Презентация к выступлению по теме Соотношение традиции и инновации в преподавании


Нимеева Л.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Элистинский лицей». Соотношение традиций и инноваций в методике преподавания Ключевые слова Традиция – «то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений» (Словарь Ожегова)Новация (восходит к лат. novatio – обновление, изменение) - что-нибудь новое, новшество.Инновация (от англ. innovation – обновление) – 1) нововвведение; 2) новое явление в языке, новообразование (лингв.); Слово новация шире по употреблению, инновация – ограничено специальными сферами. Кроме того, слово новация именует сам факт новшества, тогда как слово инновация содержит компонент процессности, процесса.(Словарь трудностей русского языка) П.Н.Савицкий,историк,философ П «Утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиции. Если поступать так, это означает, что и традиции, которую охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения ее в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах» Типологии уроков (по классической дидактике) Уроки изучения нового материала Уроки совершенствования ЗУНов Уроки обобщения и систематизации изученного Уроки контрольные учета и оценки ЗУНов Комбинированные уроки урок-лекции;урок-беседа;урок-исследование;урок смешанный(сочетание разных видов урока на одном) -урок самостоятельных работ;-урок-лабораторная работа;-урок-семинар;-урок-экскурсия;-урок-практикум урок-семинар;урок-практикум;-урок-концерт;урок-игра и др. Формы проверки:-устная (фронтальный, индивидуальный опросы);-письменная;-смешанная Решается несколько дидактических задач Структура урока ( в общем виде) оргмомент (внешняя и внутренняя готовность к уроку);проверка домашнего задания;актуализация знаний и умений учащихся для изучения новой темы;объявление темы урока и постановка цели перед учащимися;объяснение нового материала (усвоение исходных знаний);первичная проверка понимания учебного материала;организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу;творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных ЗУНов;обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений;контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний;домашнее задание к следующему уроку;подведение итогов урока Современные образовательные технологии (СОТ) Традиционное обучение;личностно ориентированное ;развивающее обучение;проблемное обучение;технология развития критического мышления (ТРКМ);коллективный способ обучения (КСО);укрупнение дидактических единиц (УДЕ);информационно-коммуникативные(ИКТ);исследовательские и проектные технологии и др. Сравним требования к традиционному и современному уроку. В чем принципиальная разница, на ваш взгляд? Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя, работающего по ФГОС ОО Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник. САМ ставит и формулирует обучающие, развивающие, воспитывающие цели и задачи Учитель использует методические рекомендации, учебник, рабочую программу, технологические карты тем/уроков, Internen- ресурсы, материалы коллег, обмен конспектами.Формулировка целей –через деятельность учеников к активному целеполаганию Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют САМИ учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, что должны знать и чему должны научиться Формулируют САМИ учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Распределение времени на уроке Основное время урока отводится этапу объяснения (80% урока – говорение учителя) Объяснение занимает 20-30% времени урока; закрепление -5-10% времени: организованная учителем самостоятельная деятельность -60-70% времени урока; Деятельность учителя на уроке Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности): надо успеть выполнить во что бы то ни стало то, что запланировано на деятельности Организовывает деятельность детей:- по постановке учебной задачи;- по поиску и обработке информации;-по обобщению способов деятельности.Применяется групповой, парный, индивидуальный методы (учитель консультирует) Деятельность учеников определяется через формулировку заданий Формулировка задания: 93%-репродуктивные: спишите, решите, назовите, найдите, выпишите, выполните, сравните….;7% заданий – с формулировкой: исследуйте, проанализируйте(чаще для сильных уч-ся) Формулировка задания: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, найдите….- не менее 70% Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль; применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (учитель консультирует) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) Отметка и оценка Традиционная отметка за выполнение (преимущественно репродуктивных заданий):-решил- не решил;-из 5 заданий выполнил 3 Оценка(предметных и метапредметных) достижений уч-ся: работа над развитием у учеников способности к -САМООЦЕНКЕ;-критериальное оценивание. Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили, поняли Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей