Мероприятие с элементами интеллектуальной ролевой игры Дебаты. Тема Социальное неравенство среди подростков существует


Комитет по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского краяМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» города Алейска Алтайского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПЛАНА-СЦЕНАРИЯ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ РОЛЕВОЙ ИГРЫ «ДЕБАТЫ»
Тема дебатов: «Социальное неравенство среди подростков существует»
(адресована учащимся 14 - 16 лет)
Составитель:
Утегенова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
Алейск
2017
План-сценарий мероприятия с элементами интеллектуальной ролевой игры «Дебаты»
Тема: Социальное неравенство между подростками существует.
Цель: формирование навыков ведения цивилизованной дискуссии, публичного обсуждения спорных вопросов и совершенствование организационных навыков.
Задачи:
изучить суть и основные элементы дебатов;
совершенствовать умение общаться, анализировать, подвергать сомнению факты и идеи, логически выстраивать аргументацию и убеждать;
исследовать основы технологии «Дебаты»;
развивать критическое мышление и способность продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов.
Возрастная категория: 14-16 лет.
Оборудование: ПК, проектор для демонстрации презентации, стенд «Технология проведения дебатов», «Структура аргумента».
Материалы: бумага, ручки для записей, кейс.
Подготовительная работа: подготовить кейс с материалами «Риторические правила «Общение с оппонентом», «Правила игры «Дебаты», «Тезисы и аргументы». Подготовить презентацию «Мероприятие с элементами интеллектуальной ролевой игры «Дебаты» (образцы содержания слайдов см. Приложение 4). Оформить стенд «Основные понятия» (глоссарий).
Методические рекомендации: исходя из дидактических функций образовательной технологии «Дебаты» стоит использовать её в современном учебно-воспитательном процессе, так как дебаты формируют у учащихся общие компетенции, а также важнейшие качества, необходимых современному человеку.
Применение образовательной технологии «Дебаты» в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации к учению, так как обеспечивается личностная значимость учебного материала для учащихся; наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала. «Дебаты» позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса.
Овладев приемами критического мышления, участники дебатов смогут:
учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения;
оценивать предел своих знаний и собственную склонность к предубеждениям и предрассудкам;
преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении;
понимать концепции и уметь доказывать, почему в данной ситуации необходимо использовать то или иное слово или фразу;
понимать возможность оценки и знать ценности, на которых основываются суждения;
использовать все доступные средства для решения проблемы, искать лучшее решение, а не просто добиваться своего;
приветствовать хорошие вопросы как возможность развивать ход мысли;
отличать наблюдения от заключений;
находить противоречия;
оценивать последствия действий, убеждений и идей.
Рекомендуемая структура открытого мероприятия с элементами игры «Дебаты»:
Организационный этап.
Мотивационный этап.
Этап актуализации знаний и способов действий.
Интеллектуальная ролевая игра.
Этап «Советы Профи».
Рефлексия.
Ход мероприятия
(1)Педагог: Добрый день, Всем! Всем хорошего настроения и приятного общения. Сегодня у нас состоятся дебаты, и я предлагаю всем принять в них участие.
Какие ассоциации возникают у нас при слове «дебаты»?
Ответы учащихся: спор, дискуссия, столкновение мнений, выборы президента…
Педагог: Дебаты – это разновидность публичной дискуссии направленная на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга.
(2)Технология «Дебатов» разработана австрийским и британским социологом Карлом Поппером. Первоначально она создавалась как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. Ряд исследователей (Е.О. Галицких, С.А. Пуйман, В.В. Чечет и др.) предлагают использовать дебаты при подготовке педагогов к профессиональной деятельности.
Дебаты универсальная технология, поэтому в современном обществе широкую популярность завоевали политические, спортивные, образовательные дебаты.
Даже проходит большое количество региональных, национальных и международных турниров по парламентским дебатам.
Для студентов и школьников, для их педагогов «Дебаты» являются интересной образовательной технологией. С 1988 года проводится Всемирный чемпионат по школьным дебатам. На сегодняшний день в подобных чемпионатах принимают участие более 50 стран.
Цель: для нас сегодня «Дебаты» - это интеллектуальная ролевая игра. С её помощью вы ребята познакомитесь с правилами ведения цивилизованной дискуссии и публичного обсуждения спорных вопросов. У Вас появиться возможность показать свои умения изучать, исследовать и анализировать; рассуждать и критически мыслить; преодолевать неуверенность и нерешительность при публичном выступлении. Всему этому будут способствовать упражнения, тренинги и советы «Профи», которые приготовили для Вас наши организаторы – учащиеся клуба молодежной инициативы «Будущее за нами»
_________________________________________________________________и гости_____________________________________________________________
____________________________________________________________.
Педагог: итак, как у любой игры и у «Дебатов» есть свои правила давайте познакомимся с ними (Приложение 1):
Участники дебатов:
2 команды:
Каждая команда – состоит из 3-4 человек, которых принято называть спикерами. Команда, защищающая тему, называется утверждающей и носит название «Утверждение», а команда, опровергающая тему, называется отрицающей и носит название «Отрицание».
Судейская коллегия (судьи) – решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступлений спикеров. По желанию комментируют свое решение, обосновывая его.
Таймкипер (хранитель времени) – это человек, который следит за соблюдением регламента игры. Он показывает спикерам, сколько осталось времени до конца выступления или таймаута - промежутка времени, который команда может взять для совместного обсуждения вопросов или контраргументов.
Тренеры (тьютеры) – в дебатах обычно учителя или опытные дебатёры.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента.
Тема дебатов - «Социальное неравенство между подростками существует».
Рекомендуемые миссии участников игры
Игровая роль Команда «Утверждение» Команда «Отрицание»
Спикер-1 Представляет тезис как они понимают тему «Социальное неравенство между подростками существует» с точки зрения утверждения («Мы считаем, что…) и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…). Представляет тезис как они понимают тему «Социальное неравенство между подростками существует» с точки зрения отрицания («Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что…), предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…).
Предлагает ввести в игру ключевые понятия (Когда мы говорим…, то это значит…, мы имеем в виду…). Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые.
Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует). Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).
Ведущий Уточняет ключевые понятия, названные каждой командой. Приводит команды к договоренности.
Ведущий Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о…»
Спикер-2 Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды. Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.
Ведущий Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Вопросы должны быть вежливыми по форме, начинаться со слов «Правильно ли я вас понял…», «Как вы думаете…», «Не кажется ли вам, что…». Ответ на вопрос должен быть обоснованным.
Спикер-3 Опровергает доводы и аргументы команды соперников. Опровергает доводы и аргументы команды соперников.
Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…» Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»
Ведущий Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.
Спикер-1 Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды. Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.
Ведущий Делает резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения.
Судейская коллегия Подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек. Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу.
Этап «Советы Профи»:
члены судейской коллегии проводят коллективное обсуждение игры. Примерный перечень вопросов для обсуждения:
Понравилась ли игра?
Что нового узнали?
Где и как можно применять данную форму игры, чему она учит, помогает, способствует?
Сотрудник отдела по защите прав несовершеннолетних дает советы учащимся на темы «Ответственность за моральное унижение личности» и «Как вести себя, если вы сталкиваетесь с негативными последствиями социального неравенства в подростковом коллективе»; учитель русского языка и литературы «Опыт в риторике», «Говори правильно»,
Педагог-психолог проводит образно-рефлексивное упражнение «Подари себе имя».
Цель: достижение каждым участником эмоционального ресурсного состояния.
1) Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться.
2) Тренер говорит участникам: «Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие».
3) По прошествии достаточного для выполнения задания времени (5 минут) тренер предлагает участникам группы обсудить результаты индивидуальной визуализации.
4) Желающие рассказывают группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.).
5) По окончании рассказа каждому участнику тренер с помощью группы придумывает новое имя. В нем должна отражаться самая суть получения эмоционального ресурсного состояния: «Я тот, который (ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен (а) в себе, когда я ... (делаю то-то и то-то)».
Обсуждение в группе (при необходимости).
Рефлексия:
Творческое упражнение «Дерево толерантности»:
Оснащение и реквизит: контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).
Инструкция: вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть наше дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш Центр, школа, город, страна стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными. А теперь приклеим их на дерево.
Возможные варианты:
Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.
Не ссориться, стараться понять друг друга.
Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки, взгляды, мнения.
Больше общаться, узнавать друг друга.
Уважать друг друга, стараться самому стать лучше.
Творческое упражнение «Дерево цели»:
Цель: осознание участниками собственных возможностей, а также динамики процесса изменений.
Оснащение и реквизит: контурное изображение дерева на плакате, маркеры (фломастеры).
Инструкция: «Это дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой наших достижений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. Сейчас напишите свое имя маркером (фломастером) в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале». Процедура повторяется после проведения занятия, при этом ведущий просит участников стрелкой прочертить направление перемещения уровня своих возможностей на начало и конец мероприятия.
Данное упражнение является своеобразной шкалой роста.
Педагог: Вот и подошло к заключению наше мероприятие. Итак, мы выяснили, что неравенство может стать важным шагом для дальнейшего развития и повышения уровня своего статуса. Итогом стало то, что мы смогли найти все полезное от социального неравенства, а так же оправдать социальное неравенство, так как оно обеспечивает нас экономической стабильностью. Мы показали, что каждый из нас имеет право на свое мнение. Самое главное, чтобы эти различия не вызывали ссор и серьёзных конфликтов. Живите дружно, уважайте друг друга! Всем до свидания! До новых встреч на следующей игре.

Приложение 1
ПРАВИЛА ИГРЫ «ДЕБАТЫ»
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса.
Начинает выступление первый спикер команды "У", который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты.
После него выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты.
Строго соблюдать регламент.

Приводить в основном аргументы в поддержку своей точки зрения, а не критиковать позицию оппонента.
Слушать оппонента, не перебивая.
Не раздражаться, сохранять приветливость.
Задавая вопросы и отвечая на вопросы, не выражать словесно несогласие, не вступать в спор.
Вопросы задавать только на прояснение позиции, выяснение точки зрения.
Благодарить за ответ на каждый вопрос.
При ответе на вопрос оппонента отвечать не просто «да» или «нет», а приводить минимум один аргумент в свою пользу.
Члены команды могут совещаться друг с другом во время дебатов, а группа поддержки не имеет права вмешиваться.
Каждая команда аплодирует своим оппонентам.
Участники каждой команды имеют право взять не более 6 мин для консультаций друг с другом. Один тайм-аут не может превышать 2 мин.
Приложение 2
РИТОРИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
«ОБЩЕНИЕ С ОППОНЕНТОМ»В начале своего выступления поприветствуйте своего оппонента.
Обращайтесь к оппонентам на «Вы»

Начать своё выступление можно со слов:
«Я хочу поговорить о …»,
«Меня сегодня интересует вопрос о …», «Существует такая проблема …»

Сформулировать основной тезис своего выступления, выражая словами:
«Мне кажется, что …. и вот почему …»

Подбирая аргументы в поддержку своего тезиса, приведите их в систему – расположите в определенном порядке:
во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.

Сделайте вывод: «Проанализированные нами аргументы, позволяют мне сделать вывод, что ….»

Поблагодарите за внимание: «Уважаемый оппонент (уважаемые спикеры) благодарю, ВАС за внимание …»

Приложение 3
Тезисы и аргументы
Тезис 1
Разделение общества на группы определяется неодинаковыми правами и привилегиями, ответственностью и обязанностями, собственностью и доходами, отношением к власти и влиянием среди членов своего общества.
Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, принято называть социальной дифференциацией. Принято различать следующие виды дифференциаций:
экономическая;
политическая;
профессиональная.
Экономическая дифференциация - различие в доходах, уровне жизни, наличие бедных и богатых.
Политическая дифференциация - общество делится на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу.
 
Профессиональная дифференциация - выделение групп по роду их деятельности, занятиям (престижные и непристижные профессии).
Тезис 2
Наука социология утверждает, что одна из причин порождающих неодинаковое положение людей в обществе – это дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Разные виды деятельности по сформировавшимся в обществе представлениям имеют различную значимость – одни являются более важными, другие - менее. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций. Соответственно дети от рождения уже принадлежат к разным социальным классам и …
Тезис 3
Т. Парсонс (американский социолог, создатель современной теоретической социологии), рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, утверждал, что для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций. Соответственно существующая в обществе социальная иерархия дает возможность развитию социальному неравенству классов.
Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).Тезис 4
Современное общество делится на 3 класса: бедный, богатый, средний. Ещё К.Маркс (немецкий философ, социолог, писатель) говорил, что причина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Что появление частной собственности привело к социальному расслоению общества. Поэтому он выступал за её ликвидирование и установление общественной собственности. Я согласен с таким заключением и вот почему …
Тезис 5
Социальное равенство среди подростков было бы, очевидно, величайшей несправедливостью. Равенство было бы вредно всем, потому что задержало бы и задушило соревнование, активность, усилия, развитие гения и изобретательности. Неравные по силе, способностям и активности дети становятся неравными по влиянию, авторитету и уважению. А этот факт в свою очередь очень полезен для слабых и неспособных, он дает стимул для их дальнейшего развития.
Тезис 6
Дети, испытывая материальные трудности, как правило, «реагируют» на свою жизненную ситуацию заниженной самооценкой. Мне кажется, что относится к этому нужно философски - приободриться и не унывать! Ведь «счастье» не только в деньгах, а в … (взаимоотношения в семье, любимые увлечения и талант и т.д.). И всегда можно исправить ситуацию, если … (поставить перед собой цель получить престижное образование и идти к ней и т.д.).
Тезис 7
Нас окружают самые разные представления о бедности и богатстве, в том числе и такое, что богатство - мерило всего. Очень важно учиться различать то, что нам действительно нужно, от того, на что нас «разводят». Важно учиться ставить себе цели и достигать их, не хватаясь за «статусные игрушки» (дорогие телефоны, машины, компьютеры и т.д.). Пример цели: «Давай откажемся на месяц от карманных денег и всяких жевачек-шоколадок-сухариков, зато купим спортивный уголок.
Тезис 8
Люди неравны от природы. И этому явлению есть и свои причины и объяснения. Рассмотрим детский коллектив: например я талантливый учащийся, положивший годы немыслимых трудов на самосовершенствование, готовый учиться по 16 часов в сутки, почему я должен общаться и дружить с бездельником и неучем? Не хочу, не буду… Почему? Да потому, что мне не интересно с таким человеком.
Второе: часть детей рождается в семьях богатых людей, а другие – в бедных семьях. Я лично рассматриваю деньги родителей как еще один наследственный признак. Дети из семей с большим достатком, как правило, лучше развиты физически, обладают большими возможностями для изучения иностранных языков и вообще имеют большие стартовые возможности. Бесспорно, такие дети не только могут позволить себе дополнительно нанять репетиторов, но и съездить на экскурсию. Но бывает и так, что дети богатых родителей часто бывают, безвольны и в определенном плане ущербны, потому, что считают, что за деньги можно все купить. С таким человеком я также не буду дружить. И причина все та же – мне не интересно.
И наконец, третье: если представить на минуточку, что уравнять детей по экономическому признаку, возможно, то тогда логичным продолжением, было бы слегка подуродовать красивых и физически развитых, но бедных, или немножко накачать наркотиками слишком умных.
По моему я доказал(а), что нас всех, всю жизнь разделяет «нечто». Равенство невозможно в принципе. Не могут быть равны умный и глупый, сильный и слабый, наглый и застенчивый. Это разделение так укоренилось в человеческом обществе, что его стали рассматривать как естественное явление. По моему мнению, пусть это «нечто» и разделяет нас на группы, но самое главное, чтобы оно не вызывало неприязнь и ненависть к друг другу и не становилось преградой для общения.
Тезис 9
Я, конечно, понимаю, что абсолютного равенства не достичь никогда, тем более что изначально человек рождается, имея под собой разные умственные, физические и материальные возможности. Всегда будут умные и глупые, богатые и бедные, более успешные и менее успешные. Но стоит ли считать существующие противоречия в подростковом коллективе социальным неравенством. Социальное неравенство, на мой взгляд, вырастает не столько из-за различий способностей и задатков, заложенных в людях самой природой, сколько вследствие неодинаковости качества и продуктивности труда - разделении труда. Одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Разные виды деятельности по сформировавшимся в обществе представлениям имеют различную значимость – одни являются более важными, другие - менее. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной.
Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее из способности человека выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.). А так же из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).
О таких разделениях социальных ролей, статусов и возможностей в подростковом коллективе не может быть и речи. Соответственно можно утверждать, что разделение на группы есть оно меняет свои формы и размеры, но это не социальное неравенство.
Аргументы «ЗА» Аргументы «ПРОТИВ»
Бедность – это причина социального неравенства среди подростков. Разная заработная плата родителей дает неравенство в жилищных условиях, питании, развлечениях Размер заработка родителей выражен конкретно в обуви и одежде подростков В своих трудах Герберт Спенсер (английский философ, создатель органической школы социологии) утверждает что бедность – это не социальное явление, а личная проблема, индивидуальная судьба. И при правильном индивидуальном выборе может стать движущей силой для его развития.
Неравные по силе, способностям, активности, предусмотрительности, потребностям подростки могут быть неравными и по влиянию, авторитету и уважению Личностные характеристики и ориентации, а не бедность являются двигателем саморазвития и самореализации подростка
Функционирование любого коллектива (детского – группа, класс, взрослого - предприятие) осуществляется на основе разделения труда и обязанностей: на управленческие и исполнительские. Самоуправление приводит к расслоению взаимоотношений в коллективе подростков
Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивый коллектив с самоуправлением Появление в коллективе лидера сопровождается предоставлением ему особых прав и разграничению групп «свои» - «чужие»
По данным Госкомстата России, после развала Советского Союза (правительства стремящегося всех уравнять) одни люди (около 10% от всего населения России) стремительно обогатились, а оставшиеся 90% обнищали. Однако 1993 году количество людей среднего класса возросло на 14 % а в 1996 на 21%. Все это доказывает что бедные постепенно стали расширять свои финансы. Но даже, несмотря на то, что бедные могут перестать быть бедными, большинство так и остаются со скудными капиталами без будущего. Так как они не планируют и не собираются жить на верхнем уровне
Приложение 4
Рекомендуемое содержание слайдов
1слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Список литературы
Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., 1999.
Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Ростов, 1998.
Гладшина И.Н. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.// Обществознание. 2004. - № 4.
Иоффе А. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании.// Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006.
Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. И: «Генезис», 2012, 285 стр.
Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам/Дебаты: учебно-методический комплекс. М., 2002.
Журнал: Эксперимент и инновации в школе 2010/5 Раздел: Мастер-класс, стр. 69-71.