Презентация по АЭМ на тему Масла моторные


Масла моторные Информационная презентация Общие требования, сырье, присадки, особенности эксплуатации, тенденции развития Назначение моторного масла Снижение трения в двигателе, предотвращение возникновения износа и задиров.Снижение термических нагрузок деталей двигателя; отвод тепла возникающего при трении деталей и сгорании топлива.Уплотнение зазоров между трущимися деталями цилиндро-поршневой группы, стабилизация давления в камере сгорания.Защита деталей двигателя от износа и коррозии. Дополнительные требования Чистота двигателястойкость при высоких нагрузках и температурах (антиокислительные и стабильные к сдвигу вязкостные присадки) для предотвращения лако- и нагарообразованияспособность удерживать сажу (диспергирующие присадки) моющие присадки (зольность)предотвращение низкотемпературных отложений (диспергирующие присадки)Чистота камеры сгоранияподвижность колец (антиокислительные + моющие присадки)максимально полное сгорание масла (низкая зольность)Легкий пуск двигателянизкая вязкость при отрицательных температурах/температура застыванияЭкономичность в применениидлительный срок замены (стабильность свойств+ высокое содержание присадок) снижение расхода топлива/трения (низкая вязкость)низкий расход “на угар”Защита от коррозиинейтрализация кислот - моющие присадки (зольность) Основные эксплуатационные характеристики моторных масел Вязкость кинематическая(внутреннее трение или сопротивление течению)Определяется вискозиметрическим методом при стандартных температурах 40 С, 100 С. Нормируется классификацией SAE, показывающей зависимость вязкости от температуры. Вязкость динамическая при отрицательной температуреОпределяется на специальном оборудовании при отрицательных температурах (-20 С, - 25 С). Нормирутся SAE для всесезонных масел (5W-40, 10W-40, 15W-40). Имеет важнейшее значение для «холодного пуска». Температура застывания Температура потери текучести масла. Также имеет важное значение при «холодном пуске». Смазывающие свойстваНормируются классификациями API и OEM, влияют на потери энергии на трение. Испаряемость Определяется потерей общей массы при температуре 250С в течение часа. Нормируется классификацией ACEA. Срок службы Определяется устойчивостью к окислению компонентов, напрямую зависит от качества базового масла. API – American Petroleum InstituteАмериканский институт нефти Стандарт классифицирует масла по назначению и уровню эксплуатационных свойств Классификация моторных масел SAE – Society of Automotive EngineersОбщество инженеров-автомобилестроителей (США)Стандарт классифицирует масла по вязкости Классификация качества моторных масел API SA SB SC SD SE SF SG SH SJ SL SM Эта система классификации моторных масел была создана в 1969 году Американским институтом нефти (American Petroleum Institute). Буквенно-цифровой код – это обозначение класса масла по служебным свойствам. При этом, первая буква кодировки означает назначение масла: «S» (service) - автомасла для бензиновых двигателей; «C» (commercial)- масло для дизельного мотора. Вектор возрастания качественных характеристик CА СB CC CD CE CF CF-4 CG-4 CH-4 CI-4 CJ-4 SN В частности, данная классификация разделяет моторные масла на два вида: для бензиновых и для дизельных двигателей. Для каждого из этих видов предусмотрены классы служебных свойств, которые, по сути, описывают определенный набор свойств и качеств для автомасел каждого класса. Европейская классификации моторных масел ACEA ACEA - ассоциация европейских изготовителей автомобилей, год создания - 1991. В нее входят почти все европейские изготовители легковых и тяжелых транспортных средств. Классификацией АСЕА установлены новые классы моторных масел, заменяющие ранее существующую классификацию ССМС. Для тестов использовались большей частью моторы европейских изготовителей, конструкция которых имеет отличия от американских. Поэтому ACEA предусматривают более строгие требования к маслу, в сравнении с API. А Класс масел для бензиновых двигателей; B Класс масел для дизельных двигателей малой мощности; Е Класс масел для мощных дизельных двигателей; Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификации. Пример: А2-96/B2-96 Международные требования к моторным маслам : нормы вязкости по SAE J 300 Класс пo SAE Низкотемпературная вязкость Высокотемпературная вязкость Проворачивание* Прокачиваемосгь** Вязкость Вязкость, мПа • с, при 150 °С и скорости сдвига 106с-1, нe менее мм2/с, при 100° С Максимальная вязкость, мПа • с, при t,°С Максимальная вязкость, мПа • с, при t,°С Min Max 0W 3250 при -30°С 60000 при -40°С 3,8 - 5W 3500 при -25°С 60000 при -35°С 10W 3500 при -20°С 60000 при -30°С 4,1 - - 15W 3500 при -15°С 60000 при -25°С 5,6 - - 20W 4500 при -10°С 60000 при -20°С 5,6 - - 25W 3250 при -5°С 60000 при -15°С 9,3 - - 20 - - 5,6 <9,3 2,6 30 - - 9,3 <12,5 2,9 40 - - 12,5 <16,3 2,9*a 40 - - 12,5 <16,3 3,7*аа 50 - - 16,3 <21,9 3,7 60 - - 21,9 <26,1 3,7 -10 25W -15 20W -20 15W -25 10W -30 5W -35 0W Минимальная температура пуска двигателя,оС Класс вязкости 45 60 40 50 35 40 20 30 10 20 Рекомендуемая температура эксплуатации,оС Класс вязкости Температурный диапазон применения моторных масел Базовое низковязкое масло + Присадки Минеральное (нефтяное)Синтетическое(ПАО,гидрокрекинг) АнтиокислительныеМоющиеДиспергирующиеПротивоизносныеДепрессорныеАнтикоррозионныеАнтипенные + Модификатор вязкости = Моторные масла:5W-4010W-4015W-40 Готовый продукт Вязкостно-загущающаяприсадка Состав всесезонного моторного масла Блендинг моторного масла Классификация базовых масел Группы базовых масел по API Производство базовых масел в России Компании города Мощность, тыс.тн группа Башнефть Уфа 375 I Лукойл Пермь 480 I Лукойл Волгоград 630, 25 I, III Лукойл Н. Новгород 285 I Роснефть Ангарск 250 I Роснефть Н-Куйбышев. 235 I ГПН Омск 300 I ГПН+ТНК-ВР Ярославль 245 I Русснефть Орск 380 I Татнефть-НКНХ (с 2010 г пр-во не работает) Нижнекамск 10 IV Всего ~3 000 Дисперги-рующие Анти-пенные Анти-окисли-тельные Депрес-сорные Вязкостные/загущающие Действуют в объеме Ингибиторыкоррозии Противо-износные Моющие(детергенты) Действуют на поверхности Существует множество типов присадок. Некоторые из них могут выполнять несколько различных функций. Присадки к моторным маслам Типы и назначение присадок Изменения показателей моторного масла при работе Показатель Тенденция Причина Критический параметр Влияние Вязкость Увеличивается Продукты окисления Возрастание в 1,5 раза Пусковые свойства Температура застывания Увеличивается Вода и продукты окисления нет Пусковые свойства Щелочное число Снижается Срабатываемость моющих присадок Снижение в 2 раза Коррозия и ресурс оборуд. Зольность Увеличивается Щелочные присадки нет Отложения, износ Мех. примеси Увеличение Продукты износа оборудования нет Износ, отложения Вода Увеличение Конденсация, топливо нет Коррозия Низко- и высоко-температурные отложения Отложения забивают масляный канал в шатунной шейке коленвала Без смазки проворачиваютсяподшипники и шатун заклинивает Последствия неправильной эксплуатации или несвоевременной замены Общие тенденции в развитии автомобильных масел Повышение эксплуатационных требований и характеристик готового масла: - энергосберегающие масла (0W-20, 5W-20); - рост уровня служебных свойств по категориям API (SL SM SN) - за счет базы и присадок. Глобализация рынка сырья, присадок и готовых масел.Соответствие ужесточающимся требованиям: - законодательства по экологии (России и международное); - автопроизводителей по экономичности, токсичности, надежности, сроку службы масла. ПРЕМИАЛЬНЫЙ СЕГМЕНТ СРЕДНИЙ ЦЕНОВОЙ СЕГМЕНТ НИЗКИЙ ЦЕНОВОЙ СЕГМЕНТ Ценовые сегменты на рынке моторных масел Состав моторных масел Марка Базовые масла Присадки Универсальные всесезонные масла (для бензиновых двигателей) SAE 0W-40 API SL/CF SAE 0W-30 API SL/CF Синтетическая база (гидрокрекинг) VHVI + синтетическая база ПАО (полиальфаолефины) + Сбалансированный пакет присадок Lubrizol, Infenium,Дополнительные компоненты, усиливающие антиоксилительные и противоизносные свойства масел (ноу-хау компании). SAE 5W-30 API SL/CF SAE 5W-40 API SL/CF SAE 10W-40 API SL/CF SAE 10W-30 API SL/CF SAE 10W-40 API SJ/CF SAE 5W-40 API SJ/CF SAE 5W-30 API SJ/CF Минеральная база + синтетическая база (гидрокрекинг) VHVI - в большей пропорции SAE 10W-40 API SG/CD SAE 10W-40 API SF/CC SAE 10W-30 API SF/CC SAE 10W-30 API SJ/CF Минеральная база + синтетическая база (гидрокрекинг) VHVI - в меньшей пропорции SAE 15W-40 API SG/CD SAE 15W-40 API SF/CC SAE 20W-50 API SG/CD SAE 20W-50 API SF/CC Минеральная база Универсальные всесезонные масла (для дизельных двигателей) SAE 5W-40 API CF-4/SG SAE 5W-40 API CG-4/SJ Минеральная база + синтетическая база (гидрокрекинг) VHVI - в большей пропорции + Сбалансированный пакет присадок Lubrizol, Infenium,Дополнительные компоненты, усиливающие антиоксилительные и противоизносные свойства масел (ноу-хау компании).