План урока Геометрическая прогрессия. Формула п-го члена геометрической прогрессии


Сабақ жоспары
План урока
Template of lesson’s plan
Сабақтың тақырыбы:
Тема урока: Геометрическая прогрессия. Формула п-го члена геометрической прогрессии.
Theme of the lesson: Мектеп
Школа ДСШ
School
Күні:
Дата: 12.12.2016г.
Date: Мұғалімінің ТАӘ
ФИО учителя Рязяпкина Л.М.
Teacher’s name
Сынып
Класс: 9
Grade: Қатысқандардың саны:
Количество присутствующих:
Number present:
Қатыспағандардың саны:
Количество отсутствующих:
Absent:
Берілген сабақтың жетуіне қажет оқыту мақсаты
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке
Learning objectives that this lesson is contributing to - формирование понятия геометрической прогрессии через понятие арифметической прогрессии, используя методы сопоставления и противопоставления.
- познакомить со свойствами геометрической прогрессии и формулой n-го члена.
- закрепить полученные знания на примерах решения задач.
- вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии;
-сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Оқыту мақсаты
Цели обучения
Lesson objectives Барлық оқушылардың қолынан келеді:
Все учащиеся смогут:
All learners will be able to:
Дать определение геометрической прогрессии
Оқушылардың көбі үйрене алатын болады:
Большинство учащихся будут уметь:
Most learners will be able to:
Находить п-й член геометрической прогрессии
Кей оқушылардың қолынан келеді:
Некоторые учащиеся смогут:
Some learners will be able to:
Применять свойства геометрической прогрессии при решении задач
Тілдік мақсаты
Языковая цель
Language objective Оқушылар істей алады:
Учащиеся могут:
Learners can:
Кілтті сөздер мен сөздер:
Ключевые слова и фразы:
Key words and phrases:
Геометрическая прогрессия, знаменатель, формула п-го члена, характеристическое свойство
Сыныптағы хатқа/диалогқа сәйкес келетін тілдің стилі:
Стиль языка, подходящий для письма\диалога в классе:
Language style which is suitable for writing/dialogue in class:
Талқылау үшін сұрақтар:
Вопросы для обсуждения:
Questions for discussing:
Неге екендігін айта аласыңдар ма?
Можете ли вы сказать, почему….?
Can you say why…?
Кеңестер:
Подсказки:
Tips:
Қайталанатын оқыту
Предыдущее обучение:
Previous learning Арифметическая прогрессия, формула п-го члена арифметической прогрессии
Жоспар
План
Plan
Жоспарланатын мерзімдері
Планируемые сроки
Planned timings Жоспарланатын әрекеттер
(төменде жоспарланған әрекеттермен жазбалар ауыстырылсын)
Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)
Planned actions (replace the entries below the planned actions) Кешендері
Ресурсы
Resources
Сабақтың басталуы
Начало урока
Beginning of the lesson Психологический настрой.
2. Анализ контрольной работы.
3. Коррекция знаний.
4. Постановка цели.
По предложенной записи сформулируйте тему урока
ГМТРЧСК ПРГРСС
Какие ассоциации вызывает эта тема?
в) Какие знания, формулы могут быть изучены на данном уроке?
Прием «Корзина идей».
Каждый ученик записывает в тетради все, что может быть отнесено к заданной теме. Затем происходит обмен информацией в группе. Ученики обсуждают, в чем совпали их мнения и в чем наблюдаются отличия. Далее каждая группа по кругу называет по одному сведению, при этом, не повторяя ранее сказанного. Все сведения кратко записываются учителем в «корзинку» идей.
Сформулируйте цель урока.
презентация
Сабақтың ортасы
Середина урока
Middle of the lesson
5. Актуализация новых знаний.
Стратегия «Мозговой штурм»
Классифицировать последовательности по правилам их составления:
1, 2, 3, 4, 5…
1; 0,1; 0,01; 0,001; 0,0001…
10, 14, 18, 22, 26…
9, 9, 9, 9…
-5, -10, -20, -40, -80…
0,2; -0,6; 1,8; -5.4

-2, -4, -6, -8, -10…
Выводы.
Легенда о шахматной доске.
По аналогии вывода формулы n-го члена арифметической прогрессии получите формулу n-го члена геометрической прогрессии.
Прием «Карусель».
Каждой группе даются задания.
Зная, что a) b1=6, q=2 b) b1=-16, q=-1,5 c) b1=34, q=8
Найти первые пять членов геометрической прогрессии 2) Являются ли геометрическими прогрессиями заданные числовые последовательности: а) 1000; 100; 10;1;0,1; б) 1;8;27;64;
в) -1;10;-100;1000;-10000
3) Если b1=-32, q=12 , определите b3, b6 , b8.
Работа в группах.
Выполнить задание и оформить его решение на листе.
Население одного города увеличивалось с каждым годом в одном и том же соотношении. Как велико соотношение, если за 3 года население увеличилось с 10000 до 17280 человек?
Каждый год, сумма денег, хранящемся на срочном вкладе в банке, увеличивается на 20% (в 1,2 раза). Какая сумма будет на счету вкладчика через 3 года, если первоначальная сумма составляет 100000 тг.
6. Закрепление нового материала.
Решение задач.
Работа с книгой.
№ 202,203,204,206,208
7. Интересные факты:
1) Химия. При повышении температуры по арифметической прогрессии скорость химических реакций растет по геометрической прогрессии.
2) Геометрия. Вписанные друг в друга правильные треугольники образуют геометрическую прогрессию.
Какие величины в треугольнике образуют геометрическую прогрессию?
3) Физика. И в физических процессах встречается эта закономерность. Нейтрон, ударяя по ядру урана, раскалывает его на две части. Получаются два нейтрона. Затем два нейтрона, ударяя по двум ядрам, раскалывает их еще на 4 части и т.д. – это геометрическая прогрессия.
4) Биология. Микроорганизмы размножаются делением пополам, поэтому при благоприятных условиях, через одинаковый промежуток времени их число удваивается.
Указать количество бактерий, рожденных одной бактерией за 7 минут. презентация
презентация
Рабочая карта урока
Сабақтың аяқталуы
Конец урока
Lesson ending
 8. Домашнее задание.
§12 № 205,207 . Придумать задачу, где используется геометрическая прогрессия.
9. Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. Стикеры
Дополнительная информация
Additional information
Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Differentiation. How are you planning to support your learners?
How are you planning to stimulate learners’ abilities? Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?
Assessment. How are you planning to check students’ learning? Межпредметные связи соблюдение СанПин ИКТ компетентность. Связи с ценностями
Interdisciplinary communications. Health and safety check ICT links.
Задания творческого характера
Рабочая карта урока
Биология, химия, геометрия, физика.
Легенда о шахматной доске.
С геометрической прогрессией, которую получили в первом веке, связана интересная легенда. По преданию, шахматы были изобретены в пятом веке до нашей эры в Индии. Индусский царь был так восхищен игрой, что решил отблагодарить изобретателя шахмат. Который, в свою очередь, попросил следующую награду: выдать ему за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую клетку – 2 пшеничных зерна, за третью – 4, за четвертую – 8 зерен, за пятую – 16 зерен и т.д. до 64-й клетки доски, т.е. за каждую следующую клетку доски следует выдавать в 2 раза больше, чем за предыдущую. Царь был не доволен просьбой, т.к. считал, что изобретатель, прося столь ничтожную награду, оскорбляет его. И тогда придворный математик стал считать, сколько зерна должен получить изобретатель. Для того чтобы подсчитать величину награды, мы должны сложить зерна, лежащие на всех клеточках доски, т.е. найти сумму, которую видите на слайде. Когда подсчитали сумму зерен, то количества оказалось очень большое число. Какое? Вы узнаете немного позже, когда познакомитесь с формулой суммы n первых членов геометрической прогрессии. Но такого количества зерен нет ни у какого царя, и просьбу изобретателя выполнить невозможно.
Работа в группах.
Зная, что a) b1=6, q=2 b) b1=-16, q=-1,5 c) b1=34, q=8
Найти первые пять членов геометрической прогрессии.
2) Являются ли геометрическими прогрессиями заданные числовые последовательности: а) 1000; 100; 10;1;0,1; б) 1;8;27;64; в) -1;10;-100;1000;-10000
3) Если b1=-32, q=12 , определите b3, b6 , b8.
Выполнить задание и оформить его решение на листе.Население одного города увеличивалось с каждым годом в одном и том же соотношении. Как велико соотношение, если за 3 года население увеличилось с 10000 до 17280 человек?
Каждый год, сумма денег, хранящемся на срочном вкладе в банке, увеличивается на 20% (в 1,2 раза). Какая сумма будет на счету вкладчика через 3 года, если первоначальная сумма составляет 100000 тг.