Анализ работы школьного методического объединения наук общественно-естественного цикла в 2015-16 уч. году


Анализ работы ШМО естественно-общественного цикла за 2015-16 учебный год

Цель анализа: определить роль МО естественно-общественного цикла в повышении уровня компетенции учителей, входящих в объединение.
Предмет анализа: работа МО по предоставлению научно-методического и практического материала с целью повышения компетенции педагогов, а также возможности обмена передовым опытом.
Целевая ориентация: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообразования педагогов.
Предполагаемый результат: повышение качества преподавания предметов естественно-общественного цикла.
Методическая тема МО на учебный год:
«Формирование творческого потенциала учителя путем совершенствования и поиска разнообразных методов обучения и воспитания в процессе реализации стандартов второго поколения (ФГОС ООО)».
Цель: Обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов  обучения и воспитания учащихся на основе личностно – ориентированного обучения   через освоение и внедрение современных педагогических технологий, учитывающих индивидуальный и дифференцированный  подходы в обучении школьников.
Задачи МО на 2015-2016 учебный год
1. Продолжить теоретическую и   практическую деятельность по освоению педагогами ФГОС ООО второго поколения;
2. Проектировать содержание образования , направленное на формирование у школьников УУД.
3. Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.
4. Внедрить в практику работы всех учителей МО технологии, направленные на формирование УУД, через развитие компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы.
5. Создание условий для успешного овладения программным материалом и выполнения ФГОС учащимися:
Совершенствовать работу МО по введению ФГОС в образовании
Продолжить работу, направленную на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, активизировав внимание на работе с мотивированными детьми
Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы (открытые уроки), обучающие семинары
Совершенствовать работу по повышению качества ведения документов педагогами
 
6. Развитие творческую деятельность учащихся, как основополагающего фактора развития мыслительных и личностных способностей детей
 
7. Внедрение комплексной программы воспитания учащихся, формирования у них высоких моральных качеств.
8. Принять участие в проведении предметной недели и предметных олимпиад.
Ожидаемые результаты работы:
рост качества знаний обучающихся;
овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.
Направления работы
информационное обеспечение
содержание образования
повышение квалификации
участие в аттестации
участие в курсах
взаимное посещение уроков
Состав МО
предмет ФИО учителя стаж категория нагрузка
География, Севастополеведение.
Искусство Курдюкова
Наталья Анатольевна 23 года Первая 30 часов
Химия ОхременкоЛидия Владимировна 25 лет высшая 9 часов
Биология, ОБЖ Муратова Евгения Андреевна 2 года специалист 25 часов
История Хмыз Ольга Александровна 12 лет специалист 26 часов
Обществознание, СевастополеведениеДадыкина Валентина Андреевна До года специалист 18 часов
В соответствии с планом МО было проведено 4 заседания МО.
На 1-м заседании были рассмотрены следующие вопросы:
Анализ работы МО за прошедший учебный год.
Составление плана работы МО на предстоящий учебный год.
Утверждение тем по самообразованию с определением выхода
Изучение нормативных документов
Семинар-практикум «Формы и методы работы с одаренными учащимися»
Обсуждение и согласование рабочих программ членов МО
О курсовой переподготовке и аттестации учителей. Знакомство с графиком прохождения переподготовки.
О краеведческой работе. Утверждение команды краеведов
На 2-м заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. 0 подготовке к педагогическому совету: «Мотивация учения – основное условие успешности обучения »
-изучение теоретического материала
-разработка открытых уроков -подготовка выступлений
2. Планирование и утверждение тематики проектов (экология, география, химия, история)
3. О проведении школьных олимпиад по предметам
На 3-м заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1.Анализ базовой подготовки учащихся по итогам аттестации первого семестра. Итоги мониторинга.
2. Творческий диалог. Тема «Роль современных образовательных и информационных технологий, эффективных способов и приемов в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся»
3. 0 подготовке к педсовету: «Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя».
4.О подведении итогов работы за полугодие по темам самообразования учителей
5. Планирование недели наук общественно - естественного цикла
На 4-м заседании были рассмотрены следующие вопросы:
1. О подготовке к педсовету: «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Закона РФ «Об образовании в РФ»
2. Круглый стол: «Воспитательный потенциал на уроках естественно-научного и общественного цикла»
3. Отчеты по теме самообразования.
4. О результатах городских олимпиад по предметам
5. О выполнении проектов
8. Об особенностях проведения ГИА в 9 -х классах и 11-х классах
Повышение квалификации. Темы самообразования учителей
№ учитель тема
1 Охрименко Лидия Владимировна Повышение качества преподавания химии в условиях реализации ФГОС
2 Курдюкова На талья Анатольевна Использование ИКТ на уроках географии как способ повышения эффективности обучения в условиях реализации ФГОС
3 Хмыз Ольга Александровна Повышение качества преподавания истории в условиях реализации ФГОС
4 Муратова Евгения Андреевна влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника
5 Дадыкина Валентина Андреевна Становление гражданственности, патриотизма на уроках обществознания, Севастополеведения и во внеклассной деятельности
Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых педагогами, видятся новые подходы к образовательной деятельности, прописанные в требованиях стандартов второго поколения. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
Аттестация учителей.
В этом году аттестовалась на соответствие занимаемой должности Хмыз О.А. Решение аттестационной комиссии: «Соответствует занимаемой должности»
Охременко Л.В. аттестовалась на присвоение высшей квалификационной категории. Решение аттестационной комиссии: «Присвоить высшую квалификационную категорию»
Участие в работе педсоветов:
Педсовет «Мотивация учения – основное условие успешности обучения ». В ходе подготовки учителями был изучен теоретический материал, посещены психолого-педагогические семинары, разработаны и проведены уроки:
Химия. Охременко Л.В. «Составление формул химических соединений по валентности» 8-Б класс
История . Хмыз О.А. «Великие географические открытия» 7-А класс
Обществознание. Чепель Т.А. «На пути к жизненному успеху» 6-Б класс.
Выступления :Охременко Л.В. – основной доклад по теме педсовета.
Педсовет «Как добиться успеха и избежать неудач в работе классного руководителя».
Подготовлены выступления на педсовете: Хмыз О.А.
«Успешный классный руководитель. Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя»
Курдюкова Н.А. «Портофолио учителя как классного руководителя»
Муратовой Е.А. подготовлен классный час – проект «Безопасное будущее» в 9-Б классе.
Педсовет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации Закона РФ «Об образовании в РФ»
В ходе подготовки учителями был изучен теоретический материал, посещены психолого-педагогические семинары.
Подготовлены выступления на педсовете:
Основной доклад по теме педсовета Охременко Л.В. «Особенности организации внеурочной деятельности в ГБОУ СОШ № 26 им. Е.М. Бакуниной в условиях перехода на ФГОС»
Муратова Е.А. «Исследовательская и проектная деятельность в формировании социально-значимых компетенций современного школьника»
Анализ успеваемости:
Учитель предмет Качество знаний (%)Успеваемость (%)год год
ХмызО.А. история 77 100
Курдюкова Н.А. География 71 100
Курдюкова Н.А. Севастополеведение90 100
Курдюкова Н.А. Искусство 88 100
Муратова Е.А Биология, ОБЖ 72 100
Охременко Л.В. Химия 45 100

Участие в олимпиадах:
В городской тур по химии, истории, обществознанию, географии учащиеся нашей школы не прошли. Результаты участия в городском туре олимпиад
Биология 7 класс Архипов Виктор, 2 место
Муратова Е.А.
Биология 11 класс Банникова Анастасия, 3 место Муратова Е.А.
Севастополеведение7 класс Архипов Виктор, 2 место
Курдюкова Н.А.
Участие в конкурсах:
Охременко Л.В. подготовила ученицу 9-А класса Долженко Е. к участию в дистанционном блиц-конкурсе «Законы микромира» проект «Новый урок», в котором она заняла 1-е место.Курдюкова Н.А подготовила ученицу 6-Б класса Хлопданову Э. к участию в городском конкурсе экскурсоводов, которая заняла первое место в номинации «Объекты культурного и природного наследия г.Севастополя» с экскурсией «Культовые объекты центра Севастополя».
Команду 6-10 классов к участию в конкурсе «История школы в истории города». Призеры.
Команду 5-Б класса к участию в конкурсе «Деревья – живые памятники природы» призеры в номинации «Историческое фото»
Свегун А. , ученицу 5-А класса и Кириллову О. , ученицу 8-А класса к конкурсу «Адмирал Ушаков. Сквозь призму веков». Результаты 3 июня.
Ученицу 8-Б класса Чубаркину В. К участию в историко-краеведческих чтениях. Сертификат участника.
Лично приняла участие в городском конкурсе презентаций «Я помню, я горжусь»
Муратова Е. А. подготовила ученицу 10- А класса Чирочкину Юлию к участию в городском конкурсе «Лучший стендовый доклад, с работой «Влияние шума на здоровье человека», которая заняла 3 место
Команду школьников к участию в экологическом конгрессе «Экология жилища человека». Номинация «Самая научная презентация»
Подготовила команду участников «орнитологического конгресса». Сертификат участника.
Подготовила учениц 10-А класса Чирочкину Ю. «Шумовое загрязнение»; Николаеву Т. и Титову М . «Устройство зимнего сада с гидропоникой» для участие в конгрессе «Молодежь в науке и творчестве». Сертификат участников.
Команду школьников к участию в флористическом конгрессе. Сертификат участников.
Хмыз О.А. подготовила ученика 9-Б класса Серебрянского Максима к участию в историко-краеведческих чтениях. Сертификат участника.
Команду 7-А класса к участию в городском конкурсе «Память поколений». Сертификат участников
Команду школьников 7-8 классов к участию в городском конкурсе юных правоведов «Права ребенка», где они заняли 3 место.
Подготовила команду учащихся к Историко-краеведческому турниру. 7 место.
Участие команды 7-А класса в конкурсе социальных проектов. Проект «Антисоциальное поведение молодежи». Сертификат участников и благодарственное письмо.
Подготовка команды 6-7-х классов к участию в военно-спортивном квесте «Маршрут памяти». 3 место
Развитие методической и материальной базы по предметам МО:
В январе 2016 школа получила новые кабинеты истории и географии с полным их оснащением по всем современным требованиям. В кабинет биологии была установлена новая мебель. В кабинет обществознания и химия перенесена мебель и оборудование из других кабинетов. Кроме этого всеми зав. Кабинетами приобреталась методическая литература, контрольно-измерительные материалы по предметам.
Таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров.
Деятельность методического объединения по повышению качества и обновления содержания образования
А. В прошедшем учебном МО гуманитарного цикла работало над реализацией следующих программ:
Программа регионального компонента на уроках.
Программа «Одаренные дети».
Программа «Работа с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию по предметам гуманитарного цикла»
Б. Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы в своей образовательной области
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент (10-15%), промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Все программы были пройдены в полном объеме, отставаний в прохождении учебного материала не было.
В. Работа по созданию методической базы кабинетов.
В этом учебном году учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Г. Обновление содержания образования, внедрение новых образовательных технологий.
Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.
Вывод: учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.
С целью повышения качества усвоения учебного материала учителя предметники стремятся шире использовать потенциал учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
А) Используют дифференцированный подход в процессе изложения нового материала ;Б) Внедряют технологию опережающего обучения с использованием опорных схем;
В) Совершенствуют имеющиеся в методическом арсенале учителя приемы, методы работы по формированию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Деятельность по организации внеклассной работы МО:
Внеклассная работа по предметам естественно-общественного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемым предметам, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.