Обобщение опыта по теме: Экологическое воспитание на уроках математики

29.03.2017 г.
Выступление по теме: «Экологическое воспитание на уроках математики»
Учитель математики МБОУ Тарасовской СОШ №1 Шкода О.А.

Математика – один из предметов, который, на первый взгляд, мало связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются.
На многих занятиях в процессе изучения математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент обязательной программы по математике.
В начале урока можно предложить две математические задачи:
1.На овощную базу привезли 5т яблок, груш – в 20 раз больше, а арбузов – на 380т больше, чем груш. На сколько меньше привезли на базу яблок, чем арбузов?
2. Бумажный стаканчик в нашем климате в почве разлагается 5 лет, консервная банка – в 20 раз дольше, а пластиковая бутылка - на 380 лет дольше, чем консервная банка. На сколько лет раньше разложится бумажный стаканчик, чем пластиковая бутылка?
-Какую из задач Вам хочется быстрее решить и узнать ответ? ( Ответ: вторую)
-А почему?
-Да, она интереснее по содержанию, дает в результате решения полезную информацию.
По моим наблюдениям ученики тоже хотят решать на уроках математики интересные содержательные задачи, узнавать из них что- то новое, удивительное.
Нетрудно заметить, что именно математика может дать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Вообще, люди начинают задумываться об ужасающем состоянии окружающей среды, когда видят конкретные числовые показатели того, что происходит с нашей природой.
А как было бы здорово, если бы наши ученики решали бы на уроках не только абстрактные задачи или задачи про яблоки и книжки на полках, а полезные задачи, например, о состоянии окружающей среды. И когда ребята видят страшные цифры о вырубленных лесах, загрязненных реках и о многих других негативных факторах в решенных ими задачах, то может быть лично каждый из них задумается и оценит свое отношение к окружающей среде. Но, проблема в том, что задания с экологическим компонентом очень редко встречаются в наших учебниках. анализируя содержание учебников 5,6,7 классов на предмет содержания в них экозадач, я пришла к выводу, что задачи с экологическим компонентом практически отсутствуют в наших учебниках. (Таблица на слайде 4)
Учебник математики, алгебры, автор
Задачи с экологическим содержанием


Количество
%

5 класс, Н.Я.Виленкин
17
0,7

5 класс, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
18
1,5

6 класс, Н.Я.Виленкин
23
1,3

6 класс, И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович
15
1,2

7 класс, А.Г.Мордкович
0
0

7 класс, Ю.Н.Макарычев
9
0,8

Итого:
82
1,1%




- Итак, как же рождаются экозадачи? Из каких источников и кем создаются задачи?
Это тоже очень интересный творческий процесс, т.к. большинство задач ребята находят в различных источниках или придумывают сами, что способствует развитию логического мышления.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые успешно применяю на уроках. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется экологическое сознание.
Способы конструирования экозадач.
1. По статистическим данным.(Слайд)
Пример задачи:
По данным Государственной инспекции и природопользованию Ростовской области насчитали до 600 несанкционированных свалок общей площадью 194 га. В 2017 году решено ликвидировать 220 свалок.
Какие вопросы можно сформулировать, чтобы из этих данных получилась задача?
(Слайд) Сколько свалок осталось ликвидировать?
Сколько процентов свалок ликвидировано?
Сколько процентов несанкционированных свалок осталось еще ликвидировать?
2. На основе жизненных ситуаций (Слайд)
Пример задачи:
Ежедневно с одной детской площадки собирают 4 мешка мусора в среднем по 15 кг каждый. Сколько мусора могли бы не оставить после себя жители поселка на детских площадках в течение 10 дней, если их в поселке 9?
3.Наложения задания на разные темы (Слайд )
Пример задачи:
Решив уравнение, вы узнаете за какое время в нашем климате в почве разлагается пластиковая бутылка :
-2,5(х + 100)= -3х
4. С недостающими и лишними данными (слайд)
Для решения таких задач учащимся необходимо либо из различных источников узнать недостающие сведения, либо догадаться не использовать в решении задачи лишние числа.
Пример задачи:
- На территории Ростовской области особо охраняемых территорий общей площадью 222,54 тыс. га. Какой процент от всей площади Ростовской области составляют охраняемые территории?
(Для решения задачи необходимо знать площадь Ростовской области – 100800 кв. км )
Решение: 2225,4:100800=0,022=2,2%. Самый крупный из охраняемых территорий – это природный заказник «Цимлянский». Всего на территории Ростовской области 80 государственных природных заказников.

Та же задача может быть сконструирована и как задача с лишними данными:
- На территории Ростовской области 80 особо охраняемых территорий общей площадью 222,54 тыс. га. Какой процент от всей площади Ростовской области составляют охраняемые территории, если площадь Ростовской области – 100800 кв. км.

5.Ребусы, шифровки, тесты (Слайд)
Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен, составь из полученных букв слово – тема урока.
Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
Береги свои леса: лес – богатство и краса.
Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.
( должно получиться слово « Дроби»)
Игра. Двое человек по очереди как можно точнее называют срок разложения предметов из различных материалов. Кто ближе к истине, тот выигрывает.(получает приз) третий человек из аудитории – в жюри. Подсчитывают количество более близких ответов, после игры всем раздает таблички – в подарок.
Материалы - из таблицы:


Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», в 6 классе: «Пропорции», «Положительные и отрицательные числа» «Диаграммы» и другие.
Задачи для развития навыков устного счета:
1. 20 кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100 кг макулатуры?
2. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал по 5 штук? А если не по пять, а по 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
3. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100 л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?
4. На слайде числа: 25,4; 0,9 ; 2,04; 14,6; 100,9. Вопросы:
1) Сложите первое и четвертое числа и вы узнаете, какую площадь на планете занимают леса. (40 млн. кмІ)
2) Вычесть из последнего числа второе число с начала и вы узнаете, сколько лет разлагается в почве консервная банка. (100лет)
3)То число, которое у вас получилось, умножить на 5. Столько лет разлагается в почве пластиковая бутылка. (500лет).
А также большое количество примеров, в которых зашифрованы названия птиц, животных, растений, природных объектов.
На этапах закрепления материала, отработки навыков вычислений использую более сложные задачи:
1)Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2,5 раза меньше. Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
2).На берегу реки Волги отдыхает компания туристов. Первый турист оставил после себя 2,54 кг мусора, второй турист – на 0,6 кг меньше, а третий турист насорил столько, сколько 1-ый и 2-ой вместе. Сколько кг. мусора оставила после себя компания туристов? Сколько кг. мусора оставят после себя 100 отдыхающих, если за одного отдыхающего взять туриста, который намусорил всех меньше ?
На занятиях математического кружка работаем над небольшими проектами. Например, все знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников и тетрадей требуется много бумаги. Изучая тему «Площади и объемы», решаем задачу найти объем учебника, а домашнее задание: выяснить, сколько древесины требуется для изготовления 1 кг бумаги, каких и сколько деревьев для этого надо срубить, сколько лет растет дерево? В итоге остается выяснить, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления школьных пособий? Таким образом, в процессе работы рождается проект «Расход леса на изготовление учебников по математике для учащихся 5 класса».
С проблемами по защите и сохранению видового многообразия живых организмов учащимся предлагаю задачи, содержание которых связано с нашим родным краем, с видами животных, занесенных в Красную книгу.
Приведенные примеры показывают, как средствами математики можно организовать работу по экологическому образованию. Таким образом, в ходе выполнения этих заданий учащиеся получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе и жизни человека. А самое главное – происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование эстетических и этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
 Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин  с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она касается каждого! Ведь цель устойчивого развития выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща  (несмотря на предмет, который преподаём)  должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много Главное результат!
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить?
Е.Евтушенко

Список литературы:
Гаджиева С. Р., Шамилов Н. Т., Алиева Т. И., Пашаева А. А., Велиева З. Т. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.).   Уфа: Лето, 2011. С. 6-7.











13PAGE \* MERGEFORMAT14815




15