Реферат «Развитие самостоятельности при изучении орфографии и пунктуации на уроках русского языка»

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Муниципальное образовательное учреждение
«Адамская средняя общеобразовательная школа» Глазовского района







РЕФЕРАТ


«Развитие самостоятельности при изучении орфографии и пунктуации на уроках русского языка»




Учитель: Каркина Ольга Леонидовна
(без категории)




Глазовский район, 2013 год
Содержание:
Введение. Обоснование и актуальность проблемы 3
Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок
у обучающихся:
карточки с орфограмма 4
устный опрос по карточкам 5
использование загадок, пословиц при изучении темы «Проверяемая
безударная гласная в корне слова» 6
работа со словарями 8
письменный опрос 8
опрос с помощью перфокарт 9
игра «Проверь безударную гласную!» 10
пунктуационный диктант 11
графический диктант 13
Заключение 13
Библиография 16















Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества,
то создавайте такие условия,
чтобы искорки их мыслей
образовывали царство мыслей,
дайте возможность им почувствовать
себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.

Орфографическая грамотность – одна из сторон общей речевой культуры.
Чтобы осуществить обучение орфографии, обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность.
Такой взгляд на обучение зыку установился в методике и в практике работы учителей.
Каждый учитель современной школы знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике, и всё же он остаётся неусвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят новые слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. В чём причина такого явления?
Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу ученика на уроке русского языка следует назвать пассивным. Конечно, что-то ученик при этом усваивает, но пассивное восприятие не может быть опорой прочных знаний и навыков.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладевания учебными материалами.
Они требуют внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировкам правил и заданий учебника. Для всего этого необходимо напряжение ума и воли учащихся. Особенно серьёзным указанное требование становится в применении к грамматике и правописанию, изучение элементов которых является первоначальной основой для выработки у детей определённой культуры письменной речи.
Как известно, К. Д. Ушинский считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребёнка. Внимание – сосредоточенность сознания на чём-либо. Его нельзя осуществить без напряжения воли, без определённой активности слушающего, читающего человека. Вот почему современные психологи придают большое значение воспитанию внимания у детей.
В условиях обучения русскому языку воспитать внимание – значит развить умение видеть различные формы слова, развить «орфографическую зоркость». Это значит, что, глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию). Слушая речь, слышать слово в целом и отдельные его звуки (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Ученику необходимо и самому правильно произносить слово целиком и по частям (по слогам, звукам и т.д.). Если учитель не воспитал внимания ученика к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию. Воспитание «орфографического внимания» - первый, самый маленький шаг к воспитанию культурной речи учащихся.
Орфографическое внимание и орфографическая зоркость формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, как-то: письмо-орфографическое проговаривание, словарный диктант, связанный с запоминанием графического образа слова, обучающие диктанты – предупредительный, объяснительный, «Проверяй себя!», работа со словарём, использование различных игр, работа по карточкам, использование различных пословиц и загадок и др. Все эти виды упражнений хорошо известны учителю, но выполняются по традиции, без целевой установки, связанной с определением места нахождения орфограммы. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной, систематической работы по формированию орфографической зоркости учащихся может дать положительный результат: при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
Очень часто, когда у ученика, плохо написавшего диктант, спрашиваешь: «Как напишешь слово, в котором ты допустил ошибку?» Он отвечает, что знает это правило, и это знает, и это
Да, он знает правило, он их заучивал, но, когда пишет, он не видит случаев, когда их нужно применить.
Карточки с орфограммами.
На вырезанные карточки записываются различные задания на пройденные правила.
Когда всему классу даётся самостоятельная работа, то для отдельных ребят готовятся дополнительные задания (карточки с заданиями).
Все ученики начали работу. Вы подходите к отстающим ученикам и кладёте им на парту карточку.
Каждый из учеников дописывает предложение, слово и т.д. упражнение, потом прерывает эту работу, читает правило или рассуждение на карточке, задание к упражнению и выполняет его.
После того, как он закончил своё упражнение, он берёт учебник и продолжает дальше выполнять (сколько успеет) упражнение, которое было дано всему классу.
После окончания урока эти ребята вкладывают карточки в тетрадь и отдают учителю на проверку. Оценка ставится в журнал.
Эта индивидуальная работа хорошо видна в тетради.
При этом, прежде чем выполнить дополнительное упражнение, ученик читает заголовок, читает правил (если забыл правило, то вспомнит его, если не знал, то выучит, разберётся).

Карточка №7
Задание: Проверьте безударную гласную в корне слова, для чего поставьте данные ниже слова в форме ед. ч. Запишите, ставя ударение.
Например: тропа – тропы.
Снга, пля, лса, цвты, грбы, джди.
Смотри параграф 2, стр. 15 учебника.


Устный опрос по карточкам.
Надо сделать карточки и крупно написать столбиком три слова (ничего не подчёркивая, ничего не выделяя) с разными орфограммами, изучаемыми в этом классе. На обратной стороне поставить номер карточки.
дорожка
хризантема
косить



№ 3







Ученик, отвечающий урок у доски, берёт любую из предложенных ему карточек. Затем он отвечает: называет правило, приводит примеры. Ответ оценивается. Оценки ставятся в журнал, дневник. Оценки ставятся и тем учащимся, кто исправлял ответы, дополнял.
Если отвечающий не может ответить на вопросы, то берёт другую карточку.

Использование загадок, пословиц при изучении темы «Проверяемая безударная гласная в корне слова».
При изучении этой темы можно использовать в качестве дидактического материала загадки, пословицы, поговорки и т.д. Произведения устного народного творчества не только дают возможность подобрать слова с нужной орфограммой, но и учат кратко излагать мысли. Очень важна последовательная работа учителя с орфограммой: от простого к более сложному, а затем к обобщению и систематизации изученного.
Учащихся нужно приобщать к тому, чтобы «слышать» орфограмму, нужно научить их думать над тем, так ли они пишут. Встретившись с трудностью в написании гласной, дети произносят слова, которые им помогают сосредоточиться:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты её немедленно ставь под ударение.
Загадки нужно использовать те, в отгадках которых есть нужная нам орфограмма.
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. Кто я такая? (Вода).
Два братца, а друг друга не видят. (Глаза).
Хоть сама и снег, и лёд, а уходит – слёзы льёт. (Зима).
Принялась она за дело, завизжала и запела.
Ела, ела дуб, поломала зуб, зуб. (Пила).
Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком. (Пчела).
Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова).
Летом зеленеет, осенью желтеет. (Трава).

Учащиеся с удовольствием не только отгадывают загадки, но и ищут их сами, приносят на урок, учат наизусть, даже пытаются сами сочинять. Безударную гласную находят не только в отгадке, но и в самом тексте загадки.
Например: домовитая, пролетает, похлопочет, цветком, медком.
При изучении правила правописания проверяемой безударной гласной в корне слова можно разнообразить задания, усложняя их: списать загадки с доски (безударную гласную подчеркнуть); вставить пропущенную букву, подобрать родственное слово; подчеркнуть в тексте проверяемую безударную гласную, выписать слова с проверяемой безударной гласной, обозначить в них орфограмму, т. е. подчеркнуть гласную одной чертой, поставить знак ударения, рядом написать проверочное слово, поставить в нём знак ударения, подчеркнуть ударную гласную двумя чертами, и в том, и в другом слове выделить корень. Последние задания отрабатывают умения видеть орфограмму.
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой

На берёзе теремок, не висит на нём замок,
Дверь открыта для жильца, говорливого скворца.

На языке медок, а на сердце ледок.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Апрель с водою, май с травою.

Для закрепления темы можно составить памятку, в которой представлены пять орфограмм и в столбиках – части речи: первый столбик – имена существительные, второй – имена прилагательные, третий – глаголы. Вот как она выглядит:


А страна красивый шагать
О моря большой ходить
Е земля весёлый бежать
И зима крикливый кричать
Я мячи мясной тянуть

Таким образом, тема «Проверяемые безударные гласные в корне слова» проходят красной нитью через всю школьную программу и является основой для повышения грамотности учащихся.

Работа со словарём.

Словари являются полезным пособием для развития речи, для формирования орфографической зоркости. С помощью словаря учащиеся обогащают и активизируют его, знакомятся с лексическим значением тех слов, которых не понимают, учатся правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.
Например. Гусеница, щавель и другие.
Задача учителя – научить детей правильно пользоваться словарями и использовать их в своей работе.
Чтобы учащиеся успешнее овладели словарным богатством родного языка, можно на каждом уроке знакомиться с двумя – тремя словами из школьного орфографического или толкового словаря. Нужно обучать детей подбирать из словаря наиболее подходящее слово для точного выражения своих мыслей, проверять по нему слова с непроверяемым написанием (трамвай, диван, футбол, вокзал), с непроизносимыми удвоенными согласными (суббота, аппетит, хоккей), с гласными О, Ё после шипящих под ударением (жёлудь, жёлтый).

Письменный опрос.

Для повышения орфографической зоркости и грамотности у учащихся имеют место такие задания:
Указать над буквами порядковые номера орфограмм, приведённых на доске:
№ 1 – проверяемая безударная гласная в корне;
непроверяемые гласные и согласные;
№ 3 - -Е и –И в окончаниях имён существительных;
№ 21 – не с глаголами;
№ 22 – Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа;
№ 25 – безударные личные окончания глаголов I и II спряжений.

Образец выполнений.

Летом, мы, ребятишки, целыми днями пропадаем в лесу.
Цифровое обозначение орфограмм можно использовать и с целью предупреждения ошибок. Предлагаем на доске схему предложения, где над графическим изображением слова стоят номера орфограмм (нумерацию орфограмм заучивать не рекомендуется, список даётся на индивидуальных карточках или плакате):
_____ 1_____3 ___ 1_____3 ___1___ __1___.
Задание. В списке найти названия обозначенных орфограмм; вспомнить правила; применяя правила, надписать под диктовку предложение.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
Дети объясняют, над какими буквами поставлены номера орфограмм.

Опрос с помощью перфокарт.

Учителя используют различные виды перфокарт и для индивидуального, и для коллективного опроса.
Один из видов перфокарт - это лист плотной бумаги. Совпадающий по размерам с Ѕ согнутого по вертикали или горизонтали лист тетради. Он может иметь 9, 15 круглых отверстий.
Ученик подкладывает под перфокарту согнутый пополам лист тетради или саму тетрадь (лист или тетрадь должны совпасть с перфокартой) и в отверстиях проставляет нужные буквы или условные значки. Если ученик во всех словах верно определил выбор гласных, то при проверке, объединив все правильные ответы, получится код. Это может быть цифра 5.
Например. Для проверки усвоения написания Е-И в словах с чередующимися гласными в корнях слов даются следующие слова:
Собирать 6) Заблестеть 11) Блестящий
Забирать 7) Блистать 12) Задирать (нос)
Растирать 8) Расстилать 13) Прижигать
Блистательная 9) Подбирать 14) Упираться
Постелить 10) Расстелить 15) Придираться

И И И
И Е Е
И И И
Е Е И
И И И


Чтобы учащиеся не привыкали к одному и тому же коду, его можно менять.
На другой перфокарте (размером с альбомный лист) выписываются словарные слова и слова на ранее изученные орфограммы. В течение урока с этой перфокартой работает каждый ученик. (В перфокарте столько строчек, сколько учеников в классе). В конце урока перфокарта сдаётся учителю. Проверив перфокарту, учитель знает, какой ученик какое правило (тему) не усвоил.

Игра «Проверь безударную гласную!»

На всех этапах обучения русскому языку наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в словах с безударными гласными. Это одна из самых трудных тем курса орфографии. Так, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, учащимся нужно не только уметь обнаружить её (для чего необходимо постоянно развивать речевой слух), применить правило, но и продемонстрировать определённое богатство своего словаря. Без тренировки не обойтись.
Исходя из этого и учитывая возрастные особенности учащихся, практически на каждом уроке русского языка в классе мы проводим игру «Проверь безударную гласную!» Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово. Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки; 2) подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие.
Играем так. Ведущий (или ученик, или учитель) называет слово и фамилию ученика, к которому обращается с заданием. Отвечающий находит проверочное слово.
Игра проходит живо, динамично, занимает совсем немного времени – не более двух-трёх минут. А польза налицо. Благодаря ежеурочной тренировке умение подбирать проверочные слова автоматизируется.
Ведущим побывает (и не один раз за учебный год) каждый.
Слова игры (10-12) учащиеся подыскивают накануне дома. Задания варьируются: сгруппировать слова с безударными гласными в корне слова из домашнего упражнения, из контрольного диктанта, из изучаемого литературного произведения и т.д.
Учитель предлагает группу слов (10-12) слов:
Сова хорошо
Сады удивительный
Земля лесной
Свисток деревья
Мячи косить
Ученики называют проверочное слово:
Сова – совы, хорошо – хороший, сады – сад, удивительный – диво, земля – земли, лесной – лес, свисток – свист, деревья – дерево, мячи – мяч, косить – косит.
Пунктуация, как орфография, имеет огромное значение для оформления письменной речи. Соблюдение принятых в данном языке пунктуационных правил облегчает понимание написанного, отсутствие же или неправильная расстановка знаков препинания затрудняют понимание, а иногда и искажают смысл. Выразительное чтение такого текста также невозможно, так как читающий вслух при отсутствии знаков препинания не может уловить, в каком месте сделать логическое ударение, паузы, какая необходима интонация, т.е. не может донести до слушателей содержание читаемого.
Задачей изучения пунктуации является усвоение школьниками пунктуационных правил и овладение умением применять их на письме.
Пунктуационный диктант.
Мы диктуем текст как обычный диктант. Разница лишь в том, что после написания каждого предложения на полях учащиеся пишут знаки препинания, поставленные в этом предложении.
Например. Труд сделал человека человеком. .
Труд поднял человека на ноги, укрепил его руки, усовершенствовал его уникальный мозг. , , .
Так пишется весь диктант. После окончания диктанта, отступив две строки, посредине строки записываем заголовок (Пунктуационный диктант) и в два столбика (делим количество предложений на 2) под диктовку учителя учащиеся записывают только знаки препинания. Каждое предложение читается два раза.
Например, в диктанте было 10 предложений, записываем:
Пунктуационный диктант.
.
, , , .
, .
, , .
, , , .
и т.д.
Затем диктант проверяется. Учитель читает текст, выговаривая каждую букву, говорит, где и какие ставятся знаки препинания. Учащиеся исправляют ошибки в диктанте и на полях (исправляют ручкой с зелёной пастой), подсчитывают их и ставят себе оценки.
После этого проверяется и оценивается пунктуационный диктант.
- в первом предложении – точка, во втором – три запятых, точка и т.д.
Дальше смотрим, кто как написал диктант. Когда учащимся было легче расставить знаки препинания, когда писали диктант или когда писали пунктуационный диктант?
Этот вид работы формирует умение расставлять знаки препинания на слух.
Между тем, как показывает практика, большая часть пунктуационных ошибок связана с несформированностью умения различать простые предложения с союзом И, сложные предложения с этим же союзом и простые предложения в составе сложного.
Необходимо своевременно принять меры к предупреждению этих ошибок. Нужно требовать от школьников при анализе предложений обязательного установления, к какому подлежащему по смыслу и грамматически относятся (или не относятся ни к какому) каждое сказуемое.
Чтобы привлечь внимание учащихся к предложению с союзом И, надо требовать обязательно выделять кружочком союз И – сигнал того, что данное предложение должно быть рассмотрено с точки зрения его структуры.
Вот, например, как объясняется графически в работе ученика отсутствие знака препинания в предложении с союзом И:
Они с трудом великим проказника спасли, укрыли одеялом и в санях увезли.
Затем вычерчивается схема:


Графический диктант.

Речь идёт о проверке умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение её в схеме.
Методика проведения схематического (графического) диктанта такова: предложение читается дважды. При первом чтении школьники слушают его, при повторном, не записывая самого предложения, чертят схему, соответствующую структуре данного предложения.
Например, учитель читает предложение:
Подул лёгкий ветер, с тихим шорохом пробежал по всему по всему саду и вскоре затих.
Учащиеся по мере чтения предложений делают в своих тетрадях следующую запись:


Затем схематический диктант проверяется.

Любое задание на уроках русского языка сопровождает орфографическое проговаривание, а также комментирование правил, встречающихся в словах и правил пунктуации в предложении.
Описанные виды работ считаю эффективными и полезными в плане повышения познавательного интереса у школьников на уроках русского языка. При этом огромную роль играет самостоятельность учащегося.
Самостоятельность это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Она в той или иной степени присуща любому человеку. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что в свою очередь является движущей силой в процессе познания. При этом, безусловно, не последнюю роль играют настойчивость, увлеченность и другие качества, которые развиваются вместе с самостоятельностью. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Самостоятельность мышления и самостоятельность целенаправленной деятельности являются важнейшими качествами человека.
Особенно важна самостоятельность для развития различных умений учащихся. На уроках русского языка доля самостоятельной работы учащихся может составлять от 20% до 90% времени урока. Объясняется это тем, что любые умения могут формироваться и развиваться только в процессе самостоятельной деятельности учащегося. Суть ее заключается в том, что учащиеся действуют сами, т.е. в той или иной степени реализуют, проявляют свою самостоятельность. При этом и умения, и самостоятельность, которые развиваются и совершенствуются в процессе самостоятельной деятельности учащегося, взаимно обогащают друг друга.
Без достаточно развитой самостоятельности нет полноценных умений, а без развитых умений никакая самостоятельность не принесет большой пользы.
И чем выше у учащихся уровень их самостоятельности, тем эффективнее будет протекать их учебная самостоятельная деятельность.
При подготовке к урокам мы учитываем основные программные требования и уже федеральные государственные образовательные стандарты, индивидуальные особенности детей всех уровней развития: низкого, среднего, высокого.
Можно сделать следующие выводы.
1. Одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения является умело организованная система самостоятельных работ.
2. Систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки школьников.
3. Органически связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять знания, творчески применять их в решении различных практических задач.
4. Контроль выполнения различных заданий содействует организации тематического учёта знаний школьников, помогает мобилизовать деятельность учащихся, способствует развитию мышления учащихся.
5. На протяжении всего процесса формирования навыков самостоятельности используются несколько видов контроля: контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, внутренний самоконтроль.
6. Регулярное использование на уроках специально подобранных упражнений, заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает качество подготовленности, а так же повышается качество знаний по предмету. Различные формы работы, направленные на решение проблем по развитию самостоятельности, позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности и активнее использовать полученные знания в повседневной жизни, применять свои знания при участии в конкурсах, викторинах и олимпиадах.









Библиография
В. Волина. Я познаю мир: Домашняя энциклопедия: русский язык. – М.: ООО «Издательство АСП», 1997.
Г. Окулова. Занимательная фонетика. Методическое пособие. – Оса: Росстани-на-Каме, 1994.
В. Волина. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996.
Русский язык в школе. 1998, №3.
П. В. Жуков. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., 1966.
Л. А. Введенская. Пословицы и поговорки в начальной школе (пособие для учителей). – М.: государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1963.


















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615




Рисунок 315