об А.С. Пушкине. В. Г. Белинский о Пушкине».
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Как высказывался Белинский о Пушкине?
2. Что поражало Белинского в Пушкине?
Тема 1.4. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.
Самостоятельная работа 4.Изучить и законспектировать статьи «Лермонтов и Пушкин: диалог в жанре элегии» (с. 72 И. Н. Сухих «Литература» для 10 класса)
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература (с. 72 И. Н. Сухих «Литература» для 10 класса).
Задание: законспектировать статью «Лермонтов и Пушкин: диалог в жанре элегии».
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Что общего у Пушкина и Лермонтова в жанре элегии?
Тема 1.5. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.
Самостоятельная работа 5. Прочитать поэму «Демон».
Цель: закрепление знаний по содержанию поэмы « Демон».
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература
Задание: прочитать поэму и проанализировать.
Вопросы для самопроверки и проверки
1.В чём противоречивость центрального образа произведения.
2.Земное и космическое в поэме.
3.В чём смысл финала поэмы, ее философское звучание?
Тема 1.6. Н.В. Гоголь. Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои.
Самостоятельная работа 6. Прочитать Гоголя «Невский проспект».
Цель: закрепление знаний по содержанию « Невского проспекта».
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература
Задание: прочитать рассказ и проанализировать.
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Почему нельзя верить Невскому проспекту?
2.Что случилось с главным героем Пискарёвым?
3.Расскажите историю поручика Пирогова.
Тема 1.7. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе
Самостоятельная работа 7. Законспектировать критические статьи о Гоголе В. Белинского, А. Григорьева.
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература
Задание: законспектировать высказывания известных критиков о Гоголе.
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Что говорил о Гоголе В. Белинский?
2.Что говорил о Гоголе А. Григорьев?
Тема 2.1 Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе

Самостоятельная работа 8. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.
Цель: уяснить, что такое литературная критика, эстетическая полемика, журнальная полемика.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература
Задание: выписать из литературоведческого словаря- справочника понятия литературная критика, эстетическая полемика, журнальная полемика.
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Что такое литературная критика?
2.Что такое эстетическая полемика?
3.Что такое журнальная полемика?
Тема 2.22.3. А.Н.Островский. Сведения из биографии. «Гроза».
Самостоятельная работа 9-10.Презентация по системе образов драмы «Грозы»
Цель: закрепление знаний о содержании пьесы Островского «Гроза»
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.

Задание: создать презентацию по образам героев пьесы «Гроза»

Вопросы для самопроверки и проверки
1.Перечислите основные черты характера Тихона.
2.Назовите основные черты характера Катерины.
Тема 2.42.7. И.А. Гончаров. Жизнь и творчество.
Самостоятельная работа 11-12.Формирование творческого метода Гончарова.
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве Гончарова.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: написать реферат на тему «Творческий метод Гончарова»
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Назовите основной творческий метод Гончарова.
Тема 2.82.14.И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. « Отцы и дети».
Самостоятельная работа 13-14. Заполнить таблицу «Биохроника И.С.Тургенева».
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве Тургенева.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: заполнить таблицу по биохронике Тургенева.

Дата
События














Вопросы для самопроверки и проверки:
1.Назовите годы жизни Тургенева.
Тема 2.15. Базаров в системе образов
Самостоятельная работа 15.Значение заключительных сцен романа «Отцы и дети».
Цель: закрепление знаний о содержании романа «Отцы и дети».
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить доклад о значении заключительных сцен в романе «Отцы и дети».
Вопросы для самопроверки и проверки:
1.Чем закончился роман «Отцы и дети»?
2.Кто посещал могилу Базарова?
Тема 2.16 2.19.Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии. Философичность – основа лирики поэта.
Самостоятельная работа 16-17. Подготовить реферат «Символичность образов поэзии Тютчева»
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве Тютчева.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить доклад о поэтических образах Тютчева.
Вопросы для самопроверки и проверки:
1.Перечислите основные образы поэзии Тютчева.
Тема 2.20. А.А. Фет. Сведения из биографии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета.
Самостоятельная работа 18. Подготовить реферат «Лирический герой в поэзии А.А. Фета».
Цель: закрепление знаний о жизни и творчестве Фета.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить доклад о лирических героях поэзии Фета.
Вопросы для самопроверки и проверки:
1.Перечислите основные черты характера лирического героя стихов Фета.
Тема 2.212.30. Петербург Достоевского
Самостоятельная работа 19-20. Составить историческую справку « Образ Петербурга 19 века».
Цель: подготовить студентов к восприятию романа Достоевского
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить доклад на тему « Петербург 19 века».
Вопросы для самопроверки и проверки:
1.Каков Петербург 19 века?
Тема 2.312.42. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя
Самостоятельная работа 21-22. Подготовить доклад на тему «Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого».
Цель: прочитать рассказы, проанализировать.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить анализ произведения.
Вопросы для самопроверки и проверки:
Что Толстой обличает в «Севастопольских рассказах»?
Как отражена проблема истинного и ложного патриотизма в рассказах?
Тема 2.432.51. Роман-эпопея «Война и мир». Идейные искания Толстого
Самостоятельная работа 23. Подготовить обзорное сообщение по творчеству позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат».
Написать реферат на тему «Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века».
Цель: прочитать произведения Толстого, проанализировать их.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить анализ произведений, написать доклад на тему «Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века»
Вопросы для самопроверки и проверки:
В чём мировое значение творчества Л. Толстого
Как творчество Толстого повлияло на культуру 20 века?
Тема 2.522.57. А.П.Чехов. Сведения из биографии. Жизнь и творчество, Особенности рассказов начала 1880-х годов
Самостоятельная работа 24-25. Подготовить реферат на тему «Критика о Чехове»
Цель: познакомить со статьями И. Анненского, В. Пьецух о Чехове.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: законспектировать статьи И. Анненского, В. Пьецух о Чехове.
Вопросы для самопроверки и проверки:
Что говорил о Чехове И. Анненский?
Что удивляло в Чехове В. Пьецух?
Тема 3.1. Зарубежная литература (обзор)
Самостоятельная работа 26-29. Подготовить сообщение на тему «Поэты-импрессионисты» (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).
Цель: познакомить с поэтами-импрессионистами.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: подготовить сообщение о поэтах-импрессионистах (Ш. Бодлер, А. Рембо О. Ренуар, П. Малларме и др.).
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Назовите годы жизни Бодлера.
2.О чём стихи О. Ренуара?
Тема 4.1. Обзор литературного процесса XX века.
Самостоятельная работа 30.Познакомиться со статьями Д. Мережковского «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленина «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсова. «Свобода слова», А. Блока «Интеллигенция и революция».
Цель: познакомить с содержанием статей Д. Мережковского, А. Блока.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание:
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Какую мысль выразил Мережковский в своей статье?
2. Что волновало Блока?
Тема 4.2. И.А. Бунин. Лирика
Самостоятельная работа 31.Составить тезисный план «Поэтика И. А. Бунина».
Цель: познакомить с поэзией И. Бунина.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить тезисный план «Поэтика И. А. Бунина»
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Назовите годы жизни Бунина.
2. На какие темы пишет свои стихи Бунин?
В чём особенность поэзии Бунина?
Тема 4.3 Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
Самостоятельная работа 32.Составить цитатный план «Критики о Бунине» (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов).
Цель: познакомить с поэзией И. Бунина.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить цитатный план «Критики о Бунине*» (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов).
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Что говорил о Бунине Брюсов?
2.Как высказывалась о лирике Бунина З. Шаховская?
Тема 4.44.5 А. И. Куприн. Тема любви в рассказах «Олеся», «Гранатовый браслет».
Самостоятельная работа 33. Составить цитатный план «Критики о Куприне*» (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов)
Цель: познакомить с поэзией И. Бунина.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: составить цитатный план ««Критики о Куприне*» (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов)
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Что говорил о творчестве Куприна Горький?
2.Как высказывался о прозе Куприна О. Михайлов?
Тема 5.1.5.4 Поэзия начала ХХ века.
Самостоятельная работа 34-35. Анализ стихотворений «Жираф», «Заблудившийся трамвай» Н. Гумилева
Цель: познакомить с поэзией Н. Гумилёва.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: проанализировать стихи Гумилёва «Жираф», «Заблудившийся трамвай»
Вопросы для самопроверки и проверки
1.О чём стихотворение Гумилёва «Жираф»?
2. В каком году было написано стихотворение «Заблудивший трамвай?

Тема 5.55.6. Футуризм: от символа к слову.
Самостоятельная работа 36-37. Подготовка рефератов по творчеству неореалистов.
Цель: познакомить с творчеством нереалистов.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: подготовить рефераты по творчеству неореалистов
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Кто такие нереалисты?
2.О чём писали нереалисты?
Тема 5.75.14. В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.
Самостоятельная работа 38-39. Выучить наизусть стихотворение В.Маяковского «О дряни»
Цель: познакомить со стихотворением В. Маяковского «О дряни».
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: выучить наизусть стихотворение В.Маяковского «О дряни».
Вопросы для самопроверки и проверки
1.В каком году было написано стихотворение?
Какую мысль выразил Маяковский в своём стихотворении?
Тема 5.155.18. С.А. Есенин. Сведения из биографии.
Самостоятельная работа 40-41. Прочитать поэму «Анна Снегина» – поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
Цель: познакомить с поэмой Есенина «Анна Снегина»
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: прочитать поэму
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Кто такая Анна Снегина?
2.Перечислите основные черты характера главной героини.
3.О чём поэма?
Тема 5.195.27. Становление новой культуры в 30-е годы
Самостоятельная работа 42-43. Написать реферат на тему «Основные лейтмотивы прозы А.Платонова».
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: прочитать повесть «Котлован»
Вопросы для самопроверки и проверки
1О чём повесть?
2.Назовите главных героев.
3. Кто из героев произвёл на вас незабываемое впечатление?
Тема 6.16.15. М.А. Булгаков. Сведения из биографии.
Самостоятельная работа 44-52.Рецензия на один из рассказов Булгакова
Цель: познакомить с рассказами Булгакова
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: написать рецензию на один из рассказов Булгакова.
Вопросы для самопроверки и проверки
1.В каком году был написан рассказ «Морфий»?
2. Какой этап жизни Булгакова отражён в этом рассказе?
Тема 7.1-7.3 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Самостоятельная работа 53-56. Написать сочинение – рассуждение о роли женщины на войне.
Цель: познакомить с произведениями о войне
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: написать сочинение – рассуждение о роли женщины на войне.
Вопросы для самопроверки и проверки
О чём книга Васильева «А зори здесь тихие»
Кто из главных героинь вам больше всего понравился? Почему?
Какова же роль женщины на войне?
Тема 7.4. В.Кондратьев «Сашка».
Самостоятельная работа 57-59.Создать презентацию «Образ героя на войне»
Цель: познакомить с произведениями о войне
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: создать презентацию «Образ героя на войне»
Вопросы для самопроверки и проверки
Проверка презентации.
Тема 7.57.15. А.Т. Твардовский. Сведения из биографии.
Самостоятельная работа 60-62. Написать реферат по биографии Твардовского
Цель: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: написать реферат по биографии Твардовского
Вопросы для самопроверки и проверки
Проверка реферата.
Тема 8.18.4. Поэзия 60-х годов
Самостоятельная работа 63-65. Написать реферат «Эпоха Солженицына»
Цель: познакомить с эпохой Солженицына
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: написать реферат об эпохе Солженицына
Вопросы для самопроверки и проверки
Проверка реферата.
Тема 8.58.10. Жизнь и творчество В. Шаламова.
Самостоятельная работа 66-68. Написать рецензию на один из рассказов Шаламова.
Цель: познакомить с творчеством Шаламова
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: написать рецензию на один из рассказов Шаламова.
Вопросы для самопроверки и проверки
Проверка рецензии.
Тема 9.1-9.3. Н.М. Рубцов. Тема родины в лирике поэта.
Самостоятельная работа 69. Пьеса «Утиная охота». Реферат «Образно-стилистическое своеобразие произведений Вампилова
Цель: познакомить с произведениями Вампилова
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание: написать реферат на тему «Образно-стилистическое своеобразие произведений Вампилова
Вопросы для самопроверки и проверки
Проверка реферата
Тема 9.49-12.Расул Гамзатов. Тема Родины.
Самостоятельная работа 70.Прочитать и законспектировать статью «Городская проза»
Цель: познакомить с особенностями творчества Шаламова
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература (с. 292-298 В. А. Чалмаев, С. А. Зинин Литература. 11 класс.)
Задание: написать конспект статьи «Городская проза».
Вопросы для самопроверки и проверки
Проверка конспекта.
Тема 9.13. Исповедальное слово В. Астафьева.
Самостоятельная работа 71. Прочитать роман «Прокляты и убиты»
Цель: познакомить с романом В. Астафьева « Прокляты и убиты»
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература
Задание: прочитать роман « Прокляты и убиты».
Вопросы для самопроверки и проверки
Кто главный герой?
Когда происходят события?
Тема 9.14. «Живя, умей все пережить»: нравственные уроки повестей Распутина.
Самостоятельная работа 72. Прочитать рассказ «Не могу-у», вошедший в книгу «Век живи, век люби», и проанализировать его.
Цель: познакомить с рассказом» В. Распутина «Не могу-у»
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература
Задание: прочитать рассказ» В. Распутина «Не могу-у», проанализировать его.
Вопросы для самопроверки и проверки
1.Кто главный герой?
2.Когда происходят события?








СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И. Н. Сухих. Литература. 10 класс (ч.1,2)
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2008.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2012.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2008.
Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2007
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2005.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
И. Н. Сухих. Литература. 11 класс (ч.1,2)
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература (1, 2 часть). – М. 2008
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2007
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
Интернет-ресурс:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Приложение А
Требования к конспектированию.


Вам понадобится
1) Источник информации (текст)
2) Ручка и бумага (тетрадь, блокнот) - в случае конспектирования от руки
3) Персональный компьютер - в случае конспектирования в электронном виде
Инструкция
1. Подготовка к конспектированию
Настройтесь на процесс и подготовьте рабочее место. Написание конспекта потребует от вас концентрации внимания и аналитической деятельности.
2.Способы конспектирования
Выберите способ конспектирования, ответив на вопрос: для чего конспектируется текст. Непосредственное конспектирование (прочитал – записал, услышал - записал) больше подходит для записи за устным сообщением докладчика в режиме он-лайн. Чтобы качественно законспектировать текст, воспользуйтесь опосредованным способом.
3.Опосредованный способ
Прочтите текст. Не стесняйтесь это сделать несколько раз, чтобы понять общий смысл текста и увидеть логическую последовательность мысли автора. На этом этапе может возникнуть соблазн перейти к конспектированию после каждого абзаца, чтобы не тратить время на чтение текста. Но это неизбежно отразится на качестве работы.
При конспектировании после каждого абзаца нарушится логика пересказа, которая не всегда совпадает с изложением текста. Делая записи после каждого абзаца, вы забудете, о чём шла речь выше, и начнёте повторяться. Таким образом, реально время вы не сэкономите, а после составления конспекта ваше представление о теме не изменится. Такой вид конспекта можно «реанимировать», прочитав его и уже по нему составить опосредованный конспект.
4.План конспекта
Выстроив логическую последовательность в голове, приступайте к её изложению на бумаге – составьте план конспекта.
Вы можете не включать в план и не описывать некоторые вопросы, если у вас есть цель осветить определённые моменты.
Если логическая цепочка в голове пока не выстроилась и составить план сложно, то выпишите основные мысли, проходя взглядом по тексту. Когда они будут записаны, структурируйте их в план.
Критически оцените полученный план конспекта, добавив, убрав или переместив его пункты, если требуется.
5. Конспектирование
Далее работайте с планом и текстом. Исходя из цели составления, конспект можно сделать плановым, текстуальным, свободным или тематическим.
Пишите плановый конспект? Тогда подробнее раскройте каждый пункт составленного плана. Текстуальный конспект в основном состоит из цитат, взятых из текста. Свободный конспект – это синтез первого и второго, он считается наиболее полным видом конспекта. Тематический конспект используется для освещения поставленных вопросов. Он хорошо подходит для работы с несколькими источниками.
6.Правила написания конспекта
1) Идеи, изложенные в конспекте, должны отвечать цели работы и быть логически взаимосвязаны
2) Избегайте многословности и переписывания текста, старайтесь формулировать мысли своими словами
3) Применяйте красивую и функциональную систему конспектирования. Для этого используйте выделение цветом, подчеркивание, а также структурную запись текста – выделяйте заголовки, абзацы, оставляйте место на полях для заметок.
Полезный совет:
1) Конспектирование вручную при помощи бумаги и ручки даст возможность запомнить материал лучше, при этом вы тренируете руки, что активизирует умственную деятельность, и тренируете грамотность.
2) Конспектирование текста в электронном виде сэкономит много места при хранении и позволит дальше работать с текстом (копировать, пересылать и т.п.) Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - правильно выполнены все требуемые в задании пункты;
оценка «4» - правильно выполнены 75% объёма работы;
оценка «3» - правильно выполнены от 50% до 75% работы








Приложение Б
Требования к созданию презентации

1. Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда.
2. Требования к содержанию мультимедийной презентации:
– соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;
– соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);
– отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;
– лаконичность текста на слайде;
– завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);
– объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;
– сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;
– расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);
– наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;
– информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.
3. Требования к визуальному и звуковому ряду:
– использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью MicrosoftOfficePictureManager, сжатие с помощью панели настройки изображения MicrosoftOffice);
– соответствие изображений содержанию;
– соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;
– качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);
– качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);
– обоснованность и рациональность использования графических объектов.
4. Требования к тексту:
– читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);
– кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;
– отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
– использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;
– длина строки не более 36 знаков;
– расстояние между строками внутри абзаца 1,5, а между абзацев – 2 интервала;
– подчеркивание используется лишь в гиперссылках.
5. Требования к дизайну:
– использование единого стиля оформления;
– соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;
– использование для фона слайда психологически комфортного тона;
– фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
– использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);
– соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);
– целесообразность использования анимационных эффектов.
6. Требования к качеству навигации:
– работоспособность элементов навигации;
– качество интерфейса;
– целесообразность и рациональность использования навигации.
7. Требования к эффективности использования презентации:
– обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;
– педагогическая целесообразность использования презентации;
– учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);
– адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов; – творческий, оригинальный подход к созданию презентации.
8. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
9. Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.
10. На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.
11. На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).
12. Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, электронная презентация соответствует заданным требованиям;
оценка «4» - работа выполнена в указанный срок, тема раскрыта полностью, имеют место несущественные ошибки и незначительные отклонения от заданных требований;
оценка «3» - тема раскрыта не полностью, презентация оформлена в соответствии с требованиями.

























Приложение В
План анализа (разбора) лирического стихотворения.


1. Тема стихотворения:
пейзаж;
общественно-политическая;
любовная/интимная;
философская.
2. Сюжет:
есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).
3. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный;
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
аллитерация - повторение одинаковых согласных;
ассонанс - повторение гласных;
анафора - едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
4.Образ лирического героя, авторское "Я".
5. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
6. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - правильно выполнены все требуемые пункты плана анализа стихотворения;
оценка «4» - правильно выполнены 75% объёма работы;
оценка «3» - правильно выполнены от 50% до 75% работы


















Приложение Г
Требования к выполнению рефератов и докладов


Реферат (от лат. refenre – сообщать) – краткое изложение в письменном виде или в форме публикации доклада, содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Работа над рефератом условно разделяется на выбор темы, подбор литературы, подготовку и защиту плана; написание теоретической части и всего текста с указанием библиографических данных используемых источников, подготовку доклада, выступление с ним. Тематика рефератов полностью связана с основными вопросами изучаемого курса.
Тему реферата студенты выбирают самостоятельно, но если на одну тему претендует несколько студентов, на помощь приходит преподаватель. Список литературы к темам не дается, и студенты самостоятельно ведут библиографический поиск, причем им не рекомендуется ограничиваться университетской библиотекой.
Важно учитывать, что написание реферата требует от студентов определенных усилий. Особое внимание следует уделить подбору литературы, методике ее изучения с целью отбора и обработки собранного материала, обоснованию актуальности темы и теоретического уровня обоснованности используемых в качестве примеров фактов какой-либо деятельности.
Выбрав тему реферата, начав работу над литературой, необходимо составить план. Изучая литературу, продолжается обдумывание темы, осмысливание прочитанного, делаются выписки, сопоставляются точки зрения разных авторов и т.д. Реферативная работа сводится к тому, чтобы в ней выделились две взаимосвязанные стороны: во-первых, ее следует рассматривать как учебное задание, которое должен выполнить обучаемый, а во-вторых, как форму научной работы, творческого воображения при выполнении учебного задания.
Наличие плана реферата позволяет контролировать ход работы, избежать формального переписывания текстов из первоисточников.
Оформление реферата включает титульный лист, оглавление и краткий список использованной литературы. Список использованной литературы размещается на последней странице рукописи или печатной форме реферата. Реферат выполняется в письменной или печатной форме на белых листах формата А4 (210 х 297 мм). Шрифт Times New Roman, кегель 14, через 1,5 интервала при соблюдении следующих размеров текста: верхнее поле – 25 мм, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 15 мм. Нумерация страниц производится вверху листа, по центру. Титульный лист нумерации не подлежит.
Рефераты должны быть написаны простым, ясным языком, без претензий на наукообразность. Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов. Если же такие термины и символы все-таки приводятся, то необходимо разъяснять их значение при первом упоминании в тексте реферата. Это правило касается и дипломных работ.
Объем реферата предполагает тщательный отбор информации, необходимой для краткого изложения вопроса. Важнейший этап – редактирование готового текста реферата и подготовка к обсуждению. Обсуждение требует хорошей ориентации в материале темы, умения выделить главное, поставить дискуссионный вопрос, привлечь внимание слушателей к интересной литературе, логично и убедительно изложить свои мысли.
Рефераты обязательно подлежат защите. Процедура защиты начинается с определения оппонентов защищающего свою работу. Они стремятся дать основательный анализ работы студента, обращают внимание на положительные моменты и недостатки реферата, дают общую оценку содержанию, форме преподнесения материала, характеру использованной литературы. Иногда они дополняют тот или иной раздел реферата. Последнее особенно ценно, ибо говорит о глубоком знании студентом-оппонентом изучаемой проблемы.
Обсуждение не ограничивается выслушиванием оппонентов. Другие студенты имеют право уточнить или опровергнуть какое-либо утверждение. Преподаватель предлагает любому студенту задать вопрос по существу доклада или попытаться подвести итог обсуждению.
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Это работа, требующая навыков работы с литературой. Студент должен не только выбрать тему доклада, исходя из своих интересов, но и суметь подобрать литературу, выбрать из нее наиболее существенное, переложить своими словами и изложить в определенной последовательности. Доклад должен быть с научным обоснованием, доказуем, связан с конкретными жизненными фактами, иметь иллюстративный материал. Количество привлекаемой литературы для доклада намного больше, чем в реферате, и сам объем работы гораздо шире и глубже.
Необходимо, чтобы студент мог выступить на заседании кружка, на семинарском занятии.
Написание доклада является достаточно сложной работой и требует уже сформировавшихся умений и навыков работы с литературой, особой мыслительной деятельности, знаний правил оформления. Доклад требует плана, по которому он выполняется.
План должен быть предпослан самому содержанию и отражать его. Кроме того, студент, приступая к составлению доклада, должен иметь конспекты литературных источников по изучаемой проблеме. При оценке доклада учитываются его содержание, форма, а также и культура речи докладчика.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - тема раскрыта полностью, реферат(доклад) оформлен в соответствии с требованиями, сообщение содержательно и сопровождается электронной презентацией;
оценка «4» - тема раскрыта не полностью, реферат (доклад) оформлен в соответствии с требованиями, сообщение сопровождается электронной презентацией;
оценка «3» - тема раскрыта не полностью, реферат (доклад) оформлен в соответствии с требованиями.














Приложение Д
Требования к написанию рецензии.


Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).
Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.
Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.
Виды рецензий
1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;
2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;
5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.
План написания рецензии
Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
смысл названия;
анализ его формы и содержания;
особенности композиции;
мастерство автора в изображении героев;
индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
основная мысль рецензии;
актуальность тематики произведения.
Советы как писать рецензию
В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;
На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым;
В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору;
Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;
В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;
Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;
Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.
Типичные ошибки в написании рецензии
Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;
Подмена рецензии комментарием или отзывом;
Отсутствие аргументации;
Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
«Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;
Неясность позиции рецензента;
Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - выполнены все пункты в полном соответствии;
оценка «4» - выполнен весь объём работы с некоторыми нарушениями первых пунктов, либо объем выполненной работы составляет не менее 80%;
оценка «3» - выполнено 50% объёма работы с соблюдением остальных пунктов, либо при их незначительном нарушении





















Приложение Ж
Схема анализа литературно-художественного произведения.


1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5. Жанровое своеобразие.
6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7. Центральные персонажи.
8. Сюжет и особенности строения конфликта.
9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12. Место произведения в творчестве писателя.
13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.
Критерии оценки выполненной студентами работы:
оценка «5» - выполнены все пункты в полном соответствии;
оценка «4» - выполнен весь объём работы с некоторыми нарушениями первых пунктов.
оценка «3» - выполнено 50% объёма работы с соблюдением остальных пунктов, либо при их незначительном нарушении
Приложение З
Требования к написанию сочинения-рассуждения


1. Название, автор, история создания. 2. Расположение произведения в литературной эпохе и отношение к нему современников. 3. Тематическая и идейная основа. 4. Основная тема, конфликт, проблема. 5. Основные направления содержания. 6. Портреты и характеристики главных действующих лиц. 7. Структура сюжета. 8. Позиция автора. 9. Художественное направление произведения и стиль. 10. Собственное отношение к произведению.
Критерии оценок за письменную работу по литературе.
«5» - содержание полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря. Текст выразителен.
«4» - содержание работы в основном соответствует теме (отклонения незначительные). Содержание в основном достоверно, имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй достаточно разнообразен.
«3» - беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допущены существенные отклонения от темы, имеются фактические неточности. Допущены нарушения последовательности изложения.
«2» - работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями.



















































1












13 PAGE 14515











13 PAGE 141115












13 PAGE 142215















Заголовок 415