Психологическая готовность ребенка к обучению в школе


ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬУвеличивается нагрузка, поэтому необходимо насытить игровую среду, игровой уголок дома так, чтобы были созданы условия для хорошего двигательного режима. Это повысит защитные силы организма. Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию. 
ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ – это социальная зрелость ребенка, положительное отношение к школе, эмоционально-волевая зрелость.Это желание учиться, быть школьником.Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосредоточенно и целенаправленно работать под руководством педагога. Один из главных показателей такой готовности — организация деятельности или умение произвольно управлять собой, т.е. волевая готовностьк школе. К моменту поступления ребенка в школу происходит формирование основных элементов волевого действия — умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий (усидчивость, уравновешенность, терпение, аккуратность).Показатели личностнойнеготовности ребенка к школе –если крутится, перебивает, автономная речь не свернута и т.д.Социальная готовностьпредполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.
 
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ – не умения и навыки, а уровень развития памяти, внимания, речи, мышления, восприятия. Чем можно занять ребенка дома?Дом.задания должны быть не однотипные, а разноплановые, т.е. с разных сторон изучаем темы, что мы и делаем. Разнообразные задания, но в системе. Развивать память – для этого мы разучиваем стихи (у ребенка необходимо развивать механическую память, чтобы она была пластичной). Для развития пластичности памяти помогает упражнение «Волшебный попугайчик». 1. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик: то-ца (ребенок повторяет); то-ца-му (ребенок повторяет); то-ца-му-дэ (ребенок повторяет); то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет); то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет); то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет); то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет); то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет).Сначала дети запоминают 10 слогов (до 16), после 6-го будут останавливаться. 2. Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.). 3.Упражнение «Что лежит в портфеле…»Дети садятся на пол, образуя круг. Взрослый бросает мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, фломастеры, утюг, бутерброд, учебник, цветок, пирамидка, карандаш, дневник.Если по мнению ребенка этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.4. Взрослый называет части предмета, ребенок – предмет.5. Поиск аналогии6.Без чего не может быть школа? Сапоги?7.Поиск закономерностейНеобходимо наполнить левое полушарие ребенка. Оно слабо работает. Чтобы у ребенка было образное мышление.
 
 
Подготовка к письмуПодготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяем особое внимание.Подготовка к письму предполагает развитие у детей:мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование — рисование орнаментов, узоров. При этомребенок практически осваивает изображение различных элементов узора, приемы расположения элементов на плоскости, учится правильно определять направление линий и движение руки, развивает глазомер.Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. 
Шпаргалки для семьи «Учим детей читать и печатать»1)    Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен гор-биться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и т.д.2)    Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет — падать слева.3)    Следите за тем, как ребенок держит ручку или карандаш. Частобывает, что ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы«горсточкой» или сжав руку в кулак.4)    Кисть и локоть не должны зависать над столом.5)    Ребенок не должен нажимать на карандаш слишком сильноили слишком слабо.6)    Время работы с тетрадями не должно превышать 7-10 мин.
Самое главное – ПОСТОЯННО контролировать речь ребенка, исправлять его ошибки, добиваться правильного произношения автоматизированных звуков.