Использование дидактического материала на уроках здоровья в начальной школе


«Использование дидактического материала на уроках здоровья в начальной школе» Лызова Н.А.МОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №5»г.Добрянка Организация здоровье сберегающей деятельности Реализация программы «Разговор о правильном питании» 1- 2 класс, «Две недели в лагере здоровья» 3-4 класс.Программа ранней профилактики социально обусловленных заболеваний для детей младшего школьного возраста «Сказка-ложь, да в ней намек».Программа профилактики детских заболеваний «Как стать Неболейкой» Учебное пособие для урока здоровья:«Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой»Автор текстов И.СемёноваСоставитель практических заданий учитель начальных классов Н.А.Лызова Теоретическая часть.1. Куда Ангина утащила здоровье?Однажды у Петьки заболел брат Антон. Пришлось вызвать врача.Мама: - Захворал Антоша, горло заболело, температура высокая.Врач: - Брата изолируйте. Ангина – вещь заразная.Петька: - А чем меня будут изолировать? Может, изоляционной лентой?Врач: - Когда в доме больной гриппом или ангиной, дети не должны входить к нему в комнату. Это и есть изоляция. Ты к Антону не заглядывай, пусть спит спокойно. Тогда его здоровье скорее вернётся, да и сам не заболеешь.Петька: - А откуда вернётся здоровье?Врач: - Как откуда? Из королевства Простуды. Его туда Ангина утащила.Пошёл Петька Антошино здоровье выручать. На пути стояли указатели и разноцветные щиты. Зелёный щит призывал беречь лес, на красном сияли цифры 01. Стрелка нового пластмассового указателя подсказывала, как пройти к санаторию «Свет и воздух». Петька: - Нам сюда. Здоровье всегда в санаториях берут. Его там выдают по путёвкам.Врач: - Но у тебя нет путёвки.Петька: - Выдадут, выдадут. Я скажу, что мне для брата надо.Врач: - Нет, там тебе ничего не выдадут. Ангина утащила Антошино здоровье совсем в другую сторону. В противоположном направлении от санатория были повёрнуты другие указатели. «Страна ватных одеял», например, было не написано, а выклеено из перьев. Найти дорогу к замку Зубной боли помогал огромный леденец, каким-то образом приклеенный к столбу. Если кто хотел попасть в Растяпию, то дорогу ему показывал костыль. Названий Петька насчитал штук десять – и одно чуднее другого. Под каждой надписью было указано расстояние. Дальше всего находилось королевство Простуды.Врач: - Ангина утащила здоровье к Простуде. Так что нам туда. Пошли. Задание 1. Ответь на вопросы:Почему вызвали врача?Назови признаки болезни Антона.Какой диагноз поставил врач?Как ты понял, что такое изоляция?Где хотел взять здоровье Петька?Какие названия прочитал Петька на указателях?Куда Петька с врачом пойдут за здоровьем?Задание 2. Расшифруй пословицу.13 15 9 11 9 7 12 16 7 14 16 18 9 15 9 11 9 17 16р 6+5= д 8+7= в12-5= з 7+6= ж 9+8=м 14-8= ь 8+4= г 9+9= с 9+5= л 11-6=о 13-4= е 8+8= п 12-8= Запиши пословицу:Задание 3. Реши задачу:В 1 «Б» классе училось 30 учеников. За год 10 человек болели ангиной, 8 человек болели гриппом. Сколько человек болели в 1 классе? Сколько человек за целый год ни разу не болели?Задание 4: Спиши слова и заучи:Старший брат сражён недугомИ один не справится!За здоровьем вместе с другомМладший брат отправится.Задание 5. Домашнее задание.Кто лечит вас, когда вы болеете?Как называется врач, который лечит детей?Знаешь ли ты своего участкового врача? Узнай и запиши его фамилию, имя и отчество, номер твоего участка и телефон детской поликлиники: _________________________________Задание 6. Придумай и нарисуй указатель в Королевство Спиши слова и заучи:Старший брат Сражён недугомИ один не справится!За здоровьем Вместе с другомМладший братОтправится.Вам полезен будетМой совет простой:Пейте при простуде Липовый настой.У бездельников в покоеНастроение плохое.Делом пусть они займутся,Вот тогда и засмеются. Исправь ошибки и напиши правильно.Пачему я не балею, пачему я здаравееВсех рибят изнашева двара?Патаму што утром рано Занимаца мне гимнастикой не лень.Патаму што вадой из-под крана Абливаюсь я каждый ден.Тонкий стебель у дарошки,На канце ево сирёшки,На зимле лижат лестки – Махонкие лапушки.Нам он как харошый друкЛечит ранки нок и рук. Вставь буквы и спиши:Ж-лаю вам цв-сти, р-стиК-пить, кр-пить зд-ровье,Оно для дальнего пути – Главнейшее условие.Пуст- каждый ден-И каждый ч-с,Вам новое добудет,Пусть добрым будет ум у вас, А сер-це умным будет. Вам от душ- ж-лаю я,Друз-я, всего х-рошего.А всё х-рошее, друз-я,Д-ётся нам недёшево.Как п-ел, п-чисти зу-ки.Делай так два раза в су-ки.Предп-чти к-нфетам фрукты,Оч-нь важные пр-дукты.Чтобы зу- не бесп-коил,Помни правило такое:К стоматологу идёмВ го- два раза на приём.И т-гда улы-ки светСохр-нишь на много ле-! Пословицы:Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была:Неужто буква озорнаяВновь чьё-то место заняла?Запиши пословицы правильно:В здоровом деле здоровый пухГолода не бойся, по пояс мойся.Расшифруй пословицу про Рыдало. Выполни вычисления и поставь ответы в порядке убывания.Лучше 63+24-15-32+50=Маленькое 90-6+20-4+100=Безделья 90-40+20-6-34+30=Дело 30+20+30-7-13+40=Большого 45+25-12-8+30= Составь пословицы и запиши:Труд человека кормит,Человек от лени болеет,У лентяя Федорки – У лентяйки ДарьиБездельник – Всегда отговорки.А лень портит.От труда здоровеет.Что бесплодное дерево.Каждый день аварии. Составь пословицу и запиши:от простой, тают, воды, силы, и, мыла, у микробов.Собери пословицы и запиши их:Здоровье в порядке – Кто спортом занимается,Лекарств тысяча,а здоровье одно.спасибо зарядке.тот силы набирается. Задачи:При чихании простывший человек выпускает на волю 15 кашлюнчиков, а насморчишек на 7 больше. Сколько всего микробов попало в воздух?В 1 «Б» классе училось 30 учеников. За год 10 человек болели ангиной, 8 человек болели гриппом. Сколько человек болели в 1 классе? Сколько человек за целый год ни разу не болели? Реши задачу: Мятная Капля вцепилась в Насморк и трепала его в течении 35 минут, а Горчичник навалился на спину Кашля и держался на нём на 15 минут меньше. Сколько времени нужно, чтобы победить Насморк и Кашель?С появлением хорошего настроения Рыдало сразу сделал 48 дел. Из них 14 дел полезных для друзей, 16 дел по дому, а остальное – привёл себя в порядок. Сколько дел сделал Рыдало, чтобы привести себя в порядок и стал Дарило? Реши примеры:Поставь ответы в порядке возрастания и узнай, какое слово в переводе с латинского означает «заражать, портить».Н 12+8= е15+7= ф 17+4= к 14+9=Ц 19+5= и 16+3= я 18+8= и 19+6= Расшифруй слово.Как называется место, где оберегаются и охраняются растения, животные? Реши уравнения, расположи корни в порядке возрастания.З 5*х=10 К х-97=97А х*7=21Д 42+х=68Е 105-х=68П 15:х=3О 3*х=24В 114-х=87И х-38=97Н х+38=104 Знаешь ли ты признаки солнечного удара?Реши примеры и расположи ответы в порядке возрастания. Подставь к ним слоги..Го 747-298= кру 724-198= сла 987-789=Е 492+99= та 555+345= шум 912-265=Бо 500-138= шах 905-96= во 395+95=Но 924-78= ни 473+87= сть 700-264=В 538+163= ло 600-139= у 802-68=Тош 265+562= же 822-288= Подставь к ответам буквы.Куда можно попасть, если не думать об осторожности? Составь выражения и вычисли их значения удобным способом. С к сумме чисел 26 и 97 прибавить 3:__________________________И из числа 87 вычесть сумму чисел 27 и 15:_____________________Р из суммы чисел 43 и 36 вычесть 16:__________________________П к числу 62 прибавить сумму чисел 17 и 8:____________________Я к сумме чисел 41 и 18 прибавить 9:__________________________А из суммы чисел 54 и 12 вычесть 44:_________________________Т из числа 93 вычесть сумму чисел 3 и 8:_______________________Я к числу 48 прибавить суму чисел 12 и 8:______________________63 22 126 98 68 87 75 68 Выполни задание:В каком порядке нужно выполнять действия, чтобы поставить горчичники? Запиши этот способ.Приложить марлю к спинеПолежать в тепле двадцать минутСмочить марлю в тёплом подсолнечном маслеПоложить на спину мокрый горчичник Задание в тетради:Найди в тексте нужные глаголы и напиши их.Если рядом кто ______________ или _______________, первое дело – лук поесть. Тогда никакой насморк с тобой не ________________. Тем временем Мятная капля ______________ на длинный распухший нос Насморка, _____________ в него и _____________________________ из стороны в сторону. Насморк ________________________________________________. Но Капля _______________ его крепко. Увидев, как ________________ дело, Кашель __________________ с места, _______________________. Да не тут-то было! Горчичник _________________ ему на спину своей спиной, _______________ ноги от земли и, весело покрякивая, ________________ ими в воздухе. Кашель ____________ громче Насморка, _____________________ Горчичник, но ______________ и _______________. Вставь слово из текста.Или качели? Какая _______________ вещь! Летаешь туда-сюда, чувствуешь себя ______________. Однако об _______________ и тут забывать не стоит. Держаться нужно __________. Стоя качаться _____________, закружится голова – ______________. А уж прыгать с разлёта совсем никуда не _____________. Не успеешь ____________________, и доска ________________ сзади по голове. Отгадайте загадку.Сверху листик гладкий, Но с бархатной подкладкой.Весной растёт, летом цветёт, Осенью осыпается, зимой просыпается. А цветок-медок. Лечит от гриппа, кашля и хрипа. Тематическое планированиеКуда Ангина утащила здоровье?Встреча с кашлем и насморком.Первый бой.По горячим следамКуталки.Про кожу.Закалённый гвоздь.Хитрый поварёнок.Встреча с Бормашиной.Конец Зубной боли.Знакомство с витаминами.Рыдало смеётся.Новое имя и новые обязанности. Звезда арены. Цирк, цирк, цирк!Как вернуть Егора?Встреча с Разиней и Недотёпой.Где взять крылья?Растяпия.У реки.Старый знакомый.Луч совсем не виноват.Потерялась.Чем полезен Квасилий.Квасилий рассказывает.Главное – не сдаваться.Дашины приключения.Возвращайся, здоровье!Конец Простуде.Хочу стать Неболейкой! Урок 1. Куда Ангина утащила здоровье?Цель: познакомить с признаками протекания ангины у детей, уточнить понятие «изоляция» здорового ребёнка.Информационная справка.Что такое Ангина ?Инфекционное заболевание, характеризующееся выраженным воспалительным поражением небных миндалин. Эти образования, называемые иногда «гландами», расположены в глотке по обе стороны от язычка и мягкого неба, они хорошо видны при открытом рте.Заболевание вызывают различные микробы, главным образом стрептококки, которые попадают в глотку чаще с предметами домашнего обихода, которыми пользовался больной ангиной (например, грязная посуда и др.). В ряде случаев микробы, находящиеся в глотке и обычно не вызывающие заболевания, активизируются под влиянием некоторых неблагоприятных условий, например, при охлаждении или резких колебаниях температуры окружающей среды. Некоторым людям достаточно промочить ноги, съесть мороженое или искупаться в водоеме, и они тотчас заболевают ангиной. Заболеванию ангиной могут способствовать различные раздражающие вещества, систематически попадающие в глотку (дым, пыль, алкоголь и др.), а также наличие аденоидов или других заболеваний носоглотки, при которых нарушается носовое дыхание.Частые заболевания ангиной могут быть связаны с гнойными воспалительными процессами в полости носа и его придаточных пазух (например, с гайморитом), а также в полости рта (гнилые зубы).Ангина начинается обычно внезапно. Больной чувствует некоторое недомогание, тяжесть в голове, боль при глотании, сухость и саднение в горле. Ему кажется, что горло сузилось. Отсюда и возникло название «ангина», что означает на латинском языке «сжимать, стеснять». Повышается температура. Местные изменения в горле выражаются в зависимости от степени поражения либо покраснение миндалин, либо появлением на их поверхности гнойного налета (катаральная и фолликулярная ангина).Основные виды работ на уроке.1. Вводная беседа.2. Работа с текстом рабочей тетради с 4, чтение по ролям, выполнение заданий.3. Игра-соревнование «Кто больше знает?»Какие болезни вы знаете?Назовите признаки болезней.Назовите причины заболевания ангиной.4. Как помочь больному?Что надо сделать, если заболел твой брат или сестра?5. Итоги занятия.Почему человек болеет ангиной?Каковы признаки ангины?Куда ангина утащила здоровье? Методические рекомендации:1. Обобщающий урок (проводится в конце 1 четверти)Путешествие в Страну Неболейка.2. Викторина «Азбука здоровья» по итогам 2 четверти3. Внеклассное мероприятие в конце 3 четверти«Витаминный ералаш» 4. Итоговое занятие проводится в конце 4 четвертиИгра «Крестики-нолики» Хочу стать Неболейкой!Болеть плохо! Быть здоровым хорошо! Лишних знаний не бывает! Будь здоров и счастлив!