ПРОГРАММА спецкурса по русскому языку «Нетрадиционные случаи орфографии и пунктуации»



ПРОГРАММА
спецкурса по русскому языку
в рамках платных дополнительных образовательных услуг
«Нетрадиционные случаи орфографии и пунктуации»
Программу составила:
Шекарова Г.А. учитель
русского языка и литературы
высшей категории
2012
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 11-х классов и реализуется в рамках платных образовательных услуг. Программа предлагает рассматривать привычные проблемы прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах. Курс дает возможность старшеклассникам осознать, что важно воспринимать язык не как свод правил, а как систему, которую нужно понять, в которой надо разобраться.
В связи с этими центральными направлениями в работе становятся:
во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), с тем чтобы безошибочно применять то или иное правило, не искажая смысла высказывания;
во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии; и наконец, систематизация и обобщение знаний учащихся в этих разделах.
Актуальность спецкурса на современном этапе развития школы определяется тем, что полученные знания формируют умения грамотного правописания, то есть умение применять правила на практике. Это необходимо при формировании конкурентоспособной личности.
Изучаемый курс рассчитан на 40 часов. Сроки освоения данного курса с 1.10.12 по 30.04.13 г.
Содержание курса
I. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.Речь и речевое общение.
Речевая деятельность.
Текст.
Функциональные разновидности языка.
II. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Синтаксис как раздел грамматики.
Классификация простых предложений. Трудные случаи.
Синтаксис сложного предложения. Нетрадиционный подход.
4.Использование орфографических словарей и справочников для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Цели и задачи курса:
выработать у учащихся умение ориентироваться в многообразных явлениях русского языка.
обратить внимание учащихся на трудные случаи правописания.
научить применять полученные знания, умения и навыки, используя алгоритмы, словари.
способствовать интеллектуальному развитию обучающихся.
воспитать деловые качества.
Доминирующая идея курса: формирование у обучающихся высокой, коммуникативной языковой лингвистической компетенции.
Ожидаемые результаты:
овладение глубокими и систематизированными знаниями по орфографии и пунктуации.
применение полученных знаний, умений и навыков по данному разделу на практике при выполнении заданий различных уровней.
способность аргументировано доказать тот или иной случай правописания.
Трудные случаи постановки знаков препинания в простом предложении
(11 класс 1 полугодие)
№ Тема Количество часов
1-2 Речевой этикет в письменном общении. Деловой этикет в частной и деловой переписке. Из истории эпистолярного стиля 2
3-4 Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический,
смысловой, интонационный 2
5-6 Трудные случаи постановки знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Знаки препинания в начале предложения (многоточие, кавычки, тире в диалоге) 2
7-8 Трудные случаи постановки знаков препинания междуподлежащим и сказуемым 2
9-10 Ошибки в сочетаниях однородных членов несопоставимость понятий. Лексическая несочетаемость. Несочетаемость видовых и родовых понятий. 2
11-12 Ошибки при использовании сопоставительных союзов. Нарушение связи между однородными членами и обобщающими словами. Согласованные и несогласованные определения и знаки препинания при них. 2
13-16 Трудные случаи обособления определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Синонимика деепричастных оборотов. 4
17-18 Трудные случаи разграничения вводных слов и членов предложения (наконец, в конце концов, однако, конечно, значит, вообще, главным образом, во всяком случае) 2
19-20 Зачетная работа по тестам ЕГЭ 2
Итого 20
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложном предложении
(11 класс 2 полугодие)
№ Тема Количество часов
1-2 Грамматические особенности сложных предложений. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями речи которых ставятся запятая, тире, запятая и тире, точка с запятой 2
Стилистическая окраска союзов. Союзы пока и пока не. Союзные слова который и какой 3-4 Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Конструкции с общими второстепенными членами и союзом и 2
5-6 Разграничение сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами и союзом и 2
7-8 Трудные случаи постановки знаков препинания с сложноподчиненном предложении. Конструкции с несколькими придаточными и с общим главным
предложением. 2
9-10 Конструкции сложноподчиненных предложений с несколькими главными предложениями и одним
придаточным. 2
11-12 Разграничение бессоюзных сложных предложений со знаками тире и двоеточие и простых предложений с однородными членами и обобщающим словом. 2
13-14 Замена придаточного определительного предложения причастным оборотом 2
15-16 Пунктуация с сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Запятая на стыке двух союзов. 2
17-18 Пунктуация при оборотах, не являющихся придаточными предложениями. Цельные по смыслу выражения 2
19-20 Зачетная работа по тестам ЕГЭ 2
Итого 20
Литература:
Баранов М.Т. «Русский язык: справ, материалы: пособие для учащихся»/ М.Т.Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского,- 10-е изд.-М.: Просвещение, 2007.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации.-М, 1983.
Егорова Н.В. «Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскомуязыку»/ Н.В. Егорова.-М: ВАКО, 2005, 2007.
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии.-М., 1982.
5.Розенталь Д.Э. «Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы»/ Д.Э. Розенталь.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000.