Формирование ключевых компетенций у обучающихся через применение ИКТ на уроках математики



Формирование ключевых компетенций у учащихся
через применение ИКТ на уроках математики
Составила : учитель-дефектолог
Орлянская Ольга Петровна
Современный этап развития общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей.
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время эти технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.
Ключевые компетенции рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом. Одной из значимых составляющих является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации.
Применение ИКТ на уроке позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
эффективнее использовать время на уроке;
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Мною накоплен немалый опыт использования ИКТ на уроках математики с целью повышения уровня математической подготовки учащихся. Одним из наиболее эффективных методов является метод решения тестовых заданий. Тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. Учащиеся знают шкалу оценок и ориентируются на неё. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о контроле знаний учащихся, о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах. Организованная на уроке и во внеурочное время работа с тестами (в электронном виде) формирует у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.
К. Ф. Гаусс говорил: «Математика - наука для глаз, а не для ушей». Считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно. Использование ИКТ на уроках математики позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
Индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В классах, как правило, 10-14 учащихся, обладают неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.
Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение многогранников, построение графиков т.д.)
Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования психолога школы за последние годы наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.
Литература:
Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6,7
Старовикова И.В. Компьютеризация школы и математическое образование. - М.: Изд-во "Прометей" МПГУ, 1996.