Урок-исследование по творчеству М.Ю.Лермонтова и Эрика Батуева Поэт и судьба (литература, 8 класс)


Урок-исследование по теме «Поэт и судьба» (на материале творчества М.Ю.Лермонтова и Эрика Батуева).
Предмет: литература.Класс:8.
1.Мотивационно-целевой этап. Формируемые УУД: Личностные: Умение выявлять личностно значимую проблему. Метапредметные: постановка цели урока.
Деятельность учащихся. Создание проблемной ситуации: чтение стихотворения без указания авторства. Как вы думаете, кто написал это стихотворение? Похоже ли оно на произведение М.Ю.Лермонтова?
Стемнело. Солнце стелется в воде
и плещется с рекою на мосту.
Сквозь розовые полосы к звезде
относит человечка на плоту.
Он тихо в воду ноги опустил.
А сам не шелохнется. Спит - не спит?
Какую думу он упрятал в ил,
какие бездны он в себе хранит?
Река несет все дальше ветхий плот,
и человечка, и миры в груди.
Он думает, что далеко плывет,
не зная, что плотина впереди...
Рассуждения учащихся: Со стихами М.Ю.Лермонтова это произведение объединяет тема: одинокий человек плывет сам не зная куда, не зная, что его ждет, и не подозревает, что впереди тупик. Проблема несбывшихся надежд. Близкое Лермонтову описание природы (глубокое, красивое, описывается стихия воды).
Учитель: На самом деле, это стихотворение написал не Лермонтов. Оно принадлежит нашему земляку Валерию Батуеву, который жил с нам почти в одно время - с 1969 по 2002 год. Он ступал по той же земле, что и мы с вами. Дышал тем же – удмуртским – воздухом, писал на двух языках (русском и удмуртском) и был очень привязан к малой родине. Как вы считаете, каковы цели нашего урока?
Учащиеся: Главная цель – понять, как получилось, что поэты, живущие в разное время и в разном месте, создают такие похожие стихи.
2.Ориентировочный этап. Формируемые УУД: Метапредметные: умение планировать деятельность на уроке; умение формулировать тему урока.
Деятельность учащихся. Учитель: Каким образом мы можем добиться поставленной цели?
Учащиеся: Нам поможет сопоставление биографии М.Лермонтова и Валерия Батуева, а также сопоставление их стихотворений.
Формулирование темы урока «Поэт и судьба».
3.Поисково-исследовательский этап.Формируемые УУД: Коммуникативные: представление друг другу информации. Метапредметные: умение структурировать информацию; умение формулировать выводы.
Подготовленный учащийся рассказывает о биографии Валерия (Эрика) Батуева.
Деятельность учащихся: в процессе знакомства с биографией Батуева ищут ответы на вопросы и фиксируют их в тетради (вопросы записаны на доске либо проецируются):
1.Определите значение удмуртского слова «эрик», ставшего творческим псевдонимом Валерия Батуева.
2.Сколько лет прожил Валерий Батуев?
3.Кто были родители Валерия Батуева? Какие отношения были в семье?
4.Чем в жизни он занимался?
5.Определите три самых важных места для Валерия Батуева на карте России.
6.Каких успехов в профессиональной и поэтической деятельности добился Эрик Батуев?
7.Где мы можем познакомиться с поэтическим творчеством Эрика Батуева?
8.Самый главный вопрос: какие сходства в биографии М.Ю.Лермонтова и Эрика Батуева вы видите?
Вывод проделанной работы – сходство судеб поэтов: короткий, но яркий жизненный путь, трагическая смерть, нежная привязанность к матери (Батуев) и бабушке (Лермонтов), совмещение писательской деятельности с военной службой (у Эрика Батуева – работа военным корреспондентом), три общих важных места в жизни, куда они возвращались снова и снова – малая родина. Москва, Кавказ, тема свободы в творчестве и жизни.
4.Практический этап. Формируемые УУД: Познавательные: сравнение –сопоставление и анализ полученной информации. Метапредметные: умение структурировать информацию; умение формулировать выводы.
Деятельность учащихся. Учитель: сегодня мы попробуем сделать сопоставительный анализ одного стихотворения М.Ю.Лермонтова и одного стихотворения Эрика Батуева.
Стихотворение М.Ю.Лермонтова: «Измученный тоскою и недугом…»
Учитель организует краткую беседу по стихотворению. Кто автор стихотворения? О чем оно? Кто его герои? Какими словами можно охарактеризовать героев, что они переживают? Как сам лирический герой называет себя?
Краткая биографическая справка: Стихотворение было написано в 1832 году. Обращено к Н. Ф. Ивановой, одной из знакомых поэта, которая была предметов его увлечений в юности.
Стихотворение Эрика Батуева:
И губ обиженных изгиб,
и слез твоих приливы и отливы
(из карих глаз, в которых ячуть не погиб),
и рук тепло, готовых все простить,
и ветки сливы...
О не забыть мне, не забыть!
Но видит Бог, что нет пути
иного, чем идти
вперед.
Туда, куда пришел
и мой черед -
вперед. Вперед! Вперед...
Э, настроеньице!... Все врет!
Краткая беседа по стихотворению. Кто автор стихотворения? О чем оно? Кто его герои? Какими словами можно охарактеризовать героев, что они переживают? Объясните смысл последней строчки для понимания стихотворения.
Краткой биографической справки нет. Предполагаем, исходя из наших знаний биографии поэта (возможно, расставание с женой).
Деятельность учащихся: Заполнение сравнительно-сопоставительной таблицы:
Основание для сопоставления Стихотворение М.Ю.ЛермонтоваСтихотворение Эрика Батуева
Тема Образ лирического героя (и героини) История создания Идея Вывод: единство темы (любовь и разлука), сходство образов лирических героев (остро переживают разлуку с любимой) и их различие (герой Батуева не растворяется в любви, а идет вперед), соответственно, разные идеи.
5.Рефлексивно-оценочный этап. Формируемые УУД: Метапредметные: самооценка.Личностные: самоопределение учащихся относительно темы урока.
Учитель: Достигли ли мы поставленной цели? Сформулируйте выводы урока.
Учащиеся: В судьбе поэтов Лермонтова и Батуева много сходства. Похожи их лирические герои: они одиноки, тяжело переживают разрыв с любимой, сильны духом. Авторов волнуют общечеловеческие проблемы: жизни и смерти, войны и мира, любви и разлуки, надежды и безнадежности, одиночества , стихийности природы.
Оцените свою деятельность на уроке, закончив фразы:
•Я удивился…
•Для меня осталось непонятным…
•У меня появился вопрос…
Учитель ставит оценки за урок.
6.Постановка домашнего задания. Формируемые умения: Познавательные: сравнение – сопоставление и анализ полученной информации. Метапредметные: умение структурировать информацию; умение формулировать выводы.
Учитель: Вторая «любовь и печаль» обоих поэтов – это Кавказ. Стихотворение Эрика Батуева «Платок и кинжал».
Кинжал сверкнул, как месяц, и тот час
вонзился в грудь и в темноте погас.
И девушка упала на песок,
от брата брата заслонив собой.
Она молила, чтоб прервался бой,
меж ними новый уронив платок.
Но не заметил горец. Лишь врага
он видел в брате. Дрогнула рука,
и ненависть направила кинжал.
Исламская луна сияет так,
что скоро кунака убьет кунак.
И даже ангел смерти зарыдал.
Проведем анализ стихотворения по уже знакомому нам плану.
Заполнение второй части сопоставительной таблицы.
Основание для сопоставления Поэма «Мцыри» Стихотворение «Платок и кинжал»
Тема Война и мир
Образ лирического героя Герой наблюдает со стороны, описывает поступки героев и дает им свою оценку
История создания Опубликовано в сети в 2001 г., посвящено чеченской войне
Идея Трагедия братоубийственной войны: брат убивает брата, и даже старинные обычаи (кидать платок между воюющими) не помогают закончить войну.
Учитель: Дома вам предстоит перечитать поэму «Мцыри» и поработать с первой частью таблицы. Желаю вам вдумчивого чтения!