«Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»,


№ п/п Деятельность учителя Деятельность учащихся t′
1 Организационный момент 1
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь. Давайте начнем урок. Дежурный, будьте добры, назовите отсутствующих.
- Хорошо, садись. - Здравствуйте!
- Отсутствуют … 2 Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся 7
- Что Вам было задано на дом?
- Хорошо. Заполнили таблицу?
- Хорошо. Давайте посмотрим на сколько Вы хорошо подготовили домашнее задание. Закрываем учебники и тетради. Каждой из Вас я сейчас раздам карточки с вопросами. У каждой из вас будут разные варианты, разные вопросы, то есть работа будет индивидуальной. Я буду проговаривать Ваши имена и Вы будете говорить мне цифры с 1 по 20, и эта цифра соответственно будет означать номер Вашего варианта. Итак, начинаем.
- Дежурный, соберите работы, пожалуйста. Оценки работ Вы сможете узнать в электронном журнале сегодня же. - § 44, прочитать и проанализировать; ответить на вопросы после параграфа устно и заполнить таблицу.
- Да.
(выполняется письменная проверка домашнего задания)
(дежурный собирает работы) 3 Мотивация учения школьников и формирование у них положительного отношения к обучению 4
- Давайте начнем урок. Смотрим слайд (слайд 1). Как Вы прокомментируете выражение «Пусть думает тот, у кого голова больше!»
- А можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?
- Предлагаю Вам сравнить массу головного мозга разных животных(слайд 2)?
- У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела(слайд 3). У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Как Вы думаете , почему?
- (слайд 4). Посмотрим данный слайд . проанализируем. Перейдем к следующему слайду(слайд 5). Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вам приведена масса головного мозга разных выдающихся деятелей разных областей, вот к примеру мозг великого писателя И.С.Тургенева весил 2012 г, а известного политика В.И.Ленина 1340 г. На следующем слайде приведены такие же данные(слайд 6). Ознакомтесь с данными.
- Есть такая зафиксированная информация, что самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы. Так в чем же на самом деле дело?
- А в чем?
- Вы на правильном пути(слайд 7). Все дело в строении мозга. И сегодня рассмотрим строение головного мозга. (слушают)
(обсуждение по слайду 1)
(слушают)
(обсуждение по слайду 1)
(слушают)
(обсуждение по слайду 2)
(слушают)
(обсуждение по слайду 3)
(слушают)
(выполняется ознакомление с данными и анализ информации)
(слушают)
- Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом.
- В том, как устроен мозг.
(слушают) 4 Сообщение темы и цели урока 1
- Сегодняшняя тема урока «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка», и целью занятия является изучение особенностей строения и функций отделов головного мозга(слайд 8).
- Откройте, пожалуйста тетради, запишите число и тему урока. (слушают)
(записывают) 5 Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала 20
- Головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму(слайд 9). Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины. Как Вы думаете, чем обусловлено это различие?
- Верно. Головной мозг - передний отдел ЦНС позвоночных животных и человека(слайд 10). Находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Масса мозга у взрослого человека составляет около 1400—1600 г. От головного мозга отходят 12 пар нервов. Зафиксируйте данные в тетрадях, пожалуйста.
- Клетки мозга включают нейроны и глиальные клетки, выполняющие важные дополнительные функции(слайд 11). Нейроны делятся на возбуждающие (то есть активирующие разряды других нейронов) и тормозные (препятствующие возбуждению других нейронов). А из чего состоит спинной мозг?
- Верно. И головной мозг состоит из серого и белого вещества(слайд 12). Белое вещество образует проводящие пути(слайд 13). Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается снаружи белого вещества(слайд 14). Серое вещество образует кору головного мозга на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Итак давайте запишем следующую информацию: « Головной мозг состоит из серого и белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, а белое – проводящие пути, связывая части головного мозга и спинной мозг».
- Головной мозг подразделяется на передний, средний и задний мозг(слайд 15). К переднему мозгу относят промежуточный мозг и кору больших полушарий; к среднему – средний мозг; к заднему – мост, мозжечок и продолговатый мозг. Перенесите схему в тетради, пожалуйста.
- На уровне моста и продолговатого мозга проходит единый ствол мозга, но на уровне среднего мозга в нем возникают две симметричные половины(слайд 16). В переднем мозге они разобщены и сообщаются между собой перемычками. Центральный канал спинного мозга продолжается и в головном. Между продолговатым мозгом и мозжечком образуется IV желудочек, а между симметричными половинами промежуточного мозга III желудочек. В левой половине большого мозга расположен I желудочек, в правой — II желудочек. Зафиксируйте местонахождения желудочков в тетради.
- (слайд 17) Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека.
Продолговатый мозг не только “большая дорога”, но и “главный коммутатор телефонных связей” между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер.
В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга. Самое основное по данному отделу головного мозга зафиксируйте в тетради, Вам на помощь – слайд.
- (слайд 18) Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представлено отдельными ядрами. В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Нервные пути, составляющие основную массу белого вещества моста, связывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отделами головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути. Ребята, самое главное – в тетради.
- (слайд 19) Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека.
Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Записываем основную информацию в тетради.
- (слайд 20) Средний мозг нередко сравнивают с ручками управления качеством изображения на телевизионном экране. Чтобы что- то увидеть, надо настроить телевизор. Нечто подобное совершает средний мозг. Так, он обеспечивает настройку оптики глаза на нужную резкость и контрастность изображения.В случае отклонения от устойчивого положения тела мозг восстанавливает нормальное положение. И как Вы уже догадались , все основное – в тетради. (слушают)
- Это различие обусловлено разной массой их тел.
(слушают)
(пишут)
(слушают)
- Из белого и серого вещества.
(слушают)
(пишут под диктовку)
(слушают)
(пишут)
(слушают)
(пишут)
(слушают)
(пишут)
(слушают)
(пишут)
(слушают)
(пишут)
(слушают)
(пишут)
(слушают) 6 Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнение познавательных заданий 5
- (слайд 20) Давайте выполним данное задание. В тетради пишем соответствующие ответы.
- (слайд 21) А сейчас выполним второе задание, которое представлено в виде теста. Каждый делает свой вариант.
- А теперь давайте проверим Ваши ответы, первое задание – все вместе устно, а второе- Вам помогут соседи. (слушают)
(выполняется задание)
(слушают)
(выполняют задание)
(слушают)
(проверяются задания, идет обсуждение ошибок) 7 Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний 4
- Давайте обобщим все полученные знания на уроке. Расскажите об отделах головного мозга.
- Очень хорошо. Следующий вопрос: расскажите мне о месторасположениях желудочков.
- Верно. Какие центры находятся в продолговатом мозге?
- Правильно. А что Вы можете сказать о мосте?
- Ответ точен и верен. Несколько слов о среднем мозге, пожалуйста.
- Хорошо. Правильный ответ. Думаю, тему Вы освоили хорошо и Вам она понравилась. (слушают)
- Головной мозг состоит из следующих отделов: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный и большие полушария головного мозга. Последние часто называют полушариями большого мозга, в отличие от полушарий мозжечка, малого мозга . Продолговатый мозг, мост и мозжечок относят к заднему мозгу, а промежуточный и большой мозг — к переднему мозгу.
- Между продолговатым мозгом и мозжечком образуется IV желудочек, а между симметричными половинами промежуточного мозга III желудочек. В левой половине большого мозга расположен I желудочек, в правой — II желудочек.
- В продолговатом мозге находятся центры связанные с питанием и дыханием — это центры вдоха и выдоха, слюноотделения, глотания и отделения желудочного сока.
- Мост тоже состоит из серого и белого вещества. Серое вещество представлено отдельными ядрами. В них находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Нервные пути, составляющие основную массу белого вещества моста, связывают полушария мозжечка и спинной мозг с другими отделами головного мозга. Через мост проходят в кору слуховые пути.
- Средний мозг — отдел мозга, где находятся центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха.
(слушают) 8 Подведение итогов урока. Оценка работы всего класса и отдельных учеников 2
- Давайте подведем итоги урока. Что мы сегодня изучили?
- Молодцы!
- За активное участие на уроке и выполнение домашнего задания ставлю отметки получают : … . Поставьте отметки в дневники. (слушают)
- Сегодня мы прошли тему «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка» ,узнали что из каких отделов состоит головной мозг, за что отвечает каждый его отдел.
(слушают)
(ставят отметки) 9 Домашнее задание 1
- На дом Вам задаю :
1. § 45, прочитать и проанализировать;
2. Ответить на вопросы после параграфа устно;
3. Заполнить таблицу:
Отдел головного мозга Особенности строения Функции
Продолговатый мозг Мост Мозжечок Средний мозг Запишите это в дневники.
- Всем спасибо за внимание! Урок окончен! До свидания! (слушают)
(пишут в тетрадях)
(записывают в дневники)
- До свидания!