Статья «Экологическое воспитание в условиях перехода на ФГОС»


Статья «Экологическое воспитание в условиях перехода на ФГОС»

Автор: учитель биологии Румак Татьяна Валентиновна

Чтобы учащиеся увидели, глубоко почувствовали и поняли красоту родного края время, проведенное в школе, а именно внеурочное время должно этому способствовать.
Нужно искать и находить красоту везде – в школьном саду, огороде, на клумбе, на экскурсии.
Прекрасны не только цветущие луга, но и отдельно цветущие растения, которые мы можем встретить на клумбе, в саду.
Красота везде. Нужно только помочь учащимся увидеть её. На экскурсии можно дать задание найти самое, по их мнению, красивое растение. Это растение можно сфотографировать, зарисовать, взять для гербария. Если экскурсия в лес или на реку, можно прочитать стихотворение о природе.
Ещё эффективнее будет раздать заранее распечатанные стихи ученикам, для того, чтобы они их прочли самостоятельно. Сразу почувствуется, как остро учащиеся воспринимают и окружающую среду, и её описание.
Например, стихотворение Е.Серовой «Кувшинка»
Лежит кувшинка на листе,
Как на плоту зеленом,
И поплыла бы по реке
К подружкам отдаленным,
Да вот беда - привязан плот,
Он никуда не поплывет.

Если учащиеся 6 класса, можно обратить внимание на строение водных растений (расположение устьиц, листовую пластинку и т.д.)
Красоту летнего дня можно проследить, прочитав отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг».
Для лучшего восприятия природы проводим интегрированные занятия, например,
Литературная экскурсия в природу, для этого можно проводить экскурсию с учителем литературы.
Постоянное общение с природой можно подкрепить пейзажной живописью. Наблюдать природу можно в любое время суток и в любое время года. Но ведь красоту природы родного края нужно показывать не только в естественных условиях, ведь прекрасна природа и преобразованная трудом человека. Красиво и удобно спланированные, яркие клумбы цветников, грамотно расположенные и засеянные грядки овощей, поле зреющего хлеба.
И здесь, конечно, наблюдается много интересного, значимого для воспитания любви к природе, уважение к труду окружающих.
В итоге можно предложить темы проектов:
1. Проект «Лес»
2.Проект «Пруд»
3.Проект «Подземная жизнь крота»
4.Проект «Жизнь рака»

15