Сообщение на тему Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (из опыта работы)


Гражданско-патриотическое воспитание на уроках в начальной школе (из опыта работы) (слайд 1)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Место и роль начальной школы в решении вопросов воспитания любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну трудно переоценить, поскольку младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.
Работа учителя начальных классов в данном направлении осуществляется через:
серию классных часов,
внеурочную деятельность ( конкурсы стихов, рисунков, уроки мужества),
беседы,
проектную деятельность .(СЛАЙД 2)
Ведущее место в процессе гражданско-патриотического воспитания был и остаётся урок. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина – строителя и защитника Отечества. Воспитание патриотических чувств осуществляется через уроки окружающего мира, литературного чтения, русского языка, трудового обучения, изобразительного искусства.
Всё это призвано решать ряд следующих задач: (СЛАЙД 3)
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. 
Русский язык.
На уроках русского языка работу по патриотическому воспитанию начинаю проводить уже с минуток чистописания. Н-р: прописываем заглавную и строчную букву Ж, затем записываем пословицу Ж..ть-Родине служ..ть.( СЛАЙД .4)
Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого, переносного значения, заучивание пословиц. После работы над смысловым значением даю задание списать, вставить пропущенные буквы.
При изучении новых словарных слов, н-р: Родина, герой, Москва предлагаю детям объяснить лексическое значение этих слов, записать, составить предложения.
На этапе закрепления нового материала по теме « Разделительный мягкий знак» после сопоставления разделительного мягкого знака и ь знака- показателя мягкости дети получают задание: сначала выписать слова с разделительным ь знаком, а потом пословицы с ь - показателем мягкости. ( СЛАЙД 4)
Любовь к Родине сильнее смерти. Ручьи сольются - река , люди соединятся - сила.Береги землю родимую как мать любимую.
Ни в одной из форм языкового творчества народа , указывал К.Д.Ушинский ,не проявляется так ум народа ,национальная история , быт, мировоззрение , как в пословицах.
Воспитание любви к своей Родине, гордости за Отечество можно провожу на текстах, содержащих сведения о России, о Москве, о выдающихся людях нашей страны.
Например, отрывок из рассказа Ушинского.(СЛАЙД 5)
«Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.» (К.Д.Ушинский)
Сначала работаем над содержанием, над понятиями «Отечество», «Родина», «Россия». Затем, включаем задания по русскому языку.
1. Можно ли данный набор предложений назвать текстом? Почему?
2. Какие предложения по цели высказывания встречаются в тексте? И.т.дЧтение.
Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе.
Анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и её историческое значение. (СЛАЙД 6)
В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у младших школьников собственное понимание жизненных ценностей.
К стихотворениям дети учатся самостоятельно делать выводы, выражать свое нравственное отношение к природе и передавать в рисунке.
Например: при изучении раздела « Поэтическая тетрадь» мы знакомились с творчеством Есенина, Блока, Саши Чёрного. Учащиеся не только услышали правильную русскую речь, но и увидели яркие, образные картины русской природы, узнали о любви и привязанности русских поэтов к местам, где они родились, которые помнят всю жизнь и делятся с нами своими чувствами. Далее предлагалось детям рассказать о своем любимом уголке природы, о цветке, который поразил воображение, т.е. привлечем внимание детей к красоте и неповторимости своей малой Родины.
В разделе « Люби живое» при работе над произведением М.Пришвина « Моя Родина» детям предлагалось определить основную мысль рассказа, подумать, почему писатель объединил в своём рассказе слова «солнце», «мама», «природа», «Родина», подобрать однокоренные слова к слову Родина, высказать своё отношение к родной природе и родине.
Окружающий мир.
Среди воспитательных средств особое место занимает проектная деятельность. ( СЛАЙД 7-8) Ученики вместе с учителем и родителями выполняли проекты по следующим темам:
Наша Родина—Россия
Города России
Моя родословная
Красная Книга России и др.
Математика.
При работе над задачами беру задания, основанные на краеведческом материале. Н-р: 1)Длина Воронежского водохранилища 35 км, а ширина 2 км. Найдите площадь. Или , на сколько км длина больше, чем ширина.
2.)В Воронежском зоопарке 170 видов животных. Их них: 63 вида рыб, 22 вида рептилий, 43 вида птиц, а остальные млекопитающие. Сколько видов млекопитающих?
И.т.дВнеурочная деятельность.
Классные часы: по темам Государственная символика, Защитники Родины(23 февраля), кл.час, посвящённый освобождению Воронежа от немецко-фашистких захватчиков, Колыбель флота и другие.
(СЛАЙД 9)
Беседы , экскурсии в Липецк(расширение знаний о Центрально- Чернозёмном регионе, знакомство с городом, посещение кондитерской фабрики и зоопарка), экскурсия в музей им. Крамского, конкурсная программа для мальчиков, посвящённая Дню защитника Отечества.
(СЛАЙД 10) Сухомлинский
(СЛАЙД 11)Выступление на педсовете
« Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
( из опыта работы)»
Подготовила : учитель начальных классов
МБОУ СОШ №60
Тюрина Т.Ю
Воронеж
март 2015 год