Мастер-класс по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».


Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
« Великая цель образования - это не знания, а действия» Герберт Спингер
Название и форма проведения: мастер-класс, лекционно-практическое (интегрированное) занятие.
Пояснительная записка:
Мастер-класс - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса учитель рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников). Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он состоит из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы. Таким образом, учитель раскрывает участникам авторскую систему учебно-воспитательной работы по своему предмету. Мастер-класс отражает умение проектировать успешную деятельность школьников, создает условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта.
Задачи мастер-класса:
- передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
В ходе мастер-класса участники:
- изучают разработки по теме мастер-класса;
- участвуют в обсуждении полученных результатов;
- задают вопросы, получают консультации;
- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Технология проведения мастер-класса: не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности по реализации технологии проектного обучения и продуктивные способы работы.
Работа ведется в двух (трех) творческих группах:
1 группа - в ходе работы ответит на следующие вопросы: в чем сущность метода проектов, представит классификацию  проектов.
2 группа – в ходе работы обобщит и представит формы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
3 группа – обсудит особенности осуществления проектной и  исследовательской деятельности учащихся в школе, особенности использования на уроках.
Результат мастер-класса:
1. Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
2. Модель урока, которую разработают участники под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
3. Рефлексия (дискуссия) по результатам совместной деятельности учителя и слушателей.
Оборудование и оформление: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, учебно-исследовательская проектная деятельность школьников, подготовка учителя к данной деятельности.
План:
Постановка проблемы.
Презентация педагогического опыта учителем.
Представление системы уроков биологии (экологии) и химии с использование технологии проектного обучения.
4. Моделирование и обсуждение моделей уроков (самостоятельная работа «учителей-учеников» по разработке собственной модели урока с использованием технологии проектного обучения под руководством «учителя-мастера»).
5. Презентация проекта «Рекреационная дигрессия леса» обучающимся.
6. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Автор-составитель:
Адамова С.А., учитель биологии и химии МБОУ Николо-Березовской СОШ.
1.Постановка проблемы.
Сделайте глубокий вдох. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий выдох. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь улыбнитесь. Пусть она будет знаком доброжелательного отношения друг к другу.
Чтобы озвучит тему сегодняшнего занятия, необходимо ответить на один интересный и проблемный в какой-то мере вопрос: существует ли современная педагогическая технология, применение которой учителем даёт детям реальную возможность развития их интеллектуального потенциала и формирования их общих компетенций? (озвучивание различных точек зрения участников занятия). Мой ответ утвердительный «да» и, чтобы вас убедить в этом, я предлагаю тему моего мастер-класса «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. ФГОС определяет важнейшую задачу современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование общих компетенций. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого обучающегося и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания является метод проектов. Актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Сегодня, уважаемые коллеги, мы поработаем над темой мастер – класса через осмысление следующих вопросов и применение их в конце занятия на практике:
1. В чем суть технологии проектного обучения? Методы и принципы проектирования образовательной деятельности обучающихся.
2. Использование метода проектов для формирования общих компетенций обучающихся.
3. Методические рекомендации по применению метода проектного обучения на уроках.
2 . Презентация педагогического опыта учителем.
Основные направления включения учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность:
Структурно-содержательный аспект формирования
проектно-исследовательских компетенций обучающихся
Дополнительное образование
Внеурочная деятельность
Урок



Ученый
Учитель

Ученик-исследователь


Исследовательская лаборатория «Природа – наш общий дом»
Отряд «Зелёный патруль»
Клуб «Эконика»
Творческие мастерские

2.1. В чем суть технологии проектного обучения? Методы и принципы проектирования образовательной деятельности обучающихся.
Проектирование - универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов и эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами.
Проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию". Проект как специфическая форма сознания, конституирующий всякий трудовой процесс.
Проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде". В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной).
Проектирование понимается и как управление стихийным развитием предметного мира, определяет проектирование важнейшим компонентом образовательного процесса, служащего для создания новых понятий и концепций.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования).
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебная и познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижения общего результата деятельности.
Цели проектного обучения:
самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
Классификация учебных проектов обучающихся:
- персональный;
- практико-ориентированный;
- исследовательский;
- информационный;
- моно-проекты;
- интегрированные.
- мини-проекты;
- краткосрочные;
- долгосрочные.
Методы, доминирующие в проекте: исследовательский, творческий, игровой, информационный, практико-ориентированный - это те необходимые методы, через которые можно актуализировать общие компетенции в соответствии с ФГОС.
Принципы метода проектов
Принципы метода проектов Компетенция
Опора на опыт ученика Знание имеющегося опыта
ПроблемностьУмение выбрать
Развитие образовательных потребностей, контекстность Ориентация на успешность
Результативность Чувство личной ответственности за результат
Самостоятельность, системность, индивидуализация Способность к самосовершенствованию, активность
Сильные и слабые стороны метода проектов
Сильные стороны Слабые стороны
Результаты:
• приобретение навыков информационно-поисковой и исследовательской деятельности;
• развитие личностных качеств учащихся;
• совершенствование учебных компетенций;
• формирование навыков коллективной деятельности учащихся;
• умение аргументировано отстаивать свою точку зрения;
• усвоение учебного материала в соответствии с содержанием образования;
• умение представить полученные результаты в наглядной форме;
• способность рефлексивной оценки собственной деятельности. • Увеличение нагрузки на учителя.
• Необходимость соответствующего материально-технического оснащения школы.
• Увеличение финансовых затрат (связанных с выходом в Интернет).
Возможности Риски
Раскрытие личностного потенциала учащихся, их способностей и задатков. Увеличение доли самостоятельной работы учащихся может снизить их познавательную активность.
Таким образом, технология проектного обучения имеют высокий дидактический потенциал. Однако их небольшое распространение в современной системе образования связано с недостаточным материально-техническим обеспечением процесса обучения и неподготовленностью преподавателей к организации проектной деятельности обучающихся.
2.2. Использование метода проектов для формирования общих компетенций обучающихся.
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает изменение подходов к образованию. ФГОС требуют овладение обучающимися общих компетенций. Образовательная компетенция включает совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способов деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
Ключевые образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6. Социально-трудовая компетенция.
7. Компетенция личностного самосовершенствования.
Компетентностный подход обновления содержания образования направлен на развитие компетентностей учащихся на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, практической направленности.
Соотношение компетенций ученика и видов деятельности для их формирования
Компетенции Виды деятельности
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 1. Участие в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях.
2. Участие в проектах.
3.Проведение социологического опроса, интервьюирование.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. 1. Проведение экспериментов.
2. Конспектирование.
3. Работа с учебником.
4. Фотографирование объектов.
5. Работа над рефератом.
6. Участие в экскурсии.
7. Изготовление приборов.
Информационные компетенции (ИКТ).
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями (аудио, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. 1. Поиск информации в библиотеке.
2. Поиск информации в электронных энциклопедиях.
3. Поиск информации в школьной медиатеке.
4. Использование информации из Интернета.
5. Создание презентации.
6. Создание буклета.
Коммуникативные компетенции.
Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. 1. Участие в обсуждении вопросов семинаров, конференций.
2. Выступление на конференции.
3. Выступление с сообщением.
4. Взаимоконтроль
5. Участие в дискуссии.
6. Участие в анкетировании.
7. Собеседование.
2.3. Системы действий учителя и ученика на разных этапах работы над проектом (имитационная игра).
Технология проектного обучения предполагает следующий алгоритм деятельности учителя и учащихся.
Системы действий учителя и ученика
на разных этапах работы над проектом (имитационная игра)
Этапы Деятельность
учителя Деятельность
ученика
1.Разработка проектного задания Учитель отбирает возможные темы и предлагает их ученикам Ученики обсуждают и принимают общее решение по теме
1.1.Выбор темы проекта Учитель предлагает ученикам совместно отобрать тему проекта
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися. Группа учеников совместно с учителем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения. Ученики самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения.
1.2.Выделение подтем и тем проекта Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.
Учитель принимает участие в обсуждении с учениками подтем проекта. Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую тему.
ученики активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).
1.3.Формирование творческих групп Учитель проводит организационную работу по объединению учеников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. Ученики уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.
1.4.Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться самостоятельно с последующим обсуждением группой.
1.5.Определение форм выражения итогов проектной деятельности Учитель принимает участие в обсуждении Ученики самостоятельно, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, проектно-исследовательская работа, буклет, рекомендации и т.д.
2. Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учеников, стимулирует их деятельность Ученики осуществляют поисковую деятельность.
3.Оформление результатов Учитель консультирует, координирует работу учеников, стимулирует их деятельность Ученики самостоятельно, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми требованиями.
4. Презентация Учитель организует экспертизу
Презентуют итог своей работы.
5. Рефлексия Оценивает свою деятельность по качеству оценок (баллов) и активности учеников Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу.
Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».
Методические рекомендации к использованию технологии проектного обучения:
- При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам.
- Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных обучающихся по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
- Учитель на таких уроках должен стать практически сторонним наблюдателем (тьюторское сопровождение).
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания (интенсификации образовательного процесса), и исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (реальная адресная направленность).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
-Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование разнообразных методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы;
- Проектные работы должны быть соответствующим образом оформлены, структурированы и иметь единый стиль оформления.
- Все проектные работы должны защищены. Защита проекта подлежит оцениванию.
Таким образом, применение метода проектного обучения в работе является одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность на уроках биологии и химии позволяет преобразовывать теоретические знания обучающихся в опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать интеллектуальный потенциал, помогает ученикам самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует их социально-экологические компетенции.
3. Представление системы уроков биологии (экологии) и химии с использование технологии проектного обучения.
При использовании метода проектов заранее тщательно готовлюсь к таким урокам. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы провести проект. Это необходимо для того, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3. Поэтому необходимо в конце предыдущего учебного года, при подготовке к новому учебному году представить на методический совет предложения по проектам по своим предметам с тем, чтобы учебная часть могла заранее составить график проведения проектов в новом учебном году. Дело в том, что каждый проект требует заметных усилий со стороны ученика, которого никто на это время не освобождает от текущей работы. Поэтому надо предусмотреть такую ситуацию, при которой единовременно один ученик работал бы над одним проектом и имел некоторый перерыв между работой над проектами по разным предметам.
Проект требует тщательной подготовки и проведение его занимает 5-6 уроков (если это проект, рассчитанный на урочную деятельность). Причем защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок.
Перед проектной деятельностью определяю для себя основную проблему (и частные задачи), а также возможные гипотезы их решения. Он также определяю, какие знания, умения, навыки из ранее изученных потребуются учащимся при работе над проектом; какие новые знания, умения, навыки должны ребята приобрести в ходе работы над проектом; что им может потребоваться для успешной работы (источники информации, иногда, возможно, готовая информация, вспомогательные средства обучения, инструменты, приборы); какими методами они предположительно могут воспользоваться, и какая при этом им может потребоваться помощь (анкетирование, интервью, беседы, работа с документами, поиск информации в Интернете).
Продумываю тщательно весь ход работы над проектом. Однако на уроке вся эта информация должна быть лишь в поле зрения самого учителя в качестве ориентира в организации деятельности учащихся. Но ни саму проблему, ни гипотезы, ни методы исследования творческой, поисковой деятельности он не должен давать учащимся в готовом виде. Учитель лишь ненавязчиво направляет мысль учащихся в нужное русло. Но если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже, более того, явно ошибочные с его точки зрения, учитель ни в коем случае не навязывает ребятам своего мнения. В этом суть метода проектов, исследования как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.
Характеристика проектов по ведущему методу или виду деятельности.
1. Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Эти проекты могут быть предложены учащимся 8-9 классов, при высоком качестве знаний и высокой познавательной активности некоторым учащимся 6-7 классов.
Структура исследовательских проектов:
- аргументация актуальности принятой для исследования темы,
- определение проблемы исследования, его предмета и объекта,
- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,
- определение методов исследования, источников информации,
- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения,
- обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение перспективных вопросов для дальнейших исследований.
Темы проектов:
1) «Металлы в нашей жизни» по направлениям:
- металлы в произведениях писателей и поэтов, народном фольклоре;
- металлы в искусстве, архитектуре, художественном народном творчестве;
2) «Воздух, которым мы дышим. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», предложить задания: выяснить приоритетные факторы загрязнения воздуха в населённом пункте, их ПДК. Какое действие эти вещества оказывают на организм человека? Измерение показателей и соотношение их с ПДК эти веществ. Какие меры применяются (или не применяются) для очистки воздуха?
3) «Вода и здоровье. Мониторинг качества воды основных источников водоснабжения населённого пункта». Задания для поиска информации: изучить основные экологические параметры питьевой воды, возможные загрязняющие вещества, изучение нормативов качества питьевой воды.
2. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-9 классов.
Темы проектов:
1) «Вредные примеси пищи». Задание: Рассмотреть влияние вредных примесей в пище на здоровье человека.
2) «Фоторепортаж об экологических проблемах населённого пункта» (провести серию фото-экскурсий с целью запечатления фотографий возможных экологический нарушений местности).
3) Изготовление информационных буклетов, листовок, стенных газет, баннеров.
3. Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-10 классов.
Структура проекта:
- цель проекта,
- предмет информационного поиска,
- источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.д.),- способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),
- результаты информационного поиска (статья, аннотация, проект, доклад, видео и пр.),
- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференциях и пр.).
Темы проектов:
1) « Биотехнологии в нашей жизни». Задание: соберите информацию о добыче нефти, газа, каменного угля у нас в стране и за рубежом.
2) «Витамины и их роль в жизнедеятельности человека». Задание: рассмотреть классификацию, состав, строение витаминов, их физиологическое воздействие на организм человека, Определить качественное и количественное содержание витаминов в различных пищевых продуктах. Рассчитать суточную потребность человека в витаминах. Исследовать образцы продуктов на содержание никотиновой кислоты.
4. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-9 классов.
Темы проектов: Жёсткость воды. Задание: рассмотреть классификацию жесткости воды, изучить её влияние на организм человека. Изучить основные способы деминерилазии воды, предложить способы защиты бытовой техники от накипи, составить «Инструкцию по смягчению воды».
5. Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в процессе развития ситуации. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться к его концу. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-9 классов.
Темы проектов:
1) «Реклама витаминов » (ролевая игра: предполагает проведение рекламной компании продукции фирмы на страницах газет, на радио и на телевидении).
2) «Экскурсоводы» (ролевая игра: вы – ведущий специалист ботанического сада (зоопарка); к вам на экскурсию пришли учащиеся школы; организуйте проведение экскурсии.
6. Межпредметные проекты предусматривают объединение учащихся в творческие группы, специализирующихся по разным предметам. Такие проекты можно предлагать учащимся 6-11 классов.
Темы проектов:
1) «Мониторинг качества воды основных источников водоснабжения населённого пункта».
2) Экологическая оценка приоритетных (основных) источников загрязнений воздушной среды местности.
Всякий проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта – долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального – вне зависимости от его тематики.
Структура проектной исследовательской работы
1. Актуальность исследования почему именно эта тема является актуальной;
наличие проблемы в этой теме.
2. Проблемы исследования противоречивая ситуация, требующая разрешения;
разрешение противоречий связано с практической необходимостью;
несоответствие между желаемым и реальным состоянием
3. Объект и предмет
исследования
объект исследования: что
рассматривается;
предмет: как будет рассматриваться
объект именно в данном исследовании;
4. Цель и задачи исследования цель – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении работы;
задачи – выбор путей и средств исследования для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
5. Гипотеза исследования это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто,
гипотеза должна быть проверяема, реально опровергаема или доказуема.
7. Методы исследования наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, определение понятий. 8. Планирование исследования должны быть изучены источники информации; указаны способы сбора информации; определены критерии оценки результатов; представлены ожидаемые результаты.
9. Научная новизна исследования в чем заключается новизна.
10. Выводы 11. Продукт исследования презентация; видеофильм; пособие; кейс документов; макет и др.
12. Презентация проекта В презентации представляется продукт проектной и исследовательской деятельности
Очень важен ход и основные результаты исследования
Ход работы над проектом и исследованием:
1. Написание черновика введения на основе паспорта проектной работы.
2. Компоновка подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы.
3. Внимательное чтение и редактирование текстов глав как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.).
4. Написание выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
5. Составление заключения по всей работе.
6. Редактирование введения к работе.
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы.
Существует несколько основных форм представления результатов проектной работы:
статья, тезисы;
доклад, сообщение;
реферат;
текст научного сочинения;
проектно-исследовательская работа.
Определение формы представления результатов проектной и исследовательской деятельности сопутствует составлению плана исследования.
Часто требования к оформлению работ указываются в конкурсных материалах или приглашениях к участию в конференциях.
Этапы работы:
Написание основы введения по всей работе (основываясь на паспорте работы).
Компоновка текстов.
Редактирование целого текста.
Написание выводов к каждой главе.
Составление списка источников информации.
Корректировка введения по всей работе.
Общее заключение.
Составление списка источников информации.
Подготовка приложений.
Композиция проектно-исследовательской работы – это последовательность расположения ее основных частей.
Структура проектных и исследовательских работ:
титульный лист,
оглавление,
введение,
основная часть,
заключение,
библиографическое описание,
приложения.
В целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности в исследовательской работе размещаются иллюстрации: рисунки, таблицы, графики, фотографии, схемы и др.
Необходимо также разработать методические рекомендации по оформлению проектной работы: её объём, шрифт, вид титульного листа, нумерацию страниц и т.д.
Защита проекта подлежит оцениванию (вид оценивания по выбору учителя), хотя уже сам факт участия ребенка в работе, увлечение поиском информации пусть и с минимальными результатами дает ему шанс получить положительную оценку.
Рейтинговая оценка исследовательского проекта
Оценка этапов Критерии оценки Баллы
Оценка работы Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы 5,10,20
Объем разработок и количество предлагаемых решений 5,10,20
Практическая ценность 5,10,20
Уровень самостоятельности участников 5,10,20
Качество оформления записки, плакатов и др. 5,10,20
Оценка рецензентом проекта 5,10,20
Оценка защиты Качество доклада 5,10,20
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме 5,10,20
Проявление глубины и широты представлений по данному предмету 5,10,20
Ответы на вопросы 5,10,20
4. Моделирование и обсуждение моделей уроков (самостоятельная работа «учителей-учеников» по разработке собственной модели урока с использованием технологии проектного обучения под руководством «учителя-мастера»).
5. Презентация проекта (самопрезентация обучающегося).
6. Рефлексия. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Российская академия образования, 2011. – 38 с.
2. Громыко Ю. В. Исследование и проектирование в образовании /  Школьные технологии. – 2005.  №2. С. 66.
3. Обухов А.С.  Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / Школьные технологии. – 2006. - №5. – с. 86-90.
4. Пентин А.Ю.   Исследовательская и проектная деятельность: структура и цели / Школьные технологии.- 2007.- №5. – С.111.
5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.- 192 с. – С.17.
6. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников (Исследователь.ru) / URL: http://www.researcher.ru/index.html.
7. Соколова Т.В. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: учебно – методическое пособие. – Архангельск: АО ИИИК РО, 2010. – 26с.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 
9. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / Народное образование. – 2005. - №1. – с.133-143.
Приложение № 1.
«Методика организации проектно-исследовательской деятельности школьников».
1. Выбор темы исследования основывается на двух критериях: первый — субъективный: тема должна соответствовать интересам исследователя; второй — объективный: а) тема должна быть актуальной, т.е. недостаточно изученной и важной в научном и (или) в практическом отношениях; б) тема должна быть реально выполнимой, т.е. надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение, доступность объекта исследования, связь с учеными и т.д.).
Если школьник приступает впервые к работе, не знаком с достижениями в данной области, то выбор конкретной темы для него затруднителен и в этом случае ему необходима помощь со стороны учителя или консультация специалиста. Безусловно, как показывает накопленный опыт, существуют и малоизученные или едва оформленные направления исследований, что декларируется даже в учебниках или справочных изданиях.
2. На втором этапе формулируется цель исследования. Она вытекает из формулировки темы исследования. Например, если тема «Изучение влияния антропогенного фактора на флору Николовского леса», то целью будет — выявить уровень влияния антропогенного фактора и дать оценку состоянию растительности Николовского леса.
3. Формулировка задач исследования, т.е. тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения исследования. Правильно сформулированные задачи выполняют организационную и направляющую функции. Этот и последующие два этапа выполняются школьником под руководством учителя, который корректирует, дает рекомендации, выслушивает мнение ученика и т.п., т.е. школьник должен быть подготовлен к общению с учителем, а если надо и со специалистом.
4. Написание программы исследования. Программа исследования включает следующие положения: обоснование актуальности и выбора темы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы, календарный план и основное содержание работы, т.е. раскрытие ключевых вопросов работы.
5. Составление календарного плана работы. Исследования носят, как правило, достаточно длительный период времени, от одного до двух лет. Необходимо сделать общий план выполнения работы по срокам, чтобы школьник более ответственно относился к его выполнению. Для этого в плане ставятся сроки промежуточных отчетов, перед сверстниками, учителем, специалистом, а также родителями.
6. Знакомство с литературой по конкретной проблеме. Это необходимо для определения состояния изученности темы, конкретизации цели исследования, выбора методов работы. При этом нужно отметить, что полноценное изучение литературы по теме — обязательное условие успешности выполняемого исследования.
Начинается этот этап с поиска литературы. Информацию об основных работах по теме педагог должен подготовить для ученика и рекомендовать самостоятельно изучить их и выписать те научные источники, которые либо цитируются, либо прилагаются в конце научного издания. Помощь в поиске литературы может оказать и традиционный способ — просмотр каталогов библиотек или сеть Интернет (но с точными ссылками и адресами). Важным источником библиографической информации являются справочные издания и словари. Наиболее эффективный путь — это консультации по данному вопросу со специалистами. Следует отметить, что более 78% исследований выполнены при участии или соруководстве специалиста и учителя.
Таким образом, предприняв определенные усилия, можно и нужно добиться, чтобы подавляющее большинство литературных источников находилось в распоряжении школьника.
После нахождения необходимого источника школьник приступает к работе с ним: делает библиографическую карточку, т.е. составляет свою картотеку по теме. Параллельно, если есть возможность, следует создавать компьютерную базу данных.
Далее следует целенаправленное (исходя из задач исследования) конспектирование, выписывание цитат, методик. Все это делается согласно ранее написанной, совместно с учителем, программы исследования.
Таким образом, после завершения работы с литературой школьник должен:
- ориентироваться в выбранной области научного исследования, в том числе знает о степени изученности отдельных вопросов, о нерешенных проблемах, а значит, может четко оценить и сформулировать актуальность темы;
- знаком теоретически с методиками исследования;
- уметь написать главу работы «Обзор литературы по данной проблеме»;
- конкретизировать цель, скорректировать задачи исследования и план работы;
- анализировать результаты своей работы, сравнить полученные данные с таковыми других исследователей.
7. Выбор и освоение методики — «инструмента», посредством которого будут решаться основные вопросы проблемы, чаще путем постановки опыта, эксперимента или наблюдения в природе.
8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике. В биолого-экологических исследованиях этот этап работы чаще всего подразделяется на дополнительный этап полевых исследований (или проведение эксперимента в лаборатории) и камеральную обработку полученных материалов. Изучение биологических объектов следует всегда начинать с установления их систематического положения, описания условий и среды местообитания, выявления воздействия антропогенных факторов на объект и их последствие.
9. Анализ результатов работы, сопоставление их с литературными и экспериментальными данными и т.д.
10. Оформление результатов исследования в виде таблиц, диаграмм и т.д. и формулировка выводов. Выводы делаются на основе поставленных задач и полученных результатов. Эта сложная часть научного исследования выполняется под руководством учителя, так как эта работа требует умения анализировать, сравнивать результаты, делать практические рекомендации на основе полученных результатов.
Правила написания проектно-исследовательской работы:
При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Это одна из самых трудных для школьника деятельность, так как у него отсутствуют определенные навыки и умения, поэтому очень многое зависит от внимания, которое уделяет этому вопросу учитель. На первых порах следует объяснить: что писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, научить, как нужно делать ссылки, приводить цитаты из источников, какой материал следует выносить в приложения и т.д. Учителю необходимо совместно со школьником работать над написанием текста, согласно плану и в соответствии с задачами исследования. При этом важно определиться с иллюстративным материалом. Выделить, какой из них пойдет в приложение, какой необходим для иллюстрации основных положений работы.
Общий план изложения исследовательской работы.
1.На первой странице помещается следующая информация: название работы, Ф.И.О. автора, город, школа, класс, Ф.И.О. руководителя и (или консультанта).
2.Оглавление. Помещается в начале работы. Разделы оглавления формулируются кратко и лаконично с указанием страниц, где располагается данный материал.
3.Предисловие.. Необязательная часть теста работы, в котором оговариваются внешние предпосылки проведения данного исследования.
4.Введение. В этой части автор вводит в круг проблем, ставит цель и основные задачи работы, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований.
5. Обзор литературы. В главе дается ретроспективный анализ литературных источников, изученных школьником. Необходимо обратить особое внимание на правильность ссылок на работы авторов.
6. Основная часть. Это ключевая глава исследовательской работы. В биологических исследованиях в ней должны быть отражены следующие разделы:
- описание места и условий исследования;
- методика исследования, и ее обоснование;
- основные результаты;
- обобщение и выводы.
При изложении цифровой материал преподносится в виде таблиц. Выводы должны отвечать только тому материалу, который излагается в работе, и соответствовать задачам, поставленным в начале исследования. При формулировки данных придерживаются принципа: идти от частных выводов к более общим и практически значимым.
7.Заключение. В главе дается обобщение наиболее существенных положений работы, подведение итогов и, если возможно, очень важно сделать определенные рекомендации.
8. Перспективы исследования. Эту часть работы следует особо выделить и можно поместить в заключении.
9.Список литературы. В списке должны быть все литературные источники, на которые ссылается автор в своей работе. Основные принципы размещения сведений о литературных источниках следующие:
- алфавитный принцип;
- при оформлении научного источника следует указывать — автора (или авторов), полное название работы;
- если это отдельная публикация научного сборника, то указывается название сборника, затем издательство, год издания и номер страницы, с которой берется цитата или делается ссылка на текст.
10. Приложения. В них выносятся вспомогательные таблицы, графики, дополнительный текст, рисунки, фотографии и т.д.
Включать школьников в исследовательскую деятельность необходимо уже на первом году обучения. Начинать следует с кратковременных наблюдений школьников за отдельными объектами природы. В этом случае в старшем возрасте ученик уже будет владеть такими практическими навыками и умениями, как описывать объекты природы, проводить измерительные работы, делать количественный и качественный анализ, выявлять динамику роста и развития, определять влияние антропогенных факторов на состояние живых объектов (вести мониторинг данных) и т.д.