Анализ работы над темой по самообразованию ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Анализ работы учителя немецкого, английского языка
за 2015-2016 учебный год
Хан Л.Е.
Тема по самообразованию: Целеполагание на уроках немецкого языка в соответствии с требованиями ФГОС
Над данной темой я работаю второй год.
Целью первого этапа работы над темой сомообразования были:
Познакомиться со значением понятия «Целепологание».
Познакомиться с методами и приёмами целепологания.
Познакомиться с правилами постановки цели на уроках иностранного языка.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся  обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания.
В процессе освоения методов целепологания были выделены визуальные и аудиальные приёмы, которые можно использовать на уроках иностранного языка.
Визуальные:
   Тема-вопрос>>>план.
     Работа над понятием.
     Ситуация яркого пятна.
     Исключение.
     Домысливание.
     Проблемная ситуация.
     Группировка.
Аудиальные:
     Подводящий диалог.
     Собери слово.
 Исключение.
Проблема предыдущего урока.
После знакомства и освоения методов и приёмов целепологания, задачами следующего этапа были:
Освоить и реализовать приёмы целепологания в работе;
Выбрать для соответствующей возрастной группы те методы и приемы целепологания, которые могут быть наиболее эффективны в процессе обучения;
Выявить умения, которые развивает тот или иной приём;
Разработать и провести систему уроков с использованием методов и приемов целепологания.
Итак в ходе реализации приёмов целепологания обязательными условиями были:
– учет уровня знаний и опыта детей,– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Очень важным в моей работе было развить навыки целеполагания , научить проводить анализ составленной учениками иерархии целей, на их основе конструировать базовую технологическую карту, включающую систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения.. С помощью данной карты конструировалась образовательная программа по учебному курсу, составлялся тематический план и поурочные разработки. Учащимся было предложено создать собственную технологическую карту, в которой было указано какую цель они ставят перед собой при изучении темы, какими способами предполагают достичь эту цель и, каким может быть конечный результат (продукт) их деятельности. То есть учащиеся проектировали свою собственную деятельность.
В конце изучения темы проводилась рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.
Для начала учащиеся учились ставить цель на один урок или его часть,  затем очень важно было вместе с уч-ся осознать ее достижение и сделать выводы; такие задания повторялись многократно.
Когда ученик осознавал смысл учебной цели, его деятельность становилась мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо было столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружил бы дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспринимается как проблема.
Все вышеназванные приемы целепологания были апробированы, использованы мною на уроках немецкого и английского языков. Целеполагание проходило через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
Так в течении 2015-2016 года я проводила работу с использованием приемов целепологания. Подбор приемов и реализация их оказались для меня процессом сложным и трудоемким. Эффективность их использования можно наблюдать по динамике роста качества знаний у уч-ся 7 «Г» класса.

Из опыта работы можно сделать вывод:
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Использование приемов целеполагания помогает учащимся понять и принять цели урока, делает урок эффективным и ярким, способствует формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.
Следующий этап моей работы на 2016-2017 учебный год:
Популяризация методической системы, использование опыта при организации образовательной деятельности.