Рабочая программа по внеурочной деятельности курса Мир деятельности


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»

Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования
приказ от 25.07.2016 г. № 146-о
Рабочая программа внеурочной деятельности
курса «Мир деятельности»
1-4 класс

Составитель: Селина О.В.,
учитель начальных классов

Согласовано СогласованоПротокол заседания методического объединения Заместитель директора по УВР
от 17.05.16 № 3 ________________ Балуева Л.Н

2016-2017 уч.год Югорск
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Питерсон Л.Г.
Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов ориентирована на формирование общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций, а также связанных с ними способностей и личностных качеств, определяющих успешность каждого человека, как в учении, так и в жизни. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа является модифицированной на основе надпредметного курса  «Мир деятельности» Л.Г. Петерсон с использованием пособий для учащихся «Типовые задачи по формированию УУД» серия  «Работаем по новым стандартам» и «Личного еженедельника первоклассника» (Таблица метапредметных результатов).
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.   Значит, помимо предметных уроков, на которых дети должны быть системно включены в учебную деятельность, для формирования умения учиться, нужны специальные занятия. Такие дополнительные занятия проводятся после уроков на кружке «Мир деятельности».  
Цель курса:
теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Задачи курса:
  На уровне первичных представлений об учебной деятельности ознакомить учащихся с содержанием надпредметных понятий и дать им знания о способах выполнения универсальных учебный действий.
-  Сформировать УУД, предусмотренные ФГОС, средствами типовых задач на предметном материале и умения учиться в целом.
- Ознакомить со способами общения на уроке, вне уроков и способствовать формированию положительного опыта их применения.
- Создать условия для саморазвития познавательных процессов, ознакомить с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д. 
- Показать значимость жизненных ценностей и личностных качеств для общего благополучия.
- Сформировать опыт адекватной самооценки знаний и умений. 
Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в достаточной полноте (личностное самоопределение в учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм
коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяютих умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешноговхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Для надежного формирования УУД и умения учиться в целом необходимо изменить способ обучения так, чтобы учащиеся имели возможность в ходе каждого урока системно выполнять весь комплекс УУД. Научить учиться – это значит сформировать познавательную мотивацию, знание всех шагов учебной деятельности, умение их самостоятельно выполнять и осуществлять их рефлексию
«Учимся учиться» (организационно-рефлексивная): формирование в достаточной полноте УУД,  предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).«Я и мы» (коммуникативная): формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия  и т.д.
« Я познаю мир» (познавательная):  знакомство с методами и средствами познания, методами поиска информации, методами работы с информацией, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.
«Мир вокруг нас»  (ценностная линия):  формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.
Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта.
Данные линии включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные).
В зависимости от цели все занятия подразделяются на пять типов:
открытие нового знания;
рефлексия;
построение системы знаний;
практикум;
развивающий контроль.
На занятиях открытия нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия (в курсе «Мир деятельности» − это универсальные учебные действия). На занятиях рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. Занятия построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. Занятия-практикумы направлены на формирование УУД посредством решения типовых задач на материале учебных предметов. Целью занятий развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
На завершающем этапе осуществляется самооценка и контроль системы метапредметных знаний и умений.
Уровень сформированности надпредметных знаний каждого ученика и класса в целом и его динамика определяется с помощью тестирования, которое проводится в соответствии с тематическим планом два раза в год на специально отведенных для этого занятиях (Приложение 2). [5]
Уровень сформированности метапредметных  умений  определяется по пособию «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 1 класс» ОС «Школа 2100». Мною составлены таблицы по диагностике метапредметных результатов. (Приложение 3). [2]
Адекватная самооценка собственных результатов является одним из важнейших регулятивных УУД, её формирование у младших школьников выделяется как одно из приоритетных направлений ФГОС.  С целью формирования у учащихся способности к адекватной самооценки используется «Личный еженедельник первоклассника» (Таблица метапредметных результатов, раздел «Главное, чему я научился в 1-м классе» ) Образовательной системы «Школа 2100». Работа проводится по алгоритму формирования новых образовательных результатов (Приложение 4). [3]
По итогам составляется план индивидуальной  коррекционной работы, как для ученика, так и для класса в целом.
Описание ценностных ориентиров
Одним  из результатов формирования культуры учебного труда является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).
Ценность общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.
Ø Ценность  семьи – понимание важности семьи в жизни человека, роли семьи как
помощника в учебе.
Ценность здоровья – понимание важности здоровья, ответственности каждого человека
за  свое здоровье: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе вцелом как величайшей ценности.
Личностные и метапредметные результаты освоения кружка
Программа обеспечивает достижение обучающимися 1 класса определенных личностных и метапредметных результатов.
Личностные результаты:
-  Ценить и принимать  ценности жизни:  «жизнь», «здоровье», «семья».
- Знать и применять простейшие правила и приемы сохранения и поддержки своего здоровья.
-  Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность.
- Проявлять активность, честность, терпение, доброжелательность, ответственность. 
-  Освоить  роль  ученика; проявлять интерес (мотивацию) к учению.
- Соблюдать правила поведения, этикета, гигиена, соблюдать режим дня.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: 
- Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных этапа.
-  Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
-  Знать цель выполнения домашней работы и роль семьи как помощника в учебе.
-   Уметь грамотно обратиться к семье за помощью в самостоятельном выполнении домашнего задания.
-  Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
- Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
-Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
- Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
-  Уметь отличать верно выполненное задание от неверного.
-  Знать структуру первого этапа учебной деятельности, последовательность из 6 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения), приобрести опыт их осознанного прохождения.
-  Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД:
-  Знать основные приёмы развития внимания, приобрести опыт их применения.
-  Уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-  Делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-  Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
-  Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
-  Пересказывать прочитанное или прослушанное по вопросам; понять его смысл.
- Ориентироваться в учебнике, словаре.
- Уметь переводить информацию из одного вида в другой (рисунок - схематический рисунок - текст)
- Уметь вычитывать информацию из текста и схемы.
Коммуникативные УУД:
-  Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
-Знать простейшие правила работы в паре и в группе.
- Уметь работать в паре, группе.
-Участвовать в диалоге на уроке.
-  Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
-  Слушать и понимать речь других.
- Обосновывать высказанное мнение.
Содержание программы кружка  (33 часа)
«Учимся учиться» -10 часов 
Что значит учиться? (Два основных этапа учебной деятельности.)
Роль учителя в учебной деятельности (помощник и организатор).
Затруднение как необходимый этап учения. Правильное отношение к нему со стороны ученика.
Структура первого этапа учебной деятельности на уроке («Что я не знаю?»): повторение необходимого для открытия нового знания, итог повторения; пробное учебное действие – необходимый этап учения, фиксирование своего затруднения, обдумывание, поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимого этапа учения. Шаг учебной деятельности «остановлюсь, чтобы подумать» - необходимый этап преодоления затруднения. Причина затруднения в учебной деятельности при открытии нового правила – незнание нового правила, понятия, алгоритма и т.д.
Учебная деятельность вне уроков. Значимость выполнения домашнего задания для ученика. Основные общие цели выполнения домашнего задания. Алгоритм его выполнения.
Образец и его роль при самопроверке своей работы. Алгоритм самопроверки своей работы по образцу.
Учимся планировать. Узнай. Как ты будешь узнавать? Выбери и отметь способ поиска.
«Я и мы» - 4 часа
Основные правила работы ученика на уроке, исходя из функции учителя.
Простейшие правила работы в парах в учебной деятельности.
Простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.
Аргументация, обоснование своей позиции.
«Я познаю мир» - 7 часов
Внимательность в учебной деятельности. Простейшие приемы развития устойчивости внимания.
Деление предметов на группы.  Определение признака, по которому можно разделить предметы на несколько групп.
Работа с информацией: со словами, с текстом, со словарями, с таблицами, со схемами и рисунками.
«Мир вокруг нас» - 7 часов
Ценности в жизни каждого человека. Приоритет ценности здоровья. Ответственность каждого человека за свое здоровье.
Как правильно обратиться за помощью к семье в процессе учебной деятельности. Как в этом случае построить взаимодействие в семье. Учебная деятельность – ценность, составная часть успешной жизни своей семьи, её истории.
Значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества необходимого ученику в процессе обучения.
Значимость терпение в учебной деятельности как личностного качества необходимого ученику в процессе обучения.
Понятие честности в учебной деятельности. Значимость честности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.
Понятие доброжелательность в учебной деятельности. Значимость доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.
Значимость соблюдения правил поведения за столом, правил дружбы, привил гигиены, правил этикета и т.д. 
Обобщение и систематизация знаний (2 часа)
Праздник первоклассника «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» (1 час)
Диагностика (2 часа)
 
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Место курса «Мир деятельности» в учебном плане
Учебный план курса предполагает выделение на изучение программы 1 час в неделю: 33часа в 1 классе, в 2-4 классах по 34 часа


Ценностные ориентиры содержания курса
1 класс
1 ч в неделю, всего 33ч
Организационно-рефлексивная линия (9 часов)
Коммуникативная линия (3 часов)
Познавательная линия (1 часа)
Ценностная линия (6 часов)
Обобщение и систематизация знаний (4 часа)
Праздник первоклассника «Что значит уметь учиться?» (1 час)
Диагностика (2 часа)
Резерв (7 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу первого года обучения
Знать основную цель и результат учебной деятельности, ее два основных шага.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать основные правила общения, уметь их применять.
Знать правила поведения на уроке, уметь их применять.
Знать правила выполнения домашней работы, уметь их применять.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения по результатам выполнения «пробного» действия.
Уметь формулировать причины затруднений как свои конкретные проблемы (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Уметь формулировать цели предстоящих учебных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Уметь на этапе построения нового способа действий использовать изученные ранее знания для выдвижения собственных гипотез.
Уметь самостоятельно проверять свою работу по образцу.
Знать алгоритм исправления ошибок (1 класс), уметь его применять.
Знать последовательность из 10 шагов учебной деятельности (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль усвоения нового знания), приобрести опыт их прохождения.
Знать правила работы в паре и в группе (1 класс), уметь их применять.
Знать правила поведения «автора» и «понимающего» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать правила культурного выражения своих эмоций в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (1 класс), приобрести опыт определения истинных и ложных ценностей.
2 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Организационно-рефлексивная линия (10 часов)
Коммуникативная линия (4 часа)
Познавательная линия (2 часа)
Ценностная линия (4 часа)
Обобщение и систематизация знаний (4 часа)
Диагностика (2 часа)
Резерв (8 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу второго года обучения
Уметь различать знания и умения.
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь при введении нового знания осознанно их проходить под руководством учителя (повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; переход к обдумыванию; выявление причины своего затруднения; постановка цели; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самоконтроль). Приобрести опыт самооценки собственной учебной деятельности под руководством учителя.
Знать структуру коррекционной деятельности и уметь ее осуществлять и приобрести опыт самооценки под руководством учителя.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять место затруднения (то есть место отклонения от правильного способа).
Уметь выявлять причину собственных затруднений в выполнении учебных действий.
Уметь формулировать цель предстоящих коррекционных действий, исходя из содержания выявленных проблем.
Знать алгоритм исправления ошибок (2 класс), уметь его применять.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения.
Знать правила взаимодействия с учителем, уметь их применять.
Знать простейшие культурные правила управления своими эмоциями, мимикой и жестами в ходе общения, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные стили общения, приобрести опыт их осознанного выбора.
Знать простейшие культурные правила не конфликтного поведения, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы совершенствования внимания, памяти, речи, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы анализа, сравнения, обобщения, уметь их применять.
Уметь по результатам наблюдений обнаруживать и выражать в речи свойства объектов, происходящие с ними изменения, сравнивать объекты, выявлять признаки сходства и отличия (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»), выделять общие признаки и объединять предметы в группы по общему признаку.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (2 класс), сформировать отношение к умению учиться как личностной ценности, основе личного успеха в созидании истинных материальных и духовных ценностей.
3 класс
1 ч в неделю, всего 34ч
Организационно-рефлексивная линия (12 часов)
Коммуникативная линия (9 часов)
Познавательная линия (6 часа)
Ценностная линия (6 часов)
Резерв (1 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения
Знать 12 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобрести опыт их самооценки.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и приобрести опыт самооценки.
Знать алгоритм выявления места затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм выявления причины затруднения, уметь его применять.
Знать алгоритм планирования учебных действий, уметь его применять.
Знать виды моделей, уметь использовать их для фиксирования нового знания.
Уметь точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.
Знать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять.
Знать алгоритм самоконтроля исполнительских учебных действий, уметь его применять, приобрести опыт самооценки учебной деятельности.
Знать простейшие культурные правила общения со сверстниками в школе, уметь их применять.
Знать уточненные правила работы в группе, уметь их применять.
Знать правила построения диалога и полиалога, приобрести опыт их применения.
Знать правила поведения «организатора» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать простейшие культурные правила выхода из конфликтных ситуаций, приобрести опыт их применения.
Знать основные приемы развития мыслительных операций, приобрести опыт их применения.
Знать алгоритмы синтеза, классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять по результатам наблюдений.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму класса (3 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (3 класс)
4 класс
1 ч в неделю, всего 34ч
Организационно-рефлексивная линия (14 часов)
Коммуникативная линия (7 часов)
Познавательная линия (5 часа)
Ценностная линия (7 часов)
Резерв (1 часов)
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу четвертого года обучения
Знать 15 шагов учебной деятельности, уметь под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и выполнять самооценку. 
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осуществлять и выполнять самооценку.
Уметь делать осознанный выбор к учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Уметь в простейших случаях различать задачи и проблемы, приобрести опыт выявления тупиковых ситуаций.
Знать структуру проектирования - цель, план, сроки, средства, способ, - приобрести опыт построения и реализации краткосрочных, среднесрочных и длительных по срокам (1 год) практико-ориентированных проектов.Приобрести опыт выбора средств и способа реализации плана проекта.
Знать алгоритм самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем, как Ученика, и на этой основе ? приобрести первичный опыт построения программы самоизменения. 
Знать основные правила командой работы, приобрести опыт работы в команде.
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать основные правила выхода из конфликтной ситуации, приобрести опыт их применения.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила вхождения в новый коллектив.
Знать основные правила конспектирования, уметь в простейших случаях сделать конспект текста.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач. 
Знать основные виды моделей, приобрести опыт в простейших случаях их построения и применения для решения задач.
Знать и принять на личностном уровне ценностную диаграмму (4 класс).
Знать и принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (4 класс).
1 класс

п/пРаздел Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
1 Организационно-рефлексивная линия 9 У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности, цели выполнения домашнего задания и его значимости для ученика, доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или согласованный способ действий (эталон).
Что значит учиться? (2 основных шага учебной деятельности.) Цели и результат учебной деятельности. Функции учителя и ученика на уроке.
Адаптированная структура первого шага учебной деятельности − «Что я не знаю?»: повторение необходимого; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.
Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение − думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.
Адаптированная структура второго шага учебной деятельности − «Сам найду способ!»: цель; построение нового способа действий; усвоение нового знания; самопроверка, исправление ошибок.
Цель учебной деятельности. От “не знаю” к “знаю”. От “знаю” к “умею”. Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.
2 Коммуникативная линия 3 Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата. Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков.
Правила поведения на уроке. Правила работы в паре, в группе.
3 Познавательная линия 1 У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата. Они знакомятся с простейшими приемами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.
Как научиться быть внимательным.
4 Ценностная линия. 6 У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности, как Жизнь, Здоровье, Семья. Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющихся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.
Ценности нашей жизни: жизнь и здоровье
Семья – мой помощник в учении.
Ценностные качества личности: активность, честность, терпение, доброжелательность.
5 Обобщение и систематизация знаний 4 Обобщение и систематизация знаний
6 Праздник первоклассника «Что значить уметь учиться?» 1 Участие в игре
7 Диагностика 2 Выполнение тестов
8 Резерв 7 Итого 33 Тематическое планирование 1 класс
№ п/п Темы Формы деятельности Дата по плану
I четверть (8 часов) 1 Учиться…А что это значит Беседа 2 Учитель и ученик Беседа 3 Я ученик. Правила работы на уроке Беседа 4 Я ученик. Правила работы на уроке Ролевая игра 5 Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности Беседа 6 Учимся дружно. Работа в парах Работа в парах 7 Учимся дружно. Работа в парах Работа в парах 8 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа II четверть (7 уроков) 9 Как научиться быть внимательным Беседа 10 Затруднение – мой помощник в учении Беседа 11 Ценность нашей жизни. Здоровье 12 Учимся дружно. Работа в группах Работа в группах 13 Учимся дружно. Работа в группах Работа в группах 14 Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности Беседа 15 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа III четверть (10 часов) 16 Урок диагностики № 1 Индивидуаль-ный опрос
.тест 17 Как выяснить. Что я не знаю. Беседа 18 Зачем ученику домашнее задание Беседа 19 Семья – мой помощник в учении Беседа 20 Пробное учебное действие Беседа 21 Не могу. – Остановлюсь, чтобы подумать Беседа 22 Причина затруднения Беседа 23 Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в Тридевятом царстве, или история о том, что значит учиться». Игра 24 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 25 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа IV четверть (7 часов) 26 Как проверить свою работу Беседа 27 Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности Беседа 28 Урок диагностики № 2 Индивидуаль-ный опрос, тест 29 Личностные качества ученика: Доброжелательность в учебной деятельности Беседа 30 Личностные качества ученика: Доброжелательность в учебной деятельности Беседа 31 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 32 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 33 Резерв 2 класс
Раздел Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
1 Организационно-рефлексивная линия 10 Расширяются представления учащихся об учебной деятельности, о структуре шагов, которые помогают открыть новое знание на уроках. Уточняются учебные шаги: фиксация затруднения, постановка цели, подбор средств, фиксация результата. Формируется представление об эталоне как критерии и о доказательстве утверждений с помощью ссылки на эталон. Уточняется различие между знанием и умением и, в частности, между знанием о том, что значит учиться (учить себя), и умением учиться, а также изучаются шаги, которые необходимы для определения того, что не умеешь. Особое внимание уделяется освоению способов коррекции своих ошибок на основе метода рефлексивной самоорганизации, знакомству с инструментами для проверки своей работы. Составляется алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Знаю и умею Умение учиться как умение выполнять шаги учебной деятельности (12 шагов).
Уточнение роли учителя как помощника и как руководителя на каждом шаге учебной деятельности.
Алгоритм. Точное следование простейшим алгоритмам. Алгоритм выполнения домашнего задания. Алгоритм исправления своей ошибки.
Образец и эталон. Самопроверка по образцу и эталону.
Урок-помощник: общее представление об адаптированной структуре самостоятельной коррекции собственных ошибок.
Фиксирование индивидуальных затруднений в решении учебных задач. Переход к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Воспроизведение своих реальных учебных действий при решении учебных задач. Определение места затруднения (то есть места отклонения от правильного способа).
Выявление причины своих затруднений в выполнении исполнительских учебных действий. Цель коррекционных действий.
Коррекция собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок. Самоконтроль правильности выполнения учебных действий.
Как самому исправить свою ошибку.
2 Коммуникативная линия 4 Продолжается работа по формированию представлений и положительного опыта культурного общения. Учащиеся знакомятся с позициями автора и понимающего, ролью мимики и жестов в процессе общения, учатся слушать и слышать друг друга. Уточняются правила коммуникативного воздействия между позициями автора и понимающего.
Роли автора и понимающего в структуре коммуникативного воздействия.
Правила для согласованного взаимодействия между автором и понимающим.
Как научиться «слушать» собеседника.
Роль мимики и жестов в процессе общения.
3 Познавательная линия 2 Учащиеся получают представление о рабочем настрое ученика, учатся применять простейшие приемы создания рабочего настроения на уроке. Начинается знакомство с мыслительными операциями, необходимыми для выстраивания умозаключений, обобщений, выводов. Учащиеся учатся анализировать различные объекты, определяя их свойства.
Настроение. Приемы, помогающие ученику сохдать рабочее настроение.Как исправить свою ошибку: уточненный алгоритм исправления ошибок.
Внимание, память, речь. Как научиться быть внимательным. Как улучшить свою память. Как усовершенствовать свою речь.
Наблюдение как метод познания. Анализ, сравнение, устное описание объекта наблюдения и происходящих с ним изменений. Выделение существенных общих признаков, обобщение.
4 Ценностная линия. 4 У учащихся расширяются представления о ценностях жизни и качествах личности. Знание выступает как общечеловеческая ценность. Умение учиться в этой системе выступает как инструмент созидания истинных материальных и духовных ценностей. Продолжается работа над качествами личности, помогающими успешно учиться, такими как целеустремленность ми самостоятельность, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне. Акцентируется внимание на каждом ученике класса как ценности. А также формируется целостный образ коллектива класса, способного решать различные задачи.
Ценности нашей жизни: знание.
Ценностные качества личности: целеустремленность и самостоятельность.
Мы разные – и в этом наша сила.
5 Обобщение и систематизация знаний 4 Обобщение и систематизация знаний
6 Диагностика 2 Выполнение тестов
7 Резерв 8 Тематическое планирование 2 класс
№ п/п Темы Формы деятельности Дата
1 четверть (9 часов) 1 Ценности нашей жизни. Знание Беседа 2 Урок диагностики № 1 Индивидуальный опрос, тест 3 Домашнее задание делаю самостоятельно Беседа 4 Подробный образец Беседа 5 Как исправить свою ошибку Беседа 6 Как исправить свою ошибку Беседа 7 Настроение – мой помощник в учебе Беседа 8 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 9 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 2 четверть (8 часов) 10 Учусь называть свое затруднение Беседа 11 Как построить новое знание? (Структура II этапа УД) Беседа 12 Я – автор, я - понимающий Беседа 13 Учимся дружно. Я – автор, я - понимающий Беседа 14 Учимся дружно. Слушаю и слышу. Беседа 15 Учимся дружно. Слушаю и слышу. Беседа 16 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 17 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 3 четверть (10 часов) 18 Ставлю цель Беседа 19 Ставлю цель Беседа 20 Ключи к новым знаниям Беседа 21 Результат открытия нового знания. Эталон. Беседа 22 Личностные качества: целеустремленность Беседа 23 Я знаю. Я умею Беседа 24 Как выяснить, что я не умею Беседа 25 Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов Беседа 26 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 27 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 4 четверть (7 часов) 28 Личностные качества: самостоятельность Беседа 29 Урок диагностики №2 Индивидуальный опрос, тест 30 Учусь анализировать Беседа 31 Учусь анализировать Беседа 32 Мы разные – и в этом наша сила Гостиная для родителей, игра 33 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 34 Я ученик: что я уже знаю и умею Беседа 3 класс

п/пРаздел Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
1 Организационно-рефлексивная линия 12 Уточнение структуры учебной деятельности (12 шагов). Алгоритм выявления места затруднения. Алгоритм выявления причины затруднения. Алгоритм перевода цели в задачи (планирование) учебной деятельности. Определение сроков реализации построенного плана. Цель и способы фиксирования нового знания. Алгоритм самостоятельного формирования умений. Самоконтроль и самооценка своих исполнительских учебных действий.
2 Коммуникативная линия 9 Мои интересы и потребности. Для чего мы общаемся. Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением и не испортить настроение другим. Что такое «диалог». Что такое «полилог». Как работать в группе. Уточнение ролей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умений. Новая роль в структуре коммуникации: организатор.
3 Познавательная линия 6 Как развивать свое мышление. Анализ и синтез. Сравнение и обобщение. Классификация. Аналогия. Исследование как метод познания. 
4 Ценностная линия. 6 Диаграмма качеств Ученика: вера в себя; воля; трудолюбие; решительность. Уточнение ценностной диаграммы класса: чтение; дружба.
5 Резерв 1 Итого 34 Тематическое планирование 3 класс
№ п/пТемы Формы деятельности Дата
1 четверть (9 часов) 1 Личностные качества ученика: вера в себя Беседа 2 Личностные качества ученика: вера в себя Беседа 3 Типы фиксации индивидуального затруднения Беседа 4 Определяю место затруднения Беседа 5 Выявляю причину затруднения Беседа 6 Чувства – мои помощники в общении Беседа 7 Планирование учебной деятельности Беседа 8 Планирование учебной деятельности Беседа 9 Как развивать память Беседа 2 четверть (8 часов) 10 Наблюдение как метод познания Беседа 11 Моделирование как метод познания Беседа 12 Учимся дружно. Что такое диалог. Правила ведения диалога Беседа 13 Учимся дружно. Я − критик Беседа 14 Личностные качества ученика: самокритичность Беседа 15 Личностные качества ученика: самокритичность Беседа 16 Работаем вместе: автор, понимающий и критик. Беседа 17 Работаем вместе: автор, понимающий и критик. Беседа 3 четверть (10 часов) 18 Как быть понятым на уроке Беседа 19 Как научиться применять новое знание Беседа 20 Учусь обобщать Беседа 21 Как самому оценить свою учебную деятельность Беседа 22 Уточнение шагов учебной деятельности Беседа 23 Урок-помощник – определяю место затруднения Беседа 24 Урок-помощник – выявляю причину затруднения Беседа 25 Учусь классифицировать Беседа 26 Алгоритм исправления ошибок Беседа 27 Алгоритм исправления ошибок Беседа 4 четверть (7 часов) 28 Урок-помощник – основные шаги Беседа 29 Урок-помощник – основные шаги Беседа 30 Урок-помощник – основные шаги Беседа 31 Ценности нашей жизни. Дружба Беседа 32 Ценности нашей жизни. Дружба Беседа 33 Ценности нашей жизни. Дружба Беседа 34 Резерв Беседа 4 класс

п/пРаздел Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся
1 Организационно-рефлексивная линия 14 Уточнение структуры учебной деятельности (15 шагов). Мотивация и самоопределение в учебной деятельности.
Что дает личностное самоопределение. Задача, проблема, тупиковая ситуация. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Виды целей: ближние, средние, дальние (стратегические). Выбор средств реализации плана. Выбор способа реализации плана. Проекты и их реализация в жизни и в учении. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
2 Коммуникативная линия 7 Мои сильные стороны как Ученика. Над чем мне еще надо работать. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда. Спор и дискуссия. Польза чужого мнения. Как правильно вести дискуссию. Как выйти из конфликтной ситуации. Новая роль в структуре коммуникации: арбитр. Как войти в новый коллектив. 
3 Познавательная линия 5 Работа с текстами. Конспектирование. Поиск и представление информации. Модели-помощники. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы. Моделирование как метод познания. 
4 Ценностная линия. 7 Уточнение диаграммы качеств Ученика: ответственность; честность; целеустремленность; уважение к другим; стремление внести максимальный личный вклад в командную работу. Уточнение ценностной диаграммы класса: сотрудничество; творчество; толерантность.
5 Резерв 1 Итого 34
Тематическое планирование 4 класс
№ п/пТемы Формы деятельности Дата
1 четверть (9 часов) 1 Ценности нашей жизни. Творчество и созидание Беседа 2 Ценности нашей жизни. Творчество и созидание Беседа 3 Мотивация в учебной деятельности Беседа 4 Личностные качества ученика: ответственность Беседа 5 Личностные качества ученика: ответственность Беседа 6 Работаем вместе: организатор Беседа 7 Работаем вместе: организатор Беседа 8 Работаем вместе: арбитр Беседа 9 Работаем вместе: арбитр Беседа 2 четверть (8 часов) 10 Учимся дружно. Команда (командная работа)».  Беседа 11 Учимся дружно. Дискуссия Беседа 12 Учимся дружно. Как не вступать в конфликт Беседа 13 Исследование как метод познания Беседа 14 Исследование как метод познания Беседа 15 Исследование как метод познания Беседа 16 Проекты и их реализация в учебной деятельности Беседа 17 Проекты и их реализация в учебной деятельности Беседа 3 четверть (10 часов) 18 Правила и способы поиска информации Беседа 19 Работа с текстом Беседа 20 Информация. Представление информации Беседа 21 Аналогия Беседа 22 Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим». Беседа 23 Личностные качества ученика: уважение и терпимость к другим». Беседа 24 Учимся дружно. Сотрудничество Беседа 25 Включение в систему знаний Беседа 26 Алгоритм исправления ошибок Беседа 27 Рефлексия учебной деятельности Беседа 4 четверть (7 часов) 28 15 шагов учебной деятельности Беседа 29 Уточнение шагов коррекционной деятельности Беседа 30 Мои сильные стороны как ученика Беседа 31 Мои сильные стороны как ученика Беседа 32 Как «принять» нового ученика в свой коллектив. Как войти в новый коллектив Беседа 33 Как «принять» нового ученика в свой коллектив. Как войти в новый коллектив Беседа 34 Резерв Беседа Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 1 класса начальной школы
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 1 класса начальной школы включает в себя
Комплект для ученика и Комплект для учителя. Кроме того,очевидно, что универсальные знания об учебной деятельности, полученные детьми в рамках курса «Мир деятельности», должны систематически применяться на предметных уроках. Это возможно при условии работы учителя по авторскому курсу математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон (Открытый УМК «Школа 2000...»,УМК «Перспектива»).Комплект для ученика включает в себя:
1.«Мир деятельности», 1 класс: Учебное пособие для учащихся с разрезным материалом и наклейками.
Под ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование,2011.
2. «Мои открытия», 1 класс: Эталоны к курсу «Мир деятельности». Под ред.Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.
Комплект для учителя включает в себя:
1. «Мир деятельности», 1 класс: Методические рекомендации для учителя. Под
ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Национальное образование, 2011.
2. Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности»,
1 класс. – Национальное образование, 2011.
3. CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности»,1 класс.
– М.: Национальное образование, 2016.
Комплект для ученика 2 класса включает в себя:
1. «Мир деятельности», 2 класс: учебное пособие с разрезным материалом и наклейками / под ред.Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование,2013
Для учителя:
«Мир деятельности», 2 класс: Методические рекомендации / под ред. Л.Г.Петерсон.-М.: Национальное образование, 2013
Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 201
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 2 класс.- М.: Национальное образование, 2013
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности», 4 класс
Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» для 4 класса начальной школы включает в себя:
Комплект для ученика:
1.Мир деятельности. 4 класс:
учебное пособие (с наклейками) / под ред. Л.Г. Петерсон. -М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
2.Мир деятельности.4 класс:разрезной материал к учебному пособию / под ред. Л.Г. Петерсон —М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
3.Мир деятельности.4 класс:эталоны «Мои открытия». «Копилка моих достижений» / под ред. Л.Г. Петерсон. —М.: Издательство «Национальное образо-
вание», 2014.
Комплект для учителя:
1.Мир деятельности. 4 класс:методические рекомендации для учителя / под ред. Л.Г. Петерсон—М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
2.Мир деятельности.4 класс:демонстрационный материал к надпредметному курсу / под ред. Л .Г. Петерсон. —М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
3.CDс презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности».4 класс. —М.: Издательство «Национальное образование», 2015.
Материально-техническое обеспечение
 1. Технические средства обучения
Классная магнитная доска.
Персональный компьютер.
Аудиомагнитофон.
CD/DVD – проигрыватели.
Мультемедийный проектор.
Экспозиционный экран.
 Демонстрационные материалы к надпредметному курсу «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2011.
CD-диск с презентациями и печатным материалом к каждому уроку надпредметного курса «Мир деятельности», 1 класс. – М.: Национальное образование, 2011