Статья по географии на тему Роль географического кружка в развитии познавательного интереса у учащихся

Роль географического кружка в повышении
интереса к предмету география


Роль кружковой работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьной программой, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Знакомство с ними является источником духовного обогащения учащихся, формирования у них любви к природе, родной земле, животному миру и т.д.
Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку наиболее полное представление о мире, в котором он живет. А познание окружающего мира требует использования таких методов, как наблюдения, работа на местности и т.д. В рамках урока трудно организовать и провести серию практических работ на местности, сделать это во внеурочное время гораздо проще. Экскурсии, походы по родному краю, путешествия по стране помогают ребятам лучше узнать природу, полюбить родную землю, научиться разумно, использовать ее богатства, ценить их и беречь.

Одной из наиболее широко распространенных форм работы в школе являются кружки. Они занимают важное место и выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как они способствуют воспитанию активности, самостоятельности, формируют познавательные интересы учащихся, дают возможность системного углубленного изучения интересующей их темы. Организовать кружок можно с учащимися различного возраста.

В свете парадигмы сегодняшней системы образования для нынешнего подрастающего поколения в формате географического кружка можно ненавязчиво воспитывать любовь к родине, родному краю, раскрыть глаза на имеющиеся на нашей территории жемчужины, имеющие свой микроклимат – пример тому Боровое , Челкар, Медео и т.д. Благодаря этой форме работы, открывается возможность связать значение изучения географии своей страны с экономикой, политикой и другими сферами жизни общества. Показать связь между наличием природных ресурсов Казахстана и благосостоянием ее граждан.
Но постоянно подчеркивать, что все эти ресурсы, данные нам природой, являются невозобновляемыми, и большой нашей заслуги в том, что мы сейчас живём относительно нормально нет. Для того, что бы сформировать современную эффективную экономику нужно, получить хорошее образование и поэтому в будущем и настоящем нашему государству нужны будут всегда грамотные специалисты.
На кружковых занятиях в рамках экологического воспитания на примере учителей Зеленоборской школы Щучинского района, учащиеся вместе с учителем географии и химии проводят экспертизу воды и почвы на предмет загрязнения. Здесь мы видим практическое применение учащимися своих знаний, повышается мотивация к обучению, что незамедлительно скажется на результатах обучения.
В рамках школьной программы образовательного Госстандарта педагог не имеет возможности ознакомить учащихся с огромным разнообразием и неповторимостью окружающего нас мира. И кружковая работа по географии позволяет заполнять некоторые пробелы в обучении. В школах особенно сельских, помимо проблемы кадровой (отсутствие специалистов), существует проблема оснащения кабинетов географии и географических площадок. В этих условиях необходимо больше внимания уделять практическим занятиям на природе. Дети всегда с трудом воспринимают теорию. В сельской местности есть возможность познакомить с некоторыми географическими дисциплинами более глубже.
Например, в области изучения топографии и почвоведения учащиеся во время экскурсий составляют маршрутные карты своего региона, определяют состав почвы, а в области климатологии ведут постоянные наблюдения за температурным режимом осадками, влажностью и т.д. Но не следует забывать, что основная цель любого дополнительного занятия, будь то кружок или факультатив, это привить интерес к предмету.
Поэтому занятия кружка по географии должны разительно отличаться от школьных уроков.
Обязательный элемент - свободомыслие, возможность у учащихся высказывать свои мнения и предложения, т.е. нужна определенная самостоятельность членов группы.
Руководителю необходимо зажигать учащихся идеями и проектами и, ни в коей мере, не препятствовать школьникам выдвигать свои идеи, учитывать посильность проектов и других видов деятельности. Ибо не достигнутая цель станет источником апатии и падения интереса к дальнейшей деятельности.
А ведь главной целью отечественной системы образовании является воспитание гармонически развитой личности, умеющей самостоятельно искать решения проблем, ставить перед собой цели и задачи и творчески подходить к их реализации, полученные знания применять на практике. Все это в сумме с другими субъективными причинами, может определять выбор детьми своей будущей профессии.
География как предмет, а тем более дополнительные занятия по географии, несут большой гуманистический подтекст воспитания и образования в школе. Таким образом, творчески работающий преподаватель может оказать влияние на выбор ребёнком своего пути в жизни, его взгляды на природу и окружающий нас мир.


Учитель географии Областной школы-интернат №4 для детей с нарушениями слуха и речи, города Кокшетау, Акмолинской области Рахимова Г.М.
15