Взаимодействие учителя логопеда с учителями начальной школы


Взаимодействие учителя логопеда с учителями начальной школы
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Учитель начальных классов – это проводник детей в мире знаний. При коррекции речевых нарушений у младших школьников необходимо выстроить процесс взаимодействия между учителем и логопедом и тем повысить качество работы и успеваемость учащихся. Практика показывает, что учителя начальных классов, познакомившись с целями и задачами логопедической работы в школе, стараются объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда, так как учитель должен очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Всё дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Очень важно научить учителя отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики.
Кроме того, во избежание недоразумений учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедическом занятии ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных, а не допущенных ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки.
Обучение младших школьников с нарушениями речи в общеобразовательной школе строится на общих основаниях: учитель учит детей внимательно следить за ходом рассуждения, точно выражать мысль в словах, сначала думать, а потом делать что-либо. Учиться таким образом готовы не все дети. В число неуспевающих регулярно попадает большое количество детей, имеющих нарушения речи. Поскольку развитие речи тесно связано с развитием памяти и мышления, эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько учитывается уровень развития всех составляющих интеллектуальной готовности ребёнка к школе. В сложившихся условиях связующим звеном между требованиями школьной программы и возможностями ребёнка является школьный логопед.
Коррекционная направленность процесса обучения обеспечивается доступностью обучения. Основная задача – готовить почву к усвоению знаний, то есть на каждом этапе работы вести пропедевтическую подготовку. Надо учить ребёнка учиться. Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы учителя могут посещать логопедические занятия.
На уроках русского языка и чтения необходимо проводить упражнения, игры по профилактике нарушений письменной и устной речи, так как гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. Ведь когда ребёнок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс общеобразовательной школы, то в первую очередь обращается внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития, а затем с началом изучения русского языка появляется проблема с письменной речью.
Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций.
Учителя совместно с учителем логопедом участвуют в исправлении у детей речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых функций (моторики, внимания, мышления, памяти). Учитель должен иметь полное представление о структуре речевого дефекта ребёнка и знать уровень его актуального развития. Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребёнка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям «из-под палки», результатов может не быть.
И конечно здесь не обойтись без помощи родителей, чтобы они понимали, что только они смогут стать координатором усилий всех специалистов: логопеда, психолога и учителя.
Таким образом, только объединив усилия специалистов, учителей и родителей мы сможем создать для учащихся начальных классов оптимальные условия не просто для успешного обучения, а для обучения с улыбкой, ведь так здорово, когда наши дети не только получают хорошие отметки, но ещё и удовольствие от учёбы!