Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку


Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса
при обучении русскому языку
Учебно – воспитательный процесс складывается из классных и внеклассных занятий. Одна работа дополняет другую, и обе они способствуют осуществлению тех задач, которые стоят перед школой. Внеклассная работа значительно выходит за рамки программного материала, поэтому помогает не только расширению кругозора, но и закреплению и углублению знаний. Помимо этого, внеклассная работа развивает у детей самостоятельность, творческую инициативу, тренирует их ум, память, способствует развитию интереса к предмету, формирует навыки общественного поведения и полезной деятельности.
Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.
Целями и задачами внеклассной работы по русскому языку являются:
привитие любви к великому русскому языку;
пробуждение интереса к нему как к учебному предмету;
повышение общей языковой культуры;
углубление и расширение знаний, получаемых на уроке;
эффективное углубление знаний учащихся в различных областях науки о языке.
Современная школа предъявляет к учителю новые требования. Осуществление дифференцированного подхода к обучению требует отказа от традиционных методик, значит, учитель должен сам быть творцом. Отбирая материал для занятий во внеурочное время необходимо исходить из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, запросов школьников, а также направленности интересов. При работе по данной проблеме, учителя учитывают конкретные условия работы школы и особенности своих классов. Вот почему для внеклассной работы по русскому языку не может быть какой-то универсальной программы, предполагающей определенное содержание.
Методы и приемы внеклассной работы используются те же, что и на уроке. Но здесь они приобретают специфическое звучание. Например, если говорить о таком методе, как “слово учителя” (сообщение, рассказ, лекция, доклад), то он широко используется на внеклассных занятиях. Однако, это не обязательно слово учителя, это может быть лекция или сообщение приглашенного специалиста, это может быть и сообщение (доклад) ученика по какой-либо заданной учителем теме. На внеклассных занятиях ученики говорят больше, чем на уроках. Праздники, вечера, диспуты, дискуссии – формы, полностью основанные на устном слове современного ученика. Если на уроках русского языка используется метод работы с учебником, то на внеклассных занятиях целесообразно учить детей работать с научно-популярной литературой. Таким образом, используются те же приемы, что и на уроке, но объем работы становится больше. Широко используется метод наблюдения над языком, методы поисковые и частично – поисковые, поэтому вместо практикуемых на уроке упражнений, на внеклассных занятиях используют познавательные задачи.
Какие же виды внеклассной работы могут быть использованы в коррекционной школе? Прежде всего, это кружковая работа по чтению и русскому языку. В каждой коррекционной школе должен быть один литературный кружок, объединяющий обучающихся старших классов. Занятия кружка проводятся раз в две недели по 2 часа. Кружки по литературному чтению играют большую роль в воспитании и обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие кружки являются инициаторами в проведении литературных вечеров, читательских конференций, КВН и т.д.
Начальным звеном во внеклассной работе по литературному чтению является внеклассное чтение, учёт которого ведётся по классам и имеет большое значение. Учителя не только следят за тем, что читают и как читают обучающиеся, но и руководят их чтением, направляют его по определённому руслу.
В кабинете русского языка должен быть «Уголок по внеклассному чтению». «Уголки» могут носить различные названия: «Мы читаем», «Книги - наши друзья», «Любите книгу - источник знаний». Необходимыми элементами «Уголка» является рекомендательные списки книг для обязательного чтения обучающихся данного класса. Неплохо, когда в «Уголках», кроме списков имеется витрина из обложек книг, рекомендуемых для прочтения.
Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Они делятся на две большие группы:
1) постоянно действующие внеклассные занятия (кружки, клубы, устные журналы, стенная печать, информационный стенд), работающие в течение всего учебного года;
2)эпизодические (викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии).
К одной из форм внеклассной работы относится проведение различных
праздников, посвященных русскому языку: день русского языка, неделя Русского языка.
Проведение предметной недели русского языка – давняя традиция в нашей школе, цель которой – вызвать живой интерес к этому предмету, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей обучающихся, их творческих способностей. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассных мероприятий, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник. Этот праздник имеет свой план – причем, довольно строгий, он предполагает активность всех участников. Предметная неделя русского языка является одной из самых эффективных форм внеклассной работы по предмету. Очень важно суметь вызвать у детей активный интерес к проводимому мероприятию, а это зависит от умения и желания учителя воспитать в своих учениках любовь к языку, к родному слову.
Предметная неделя проводится как заблаговременно подготовленный праздник, с привлечением как можно большего количества учащихся. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно. В рамках её можно проводить викторины, устные журналы, лингвистические КВНы, олимпиады, конференции, конкурсы чтецов и сочинений, олимпиады, викторины, беседы и другие виды работы.
Мне, кажется, что проведение предметной недели формирует и развивает творческую активность учащихся, повышает заинтересованность в обучении даже слабоуспевающих учеников.
Как показывает практика, на уроках и внеклассных занятиях по многим предметам хорошо служат активизации внимания, стимулируют учебную работу школьников, прежде всего дидактические игры: сюжетно – ролевые, заочные путешествия, инсценировка литературных произведений (создание и презентация литературных проектов в нашей школе), исторических событий, деловые игры. Значительно повышают эффективность занятий различного вида соревнования и конкурсы с использованиями элементов телепрограмм «Звёздный час», «Счастливый случай», «Поле чудес», «КВН» и других викторин. В коррекционной школе можно проводить конкурсы и соревнования по разным видам грамматического разбора, с деформированным текстом, конкурсы чтецов стихов на определённую тему (времена года, военная тема), знатоков пословиц, поговорок, загадок.
Вопрос о методах обучения во внеклассной работе связан с проблемой занимательности и ее ролью в воспитании интереса к предмету.
Практика моей работы показала, что занимательность способна вызвать интерес к изучению русского языка. При организации и проведении игр занимательного характера важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, развитию умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке. Игры обязательно должны быть доступны детям.
Всё ли внеклассное занятие должно быть занимательным? Не обязательно. Занимательным, интригующим может быть начало или отдельные этапы.
Говоря о развитии у школьников познавательного интереса к русскому языку, об определении содержания внеклассной работы, нельзя не учитывать то, что интересует в языке и его преподавании самих обучающихся, какие проблемы привлекают их больше всего. Вся система работы учителя с учащимися должна быть построена таким образом, чтобы внеклассные мероприятия являлись естественным продолжением уроков. Интерес учащихся к приобретению и дальнейшему совершенствованию знаний по русскому языку должен быть пробужден учителем еще на уроках. Я думаю, что этого никогда нельзя забывать ни одному учителю, а особенно словеснику, который должен привить любовь к родному слову, языку, литературному произведению, который должен научить грамотно, точно отражать свои мысли в устной и письменной форме, не только на уроке, но и в процессе внеклассных занятий. Именно тогда ученики смогут почувствовать потребность в расширении и углублении своих знаний во внеурочное время.
Литература.
1.А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры. Издательство «Просвещение».
2. В.Волина «Занимательное азбуковедение». М. «Просвещение»,1991
3.Н.Н.Ушаков, Г.И.Суворов «Внеурочная работа по русскому языку». М.Просвещение, 1985