Экологическое воспитание на уроках биологии и внеклассной работе


Экологическое воспитание на уроках биологии и внеклассной работе
учитель биологии МБОУ «Кобяковская ООШ» Ербягина А.Т.
Аннотация: в статье описаны формы и методы экологического образования и экологической культуры.
Ключевые слова: экология, флора и фауна, внеклассная работа.
Environmental education in the classroom and out-of-work teacher of biology MBOW "Kobjakovskaja HIGH SCHOOL" Erbjagina A.T.Abstract: this article describes the forms and methods of environmental education and ecological culture.
Keywords: Ecology, flora and fauna, out-of-class work.
В современном мире, таком многообразном, динамичном, сложном, проблемы окружающей среды приобрели глобальный масштаб. Это коснулось и нашей территории. Природные зоны нашей республики с каждым годом все больше подвергаются катастрофическому воздействию человека:
уменьшается количество рыбы в реке Июс из-за неправильного вылова, браконьерства, загрязнения и т.д.;
загрязняются озера, мелеют реки нашего района;
сокращаются красиво цветущие и лекарственные растения;
происходит уничтожение лесной и луговой растительности;
вытаптываются и уничтожаются растения лесостепной и степной зоны.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения стало одной из самых главных задач нашего времени. Это образование более глубокое призвана дать школа, особенно такие предметы, как биология и география.
Для реализации цели и задач экологического образования и воспитания в нашей школе была создана система образования, включающая две ступени.
Первая ступень включает начальные классы (1-4 классы). На этой ступени дети знакомятся с окружающем миром осознают единство человека с природой. Происходит формирование представлений о красоте родной природы, даются первоначальные сведения об экологии, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Очень важно у учащихся сформировать понятие о малой Родине (родная деревня, улица, школа), семье, а также обучение первичным навыкам. Обучающие четвертого класса под руководством классного руководителя разработали проект «Моя деревня в цифрах и количестве». Другие формы: наблюдение, беседы, экскурсии, викторины, написание сочинений, ролевые игры и т.д. Особое внимание уделяется занятиям основ здорового образа жизни.
Вторая ступень экологического образования охватывает учащихся 5-9 классов, когда они уже более подробно изучают основные живые объекты – растения, животные, организм человека. Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц, субботники, походы, рейды).
Трагедией не только нашего района, но и всей Республики стали пожары в апреле 2015 года. В огне сгорели леса и деревни Кожухово, Подзаплота, Подкамень на территории нашего района. Учащиеся вмести со взрослыми занимались очисткой сгоревших лесов на территории муниципального образования. На уроках биологии в 7 классе учащиеся знакомятся с вредителями лесного хозяйства, которые представляют наибольшую опасность для лесного фонда Республики, это – сибирский и непарный шелкопряд. На конкретных и близких для учащихся примерах формируются системы представлений и взглядов на события и явления в окружающем мире. Через материалы регионального содержания воспитываются и развиваются социальная активность учащихся. Территория нашей Республики Хакасия расположена в пределах пяти природных зон: степной, лесостепной, подтаежной, горной - таежной и высокогорной. Специфика местности и удачное расположение школы позволяет успешно проводить экскурсии школьников в природу. На территории муниципального образования находится один из девяти кластерных участков Государственного Хакасского заповедника. Ребята на уроках и внеклассной деятельности изучают флору и фауну заповедника, проводили встречи с лесниками. Неформальное общение с лесниками позволяет ребятам не только осознать важность проводимой им работы, но и возможно выбрать свой жизненный путь. Общей проблемой на сегодняшний день для Республики является несанкционированное размещение отходов. Преобладание удаления отходов посредствам захоронения, либо просто вывоза за пределы деревни ведет к загрязнению и захламлению земель, загрязнению верхних водоносных горизонтов, выделению биогаза, что может привести к самовозгоранию. Школа была инициатором акции «Чистый дом – чистая планета». В этот день школьники со взрослым населением занимались уборкой отходов, в результате которой были очищены от мусора километры прилегающей территории. Ребята на слете «Лидер» защитили проект «Проблемы нашего села» и выиграли грант двадцать тысяч. На эти деньги школа приобрела баннер и два контейнера для отходов на берегу Июса. Знакомя с редкими и исчезающими растениями и животными, ученики должны правильно объяснять причину этого явления, указывать, что именно вмешательство человека привело к такому бедственному положению флору и фауну. Но и сам человек стал «мишенью» экологической атаки. У нас в связи с деятельностью Коммунарского рудника и вырубкой лесов в реке Июс наблюдается выделение вредных веществ и обмеление. Результат этого – исчезновение ценных промысловых рыб, увеличение зараженных рыб, резкое возрастание паразитарных, кожных болезней, заболевание дыхательной системы. Учащиеся проводят исследования, пишут рефераты, выступают на научной - практической конференции, где освещают вопросы экологического состояния природы своей местности. На этом этапе особенно важно проявить у учащихся бережное отношение к природе, особенно к природе своего края, знать его заповедные уголки, правильно определять природные объекты с нарушенным экологическим равновесием. В 6,7 классах используем ролевые игры «Знакомые незнакомцы». На этом занятии учащиеся играют роль известных растений или животных, знакомятся с данными, малоизвестными большинству. Используют загадки, ребусы, шарады, стихи. В 8,9 классах – это могут быть игры-диспуты, игры-конференции и т.д. Тематика самая разнообразная: «Экология Хакасии», «Пути решения экологических проблем». Составляется план, идет поиск материала, распределяются роли. В 9-м классе на уроке биологии соответствующие темы изучаются самостоятельно.
Экологическое образование и воспитание реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Поэтому существует необходимость в дальнейшей глубокой разработке проблемы экологического образования школьников.
Литература:
Государственный доклад «О состоянии окружающей среды Республики Хакасия в 2014 году»/Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия,-Абакан,2015.с. 160.
Панкратов, А. В. Идея экологического образования // Философия экологического образования. – М.: Прогресс – Традиция, 2001. – с. 329-347.
Попова, Т. А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: методическое пособие / Т. А. Попова. – М.: Сфера, 2005. – с. 5-11.