Дидактические материалы по внеаудиторным видам самостоятельной работы обучающихся по дисциплине Русский язык и литература

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ВНЕАУДИТОРНЫМ ВИДАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

специальности:
19.02.10 Технология продукции общественного питания;
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров;
09.02.04 Информационные системы (по отраслям);
43.02.10 Туризм.






Разработчик:
преподаватель гуманитарных
дисциплин Е.И. Богуш
В ходе изучения дисциплины «Русский язык и литература» используются следующие формы внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Реферирование – подготовка письменной работы для всестороннего знакомства с литературой по избранной теме.

Реферат – это процесс мысленной переработки и изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, читаемого текста, результатом которого является составление вторичного документа – реферата. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие критический обзор источников.

Цель реферирования – стимуляция творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

Раздел 1. Реферат на лингвистическую тему.
Подготовьте реферат на одну из следующих тем:
Русский язык среди других языков мира.
Необходимо отметить родственные связи русского языка, лексико-грамматические особенности, распространенность, взаимодействие с другими языками.
Особенности языка рекламы.
Эти особенности связаны с целями и задачами рекламирования, видами и средствами распространения рекламы. Язык коммерческой и политической рекламы.
Основные понятия культуры речи и признаки литературного языка
Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятливость, чистота и выразительность речи. Раскрыть признаки литературного языка: обработанность, нормативность, устойчивость, обязательность для всех носителей языка.
Основные условия делового общения.
Всесторонне охарактеризовать основные условия делового общения: партнерские отношения, регламентированность, деловой и речевой этикет.
Литературный язык – основа культуры речи.
Следует основываться на том, что литературный язык – высшая форма национального языка, обслуживающая все сферы человеческой деятельности.
Средства выразительности речи.
Нужно сказать о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств.
Виды делового общения.
К таковым относят: беседу, переговоры, выделяя при этом особенности телефонного общения.
Формы существования языка.
Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.
Культура дискутивно-полемической речи.
Спор: понятие и определение; историческая справка; спор как форма организации человеческого общения.
Языковые нормы русской речи.
Необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.
Основные формулы речевого этикета.
Целесообразно прежде всего разграничить все формулы на 2 группы: нейтральные и официальные.
Методика публичного выступления.
Представить виды публичных выступлений и слагаемые подготовки этих выступлений.
13. Словари.
14. Литературное произношение.
Понятие орфоэпии; стили произношения; особенности произношения иностранных слов, имен и фамилий.
15. Правильность речи.
Лексическая сочетаемость; правильное употребление фразеологизмов; грамматическая правильность речи; порядок слов в предложении.
16. Богатство речи.
Лексика, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия; стилистичеческие возможности словообразований; стилистическое использование частей речи; многообразие синтаксического конструирования.
17. Культура деловой речи.
Общая характеристика официально-деловой письменной и устной речи; языковые особенности.
18. Культура ораторской речи.
Роды и виды ораторской речи; роль функциональных стилей; функционально-смысловые типы речи; подготовка речи и выступление.
19. Этический аспект устной речи.
Языковые особенности устной речи; этика речевого общения и этикетные формулы речи.

Форма контроля самостоятельной работы преподавателем – письменный реферат; разработка тем и проверка.

Литература:
Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
Воителева Т.М. Русский язык : методические рекомендации : метод. пособие для учреждений сред. проф. образования / Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2. Эссе – жанр философской, литературно-критической, публицистической и художественной литературы сочинение небольшого объёма по какому-либо частному вопросу, написанное в свободной, индивидуально-авторской манере изложения.

Цели эссе: информирование, убеждение и развлечение читателя, самовыражение автора или комбинация одной или нескольких целей. Хорошее эссе отличают самобытное мышление, чувство стиля и эффективная организация.

Раздел 1. Тема 1.11. А.П.Чехов. Пьеса «Вишневый сад». «Вся Россия – наш сад!» Отношение главных героев к вишневому саду. «В человеке все должно быть прекрасно » чеховский идеал человека.
Напишите эссе на тему «Какое будущее ждёт Россию?»

Форма контроля самостоятельной работы преподавателем – письменный реферат; разработка тем и проверка.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

Электронные ресурсы:
1) Интернет-библиотека Алексея Комарова. - Режим доступа к библиотеке: http://www.веб-библиотека.рф

3. Подготовка сообщений – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Цель подготовки сообщения – дополнить изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.

Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Тематика сообщений по теме 1.3. Н.А. Некрасов:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания.
Жанр и композиция.
Жизнь народа и образы крестьян в поэме.
Образ «народного заступника».
Художественные особенности поэмы.

Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию). Вначале необходимо четко озвучить тему и цель информационного сообщения. На доске можно выписать план выступления, основные понятия, даты, персоналии, названия книг или статей. Выступая, не читать по бумажке, взгляд должен быть направлен на слушателей. Важно внимательное наблюдение за реакцией аудитории. Речь должна быть выразительной и доступной, лаконичной. Предпочтение надо отдавать коротким и понятным фразам. Интересу слушателей могут способствовать прямое обращение к аудитории, диалог с ней, использование юмора, наглядность. В конце подвести итоги, ответить на вопросы слушателей, поблагодарить за внимание.

Форма контроля самостоятельной работы преподавателем – устный ответ на семинарском занятии; разработка тем и проверка подготовки.

Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2) Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

Электронные ресурсы:
1) Интернет-библиотека Алексея Комарова. - Режим доступа к библиотеке: http://www.ilibrary.ru

4. Составление глоссария
Глоссарий – словарь, раскрывающий смысл используемых терминов, понятий. Это может быть базовое понятие, умение, навык, порция учебного материала. В словарь должны быть включены как понятия, обозначенные преподавателем на лекционных и семинарских занятиях, так и выделенные при самостоятельном изучении программного материала.

Раздел 1. Лингвистический анализ текста (фонетика, лексика, грамматика).
Составить понятийный словарь средств художественной выразительности, характерных для художественного и публицистического стилей:
тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, олицетворение; гипербола, аллегория, литота, перифраза, синекдоха;
стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

В словаре необходимо отобразить термин, его содержание.

Самостоятельно составленным и проверенным преподавателем словарем студент может пользоваться на практических занятиях.

Формы руководства аудиторной самостоятельной работы преподавателем:
разработка заданий и проверка результатов;
создание поисковых ситуаций.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2) Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

5. Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде.

Цели создания презентаций:
расширение методов и средств обработки и представления учебной информации;
формирование у студентов навыков работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон – светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. На первом слайде представить тему сообщения, автора, на втором – план, на третьем – литературу. Содержание и порядок слайдов могут меняться. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций. Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Тематика создания презентаций по теме 2.19. Литература 50–80-х годов (обзор) XX в.
Рецензии повестей и рассказов о Великой Отечественной войне. Презентации о творчестве писателей-фронтовиков:
Константин Симонов
Федор Абрамов
Виктор Астафьев
Григорий Бакланов
Борис Васильев
Константин Воробьев
Владимир Богомолов
Юрий Герман
Эммануил Казакевич
Юрий Нагибин
Александр Солженицын
Андрей Платонов
Юрий Бондарев
Михаил Шолохов
Евгений Носов
Александр Фадеев
Василь Быков
Константин Паустовский
Форма контроля самостоятельной работы преподавателем – мультимедийная презентация, сопровождаемая устным ответом (например, в рамках семинарского занятия); разработка тем и проверка.

Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций представляется на контроль на практических занятиях или консультациях.

Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.

Литература:
1) Литература : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования : в 2 ч. ; под ред. Г.А. Обернихиной. – 6-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
2) Антонова Е.С. Русский язык : учебник для сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.
3) Воителева Т.М. Русский язык : методические рекомендации : метод. пособие для учреждений сред. проф. образования / Т.М. Воителева. – М. : Издательский центр «Академия», 2014.

6. Буктрейлер (англ. booktrailer) это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Цель буктрейлеров – реклама свежевышедших книг и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Как правило, продолжительность буктрейлера составляет не более 3 минут. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Тематика создания буктрейлеров по теме 2.27. Русская литература последних лет (обзор). Обзор произведений, опубликованных в последние годы. Позиция современных журналов.

Форма контроля самостоятельной работы преподавателем – игровые, неигровые, анимационные буктрейлеры; разработка тем и проверка.


Электронные ресурсы:
Независимое СМИ о культуре и обществе. - Режим доступа к сайту: COLTA.RU (бывший OpenSpace.ru).
Буктрейлеры - видеоролики по книгам. - Режим доступа к сайту: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литературный клуб книжных дебютов «Твоя первая книга» (проект Артёма Васюковича) - информационный ресурс для поддержки авторов. - Режим доступа к блогу: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литературные курсы on-line «Школа вдохновения: как стать писателем». - Режим доступа к сайту: http://school-of-inspiration.ru
15