Лингвистические игры на уроках русского языка 5-6 класс


Примеры лингвистических игр ( 5-6 класс)
ФРАЗЕОЛОГИЯ
« Четвёртый лишний»
В каждой подборке найдите четвёртый лишний фразеологизм; объясните, почему он «лишний», и составьте с ним по предложению:
Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.
Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами на воде писано, комар носа не подточит.
Попасть в просак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
« Цепочка фразеологизмов»
Первый ученик записывает на доске свой фразеологизм и рядом указывает значение; затем второй ученик выполняет такую же операцию, далее третий и т.д. При этом каждый очередной фразеологизм должен начинаться с буквы, на которую заканчивается предыдущий:
Архимедов рычаг ( двигательная сила) – гонять лодыря ( бездельничать)…
«Одним словом»
Зарубить на носу – запомнить
Коптить небо -…
Себе на уме -…
Куры не клюют -…
Вилять хвостом -…
Наложить вето -… и т.д.
« Глаголы наши - фразеологизмы ваши»
1.Освободиться – Разорвать цепи, разогнуть спину, сбросить ярмо, вздохнуть полной грудью.
2. Фантазировать- Витать в облаках, строить воздушные замки. Искать жар- птицу.
3. Бездельничать-…
4. Думать- ...
5. Много- …
6. Мало- …
7. Быстро- …
8. Исчезнуть - …
9. Обмануть - …
10. Ошибиться - …
« Кто быстрее?»
На доске записаны слова по вертикали. Участники игры должны к каждой букве подобрать по фразеологизму, рядом написать его значение. Выигрывает тот, кто выполнит задание быстрее и правильнее.
К кануть в лету - исчезнуть В Р О
О обетованная земля О А РС сорвать маску С К Б
М мозолить глаза Т Е И
О от доски до доски О Т ТС сбросить иго К А А« Восстанови фразеологизм»
Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных):
Делить шкуру неубитого…
Купить… в мешке.
Пустить … в огород.
Набито как в бочке …
Считать…
Брать … за рога.
Смотреть как … на новые ворота.
Писать как …. Лапой.
… по осени считают.
Лексика
Игра « Справочное бюро»
Выберите слово, соответствующее лексическому значению:
Колорит, компонент, комфорт, компромисс ( « составная часть чего-либо»).
Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности»).
Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция ( « объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей»).
Игра « Эрудит»
Раскрой значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть.
Игра « Кто больше?»
Подбери синонимы к словам грустить, известить, пугаться, есть.
ОрфографияИгра « Эстафета»
Напиши правильно.
Стюарде…а, инт…л(лл)…генц…я, а…ликац…я, су…огат, га…ерея, а…улировать, ко…ерсант, в…т…р…нар, д…р…ж…р, ми…ион.
Орфоэпия
Игра « Диктор»
Расставь ударения, произнеси правильно.
Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, хаос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, звонит. Кодированный диктант по теме « Правописание чередующихся гласных А-О в корнях ЛАГ-ЛОЖ, РОС-РАСТ, РАЩ»
(учащиеся записывают только О или А )1 2 3
Растущий отрасль растение
Предлагать росток водоросли
Разрастаться выложить изложение
Налагается положить отрослиРастительность излагать слагаемое
Предложение ростовщик предполагать
Сложить расположиться сослагательный
Выросший росточки вырасти
Полагается произрастать взращённый
Если уч-ся выполняют задание правильно, то должен получиться такой рисунок ( если обвести выделенные буквы, получится оценка «5»).
а а а
а о оа о оа о оа а ао о а
о о а
о о а
а а а