Спортивная тема. Урок станковой композиции 3 класс. Урок — путешествие.


Урок КОМПОЗИЦИИ 3 класс. Преп. Доманова Ольга Валерьевна. ДХШ г. Биробиджан
Тема урока: Спортивная тема.
Урок - путешествие
Цель: Выполнение эскиза на спортивную тему.
Задачи: Образовательные: Научиться отбирать натурный материал для эскиза, уметь вести последовательную и планомерную работу над эскизом (развитие темы в движении: ритмическом и пространственном, совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах –наслаивание. Использовать линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средство художественной выразительности.
Воспитывающие: Развитие интереса к спорту и искусству других стран.. Развивающие: Развитие образного мышления, наблюдательности, умения выбрать материал.
Методы: Частично-поисковый (учитель создает проблемную ситуацию, учащиеся её решают самостоятельно или под руководством учителя на уровне размышления с практическим изложением).
Оборудование и материалы:
Для учителя: бумага, карандаш, акв. кисти, цв бум, таблицы, рисунки из методического фонда.
Видео ряд: презентация - Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека.
Для учащихся: листы, кисти (тонкая, толстая), карандаш, резинка, краски, цветная бумага, ножницы, бум.План урока
Организационный момент – 2 мин.
Изложение нового материала ( актуализация знаний, беседа) – 25 мин.
Демонстрационный показ – 6 мин.
Закрепление пройденного материала – 2 мин.
Практическая часть урока – 50 мин.
Итоговая выставка – 5 мин.
Ход урока
1. Организация рабочих мест (цель формируют учащиеся самостоятельно в течении всего урока)
2. Изложение нового материала (актуализация знаний, беседа).
Учащимся предлагается совершить путешествие в историю изобразительного искусства и проследить, как развивались умения в различных странах и народах при изображении человека. (1-й слайд).
Древний Египет.(карта)
?? - Что отличало культуру Древнеегипетского царства в рисовании человека?
Давайте обратимся к истории: Учитель демонстрирует древнеегипетские рельефы и изображения.?? Как вы считаете, древнеегипетский художник стремится изобразить конкретный образ или обобщенный?
В Древнем Египте был канон – система пропорций, которая делила изображение на части и позволяла по части определить целое.
Единицей измерения фигуры у древнеегипетских художников служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.
Египтяне пользовались специальными сетками – таблицами, которые наносили на поверхность каменной плиты или стены для создания рельефа или росписи.
-Что в изображении фигуры человек вам кажется неестественным?
Действительно, нас как зрителей, на первый взгляд смущает «пластичность фигуры-плечи развернуты прямо а ноги и голова в профиль.
Однако такое расположение фигуры дает нам рассмотреть фигуру в разных точках зрения, получить более подробную информацию об изображенном. Чувствуется с какой искусностью трактует художник различные части фигуры.
КАНОН- свод правил и законов которыми должен руководствоваться художник при построении рисунка. Регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.
?? - Перед вами произведения искусства уже другой эпохи (см. презентация)
?? - Где они были созданы? ( Следующая страна – это Древняя Греция)
Античное искусство Греции и показывают совершенную красоту человеческого тела.
Учащиеся рассматривают скульптуры Поликлета – Дорифор . Олимпийский чемпион(см. презентация). А Поликлет (скульптор, 432 год до н.э. в Сикионе) установил новые пропорциональные членения человеческой фигуры и впервые разрешил проблему «contraposto» – внутренней подвижности стоящей фигуры, с упором на одну ногу. Изображение человека стало реальным и вышло из скованности и окаменелости, в которой находилось тысячелетия. Для иллюстрации Поликлет вылепил статую Дорифора-копьеносца, которая служила образцом его теории.
Игры впервые появились по инициативе Геракла, а посвящались они богу Зевсу . А кто же был их участником? Как к ним готовились?
Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.
В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник. Женщинам присутствовать и участвовать запрещалось под смертной казнью.
Олимпийские игры проводились 1 раз в 4 года в самый разгар лета. Во время проведения игр прекращались войны, которые вели между собой греческие города-полисы. Поэтому период проведения состязаний – это время перемирий.
Олимпийские игры продолжались 5 дней:1 – жертвоприношение богам; 2,3,4 - соревнования; 5 – награждение победителей
На Олимпийских играх состязались в силе и ловкости борцы, бегуны, метатели копий и дисков, кулачные бойцы, прыгуны.
- атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач;
- пятиборье – система состязаний, включала бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба.
Какие качества атлетов ценились в состязаниях? Ловкость, быстрота, умение, а не грубая сила. Победить красиво, показать не грубость, а физическую красоту тела, силы.
Виды соревнований на Олимпийских играх: пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья и диска, борьба, кулачный бой, гонки колесниц.
Как и где проходила церемония награждения победителей?
Победителей награждали на стадионе: называли имя победителя, имя его отца и название его родного города. Таким образом, имя победителя и название его родного города становилось известно всей Греции. Атлета венчали венком из листьев дикой оливы. Победителя колесниц награждали пальмовой веткой. Таким образом, Олимпийские игры были своеобразным праздником физической красоты и силы. Ценились здесь не грубость, а ловкость, выносливость, победить красиво, как можно меньше нанести побоев сопернику. Олимпийские игры являлись также своеобразной подготовкой греков к трудностям, которые их ожидали в любое время.
Вот знаменитая скульптура древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол».
Обратите внимание, скульптор придает большое значение пропорциональным отношениям в фигуре спортсмена, все в ней соразмерно и уравновешенно.
Мирон развивает мотив движения. Человеческое тело принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его уподобляется согнутому луку.
Каждая эпоха находит адекватные историческому времени художественные формы отражения своих представлений об изображении человека.
Учащимся предлагается перенестись в Западную эпоху ( см. карту, през)
Эпоха итальянского Возрождения наряду со скульптурными образами подарила миру множество живописных произведений -«Золотое сечение - соотношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей.
Открытие пропорций принадлежит к заслугам и древневосточной математики, античная традиция связывает его с именем Пифагора, жившего в 6 веке до нашей эры. Универсальный принцип гармонии и красоты в пропорциях получил название «золотое сечение», которое олицетворяет равновесие знания, чувств и силы. Золотое сечение возникает при делении отрезка на две неравные части таким образом, при котором весь отрезок относится к большей его части, как большая к меньшей (0,618)
Теоретически принцип золотого сечения был сформулирован в эпоху Возрождения.
Леонардо да Винчи, изучил и проанализировал опыт древних, разработал свои правила изображения фигуры, пытался на основе литературных данных восстановить «квадрат древних» (см. през.)
Витрувианский человек — знаменитый рисунок, сопровождаемый пояснительными надписями, выполненный Леонардо да Винчи примерно в 1490 году и помещенный в одном из его журналов.
На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведенными руками и сведенными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия, который написал следующее про человеческое тело: кисть составляет четыре пальца; ступня составляет четыре кисти; локоть составляет шесть кистей; высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 кисти);шаг равняется четырём локтям; размах человеческих рук равен его высоте; расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты; расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты; максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты; расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты; длина руки составляет 2/5его высоты; расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица; расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица; длина ушей 1/3 длины лица.
Особого внимания заслуживает рисунок женской фигуры. Здесь А. Дюрер не только стремится найти пропорциональную закономерность деления фигуры на 3 части, но и использовать линии членения как вспомогательные при построении изображения.
Школа отечественного рисунка то же искала пути красоты и совершенного изображения человека. Немаловажную роль в этом сыграла Российская Академия художеств. Основным учебным предметом в Академии художеств был рисунок. Учащиеся снабжались всем необходимым красками, кистями, холстами, лаками и т. д.. Над изучением изображения фигуры человека работали такие художники как Лосенко, Шебуев, Сапожников, Чистяков.и д. р. Российская Академия художеств являлась одной из ведущих школ рисования и изучения изображения фигуры человека.. Курс анатомии имел три раздела:1)остеология (изучение пропорций); 2)миология (знакомство с мышечным покровом); 3)ангиология (изучала расположение кровеносных сосудов).
- Проблема поиска системы идеальных пропорций остается актуальной и для художников современности.
Французский архитектор Ле Корбюзье в 1947 году разработал «Модулор» - систему деления фигуры человека на отрезки. На этой основе была создана шкала модулей для архитектурного проектирования и дизайна (см. през.)
В ХХ веке огромный вклад в изображение фигуры человека в движении (спортивные соревнования и состязания) внёс наш отечественный художник А.А.Дейнека (см. през, работы художника и фотографии спортивных соревнований.) Его работы основывались на натурных зарисовках, которые он выполнял на стадионах, в спортивных залах и т. д.
3. Демонстрационный показ.
Работа над тематическими таблицами и моделями, показ рисунков из методического фонда.
Задание
Выполнить силуэт человеческой фигуры с соблюдением пропорций. Из цветной бумаги, смоделировать движение человека, занимающегося спортом (3 -4 фазы).
Зарисовать человека в движении в пространстве, выполнив совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах. Использовав линию, ритм, силуэт, цвет, пропорции, форму, композицию как средство художественной выразительности.
4. Закрепление пройденного материала
Вспомните еще раз те страны, которые мы сегодня посетили и произведения искусства, о которых мы сегодня говорим и постарайтесь ответить на мои вопросы:
??- Что объединяет все эти произведения
??- Какое у вас сложилось представление о красоте человека
??- Как вы понимаете значение выражения «духовная красота»
5. Практическая часть урока
6.Итоговая выставка.
Учащиеся просматривают свои работы и анализируют ошибки, лучшие наброски используются для композиции на спортивную тему.
Приложение

Древний Египет
Древняя Греция
Поликлета – Дорифор

Леонардо да Винчи «Квадрат древних» А. Дюрер
Ле Корбюзье«Модулор»
ЛИТЕРАТУРА:
Сокольникова Н. М. РИСУНОК (Учебник5-8 классов). М; 1998