Самоанализ урока географии по ФГОС в 5 классе по теме Соседи Солнца


Самоанализ урока по географии по ФГОС
учителя МБОУ Сещинской СОШ Ефименко Н.Е.
по теме: «Соседи Солнца», проведенного в 5-А классе
5-А класс. В классе 20 учащихся. Географию в этом классе веду с 2015 учебного года. Большинство обучающихся имеют отличные и хорошие знания, умения и навыки. Обучающиеся отличаются высокой работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией. Они умеют работать в парах, в малых группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 5 класса.
Данный урок является седьмым в курсе географии 5 класса и вторым по счету в разделе «Земля во Вселенной».
Тип урока – урок общеметодической направленности.
Цели деятельности учителя - способствовать формированию представлений обучающихся о планетах Солнечной системы (планетах земной группы и планетах-гигантах); создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, электронным приложением к нему.
Образовательные ресурсы, используемые на уроке - электронное приложение к учебнику: планеты земной группы и планеты-гиганты. Режим доступа: www.drofa.ru Учебник, рабочая тетрадь.
План урока:
1. Солнечная система.
2. Планеты земной группы.
3. Планеты – гиганты.
Методы и формы обучения, реализуемые на уроке:
- методы: наглядны, частично-поисковый, практический, контроля
- формы: индивидуальные, фронтальные
Основные понятия: Солнечная система, планета, планеты земной группы, планеты-гиганты.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- личностные УУД: формирование познавательного интереса к предмету изучения; навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;
- метапредметные УУД: коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет; и что общего у всех планет-гигантов;
- предметные: научатся составлять характеристику планет по плану; объяснять значения понятий «Солнечная система», «планета», «планеты земной группы», «планеты-гиганты».
Технологии, реализованные на уроке: здоровьесбережения, продуктивного чтения.
Виды деятельности: работа с текстом учебника и электронным приложением, работа в тетради (заполнение схем «Планеты земной группы» и «Планеты-гиганты»).
Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Поставленная цель была достигнута, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности.
Выбранная структура урока рациональна для реализации планируемых результатов. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.
В ходе урока развивались навыки работы с различными источниками информации. Основной задачей на уроке являлось создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь обучающимся при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у обучающихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение.
Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Электронное приложение к учебнику содержало весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Цель и планируемые результаты урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Урок получился инновационным, интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все обучающиеся работали; все обучающиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.