Технологическая карта. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.


Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Класс: 6
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование:
Презентация с познавательными вопросами, иллюстрациями, схемами.
Иллюстрации по теме «Культура стран Арабского халифата».
Карта «Арабы в VII-XI вв.»
Мультимедийная аппаратура, экран.
Литература.
Агибалова Е.В. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2016.
Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История Средних веков». 6 класс. - М.: Просвещение, 2016.
Галиуллина Т. Технологические карты по истории Средних веков: 6 класс. - Волгоград.: Учитель, 2017.
Электронные издания:
Клоков В.А. Пономарев М.В. История Средних веков. Интерактивное наглядное пособие. 6 класс. - М.: Дрофа, 2008.
Педагогические цели: создать условия для формирования представлений об особенностях жизни арабских племен, влиянии ислама в объединении арабских племен, причинах распада Арабского халифата; познакомить с понятиями «ислам», «Коран», «мусульмане», «шариат», «халифат».
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: имеют представление об особенностях жизни арабских племен, влиянии ислама в объединении арабских племен, причинах распада Арабского халифата.
Метапредметные:
Познавательные: строят логические рассуждения в устной и письменной форме, владеют умением работать с историческим источником, текстом, таблицей, иллюстрацией.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и четкостью, строят монологические высказывания, умеют аргументировать собственную позицию, работают в группе на основе толерантности и дисциплинированности.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают религиозное и культурное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.Организационная структура урока.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Планируемые результаты Формы контроля
предметные формируемые умения
(УУД) Организационный этап
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Фронтальная. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Беседа. Учитель: В наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива.
В VII-VIII вв. на этой огромной территории существовало огромное государство – Арабский халифат.
Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи.
На экран выводится проблемный вопрос на урок:
Установите, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними? Формулируют учебные задачи.
Фронтальная. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. Этап изучения новых знаний и способов деятельности
Работа с картой
Объяснение учителя Природа и занятия населения Аравии.
Учитель показывает Аравийский полуостров, границы Арабского халифата.
Задания обучающимся:
Найдите и покажите моря, которыми омывается полуостров.
(Красным и Аравийскими морями, а также водами Персидского залива.)
Какую еще информацию о жизни арабов может нам дать карта?
(По территории Аравии проходили торговые пути из Византии в Африку и Индию. Самыми крупными городами были Мекка и Медина.) Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На больше территории полуострова существуют степи и пустыни, земли, пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находился священный храм Кааба. Таким вот образом природа Аравии определила занятия ее жителей.
Работают с картой, отвечают на вопросы учителя
Слушают учителя, смотрят на презентацию Фронтальная
Фронтальная
. Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Регулятивные: используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата. Работа с терминами
Ислам и его роль в объединении арабских племен.
Что означает понятие «Коран»?
Запись в тетрадь:
Коран - священная книга мусульман.
Что означает понятие «ислам»?
Запись в тетрадь:
Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.
Что означает понятие «мусульмане»?
Запись в тетрадь:
Мусульмане – последователи религии, проповедуемой Мухаммедом.
Что означает понятие «шариат»?
Запись в тетрадь:
Шариат – правила поведения людей мусульман.
Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам.
Защита мини-проекта по теме «Мухаммед - основатель ислама», подготовленный одним из обучающихся дома согласно опережающему заданию.
На экран выводятся вопросы:
Что вы узнали об основателе ислама Мухаммеде?
Как утвердился ислам среди арабских племен?
Пытаются формулировать определение понятий, делают записи в тетрадях.
Слушают докладчика, отвечают на вопросы.
Фронтальная
Фронтальная Знают основные положения учебного материала
Знают основные положения учебного материала Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. Записи в тетради
Работа в группах с историческими источниками.
Класс делиться на две группы. Обучающиеся должны ознакомиться с выдержками из Корана.
Первой группе дается задание выделить основные обязанности мусульман.
Второй группе дается задание найти в тексте нормы мусульманской морали
Основные
обязанности
мусульманина Нормы мусульманской морали
Беседа по вопросам – анализ источников – заполнение таблицы – отчет членов групп о проделанной работе.
Какое значение имело появление новой религии – ислама?
(Новая религия помогла объединить арабские племена, укрепить государство арабов. В рамках новой религии установились главные обязанности верующих, их каноны поведения.)Читают документы и анализируют источники, заполняют таблицу, отчитываются о проделанной работе Групповая Знают основные обязанности мусульманина и нормы мусульманской морали Познавательные: владеют умением работать с ист. источником, заполнять таблицу.
Коммуникативные: выражают мысли с достаточной полностью и четкостью.
Личностные: проводят осмысление опыта предыдущих поколений. Работа с картой.
Работа с иллюстрацией.
Завоевательные походы арабов.
Учитель показывает на карте территорию, завоеванную арабами.
Посмотрите на иллюстрацию «Арабские воины» в учебнике на с. 79 и назовите главное преимущество арабского войска.
(Главную силу арабского войска составляла стремительная, легкая конница.)
Объяснение учителя.
Причинами сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с соседними государствами стали:
Слабость Византии и Ирана из-за войны друг с другом.
Многочисленность арабских войск.
Так в течение VII и первой половине VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.
Изучают иллюстрации учебника, формулируют устные ответы на поставленные вопросы Работа в парах Характеризуют главную силу арабского войска – конницу. Познавательные: умеют использовать иллюстративный материал Устные ответы
Групповая работа с текстом учебника на с. 75-77.
Арабский халифат и его распад.
Первой группе дается задание ответить на вопросы по теме «Организация управления в Арабском халифате»
Второй группе дается задание определить причины распада Арабского халифата.
Отчет членов групп о проделанной работе.
На экран выводятся вопросы:
Кому принадлежали все земли в халифате?
Какие функции выполняли эмиры?
Назовите главную повинность крестьян.
Кто в халифате освобождался от уплаты налогов?
Подумайте, каковы могли быть причины распада халифат?
Читают документы и анализируют текст учебника, отвечают на вопросы, выделяют причины, отчитываются о проделанной работе Групповая Выделяют причины распада халифата, характеризуют организациюуправления в Арабском халифате. Познавательные: владеют умением работать с текстом учебника, выделять причины событий.
Коммуникативные: выражают мысли с достаточной полностью и четкостью.
Личностные: проводят осмысление опыта предыдущих поколений. Записи в тетрадях, устные ответы
Этап первичной проверки понимания изученного
Беседа с обучающимися.
Работа с кроссвордом
Чем можно объяснить военные успехи арабов?
Как относились арабы к покоренным народам?
Почему распалось государство Арабский халифат?
Какие территории отделились от Арабского халифата?
Проблемный вопрос: Установите, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе?
Черты сходства процессов развития феодализма в Западной Европе и на Ближнем востоке:
образование крупного землевладения;
эксплуатация зависимых крестьян;
усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.
Отгадай головоломку.
Один обучающийся работает с интерактивной доской, остальные – самостоятельно в тетрадях.
ша ри а т м у с у л ьм а не па л о м ни ч е с т в о
к о ра нм у ха м м е дПравила поведения людей мусульман.
Последователи религии, проповедуемой Мухаммедом.
Путешествие с целью посещения святых мест.
Священная книга мусульман.
Основатель ислама.
*Мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.
Рассуждают, отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы Фронтальная
Фронтальная, индивидуальная Сравнивают феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе
Знают основные понятия по изученной теме
Познавательные: устанавливают аналогии.
Коммуникативные: умеют аргументировать собственную позицию.
Личностные: осваивают гуманистические традиции и ценности
Познавательные: владеют умением работать с кроссвордом
Записи в тетрадях
Этап информации о домашнем задании
Изучить §9, заполнить контурную карту «Завоевания арабов в VII-VIII веках» в РТ
Записывают домашнее задание Индивидуальная Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполненияЭтап подведения итогов учебного занятия
Обобщающая беседа Сегодня на уроке мы узнали, каковы были природные условия и население Аравии; познакомились с мировой религией – ислам и ее ролью в объединении арабских племен; рассмотрели причины распада Арабского халифата.
Характеристика работы обучающихся.
Выставление оценок.
Слушают учителя Фронтальная Этап рефлексии
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние Фронтальная Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности