Технологическая карта урока по русскому языку на тему Заглавная буква в именах собственных


Русский язык 25.02.2016
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Цель: создать условия для формирования навыков письма предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт; содействовать совершенствованию умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот, оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему;
Задачи: обучающие: учить выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт; составлять предложения по схемам; развивающие: формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму), речевые умения, умения анализировать и обобщать; воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты: научатся выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт.
Технологическая карта
Этап урока. Формы контроля Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Ф.-фронт. Слайд
Звенит высокий колокольчик,Пора урок нам начинать,Нам нужно дружно поздороватьсяИ у столов красиво встать. Настрой на работу на уроке Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Личностные: положительное отношение к учению. Правильная посадка за столом.
2. Актуализация знаний учащихся.
М.-част.-поиск.
Ф.-фронт. Слайд 3
– Отгадайте, как зовут любимых героев мультфильмов
(котёнок Гав, Карлсон, Пятачок, Кощей, Дюймовочка, Маугли)
-Запишите только имена. Что надо помнить, чтобы правильно их написать? Отгадывают имена и клички героев и записывают их. Делают вывод о правописании таких слов. Познавательные: формировать умение различать звуки и буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
3. Постановка учебной задачи
Ф.-фронтальноМ.-пробл.
Слайд 4
– Прочитайте предложение, записанное на доске:
Никита Ковалёв читал книгу о городах России: Костроме, Новосибирске, Курске, Кирове.
– Почему так много слов написано с заглавной буквы?
- Предположите тему урока. Какие поставите цели?
– Этот урок мы посвятим именам собственным – нашим именам и фамилиям, названиям городов и стран, кличкам наших любимых животных, и будем учиться писать слова и предложения под диктовку.
-Спишите только те слова, которые всегда пишутся с большой буквы. Определяют, почему слова написаны с большой буквы. Ставят цель, задачи урока.
Регулятивные: уметь определять учебную задачу с помощью учителя.
Познавательные: Постановка и решение проблемы
Логические - формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков;
4. Построение проекта выхода из затруднения
Ф.-групповаяМ.-част.-поиск.
Ф.-парнаяМ.-част.-поиск.
Слайд 5
1.– Выделите только имена собственные.
И однажды утром рано
Мы услышим в тишине:
«Космонавт Егор Степанов
С Марса шлет привет Луне».
– Сделайте вывод. (Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы. Название планет пишем с заглавной буквы.)
– А еще названия каких планет вы знаете?
- Выпишите только имена собственные.
Слайд 6
2. Работа в парах.
– Прочитайте текст. Найдите ошибку.
Кто не знает дядю Степу?
Дядя стёпа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком. С. Михалков
– О ком это стихотворение?
– Придумайте к нему название.
– Сколько предложений в стихотворении?
– В каком предложении вы обнаружили ошибку?
– Напишите это предложение правильно.
– Образуйте от имени Степан отчество и фамилию.
Степан Степанович Степанов.
Вывод: имена, фамилии и отчества пишутся с заглавной буквы. Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.
Находят ошибку, доказывают. Списывают предложение с ошибкой. Образуют от имени Степан отчество и фамилию
Познавательные: научится сравнению буквы вс другими буквами, моделированию буквы «в», выполнят логические заданий с буквами, научатся анализу объектов с целью выделения в них существенных признаков
Познавательные: умение ориентироваться в тетради, извлечение нужной информации
Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку
Коммуникативные: навыки сотрудничества, работать с соседом по парте,выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом.
Личностные: повышается эмоции-ональный настрой. Профилактика утомляемости кисти руки и пальцев
5. Закрепление и применение новых знаний Самостоят. Работа
М.- репродукт.
Ф.- фронт. Слайд 7
1.Работа над предложением.
– Разделите текст на предложения и спишите его, диктуя себе по слогам.
Витя и Юра – друзья они помогают друг другу мальчики любят играть в шашки.
– Сколько предложений в тексте?
Слайд 8
2.Поменяйте в слове только одну букву и запишите полученное слово.(если успеем)
Делят предложение на части. Списывают.
Составляют слова Познавательные: логические:
установление причинно-следственных связей установить связь между: местом ударения в слове и значением слова; количеством гласных в слове и количеством слогов; использованием прописной буквы в словах, являющихся именами собственными,
Регулятивные: осуществлять само-проверку.
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Итог урока.
Ф.- фронт.
– Чему учились на уроке?
− Какая работа на уроке вам особенно понравилась?
− Что для вас было трудным?
– Оцените свою работу на уроке.
Слайд 9-10 Регулятивные: контроль и само-контроль процесса и результатов деятельности
Личностные: способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности