Развитие творческой активности в процессе проектной деятельности



РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯВ ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор работы:
Карпенко Ирина Викторовна учитель начальных классов

Саратов
2015 г.
Содержание.
Введение.
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования проблемы развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности.
1.1. Творческое развитие школьников как педагогическая проблема.
1.2. Учебный проект в школьном образовании.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование творческих способностей младших школьников
2.1. Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников 2.2. Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе в процессе проектной деятельности.
2.3. Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования

Выводы.
Введение.
1. Актуальность моего исследования для теории и практики в начальной школе заключается в том, что в последнее время потребность в творческих людях, имеющих креативный взгляд на мир и на его проблемы, значительно возросла. Я предполагаю, что проектная деятельность имеют развивающую функцию, что достаточно актуально в современной системе развивающего обучения. Во все времена высоко ценились культура и искусство, и, создавая новое, творческие люди создают культуру своей страны, от них зависит, на какой уровень культурного развития поднимется государство. Творческие люди, люди с креативным мышлением – это двигатель прогресса, так как само по себе творчество – это создание нового. Воспитать творческую личность возможно, и начинать надо с раннего возраста.
Изучением данной проблемы занимались такие ученые и педагоги, как Землянская Е.Н., Брыкова О.В., Пахомава Н.Ю., и другие. Проблема воспитания творческой личности характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих и творческих людей притесняли и ущемляли их права. В настоящее время политическая система страны кардинально изменилась, и есть все условия для воспитания талантов. «Погружение в проект» должно быть обеспечено грамотным сочетанием форм, методов и приемов организации проектной деятельности на каждой ступени обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Актуальность моего исследования выдвигает вопрос о разработке креативных методов обучения. Как этого добиться? В чем особенности творческого воспитания? Мое исследование направлено на решение этих вопросов.
2. Проблема моего исследования - выяснить: каково влияние проектной деятельности на развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка? 
3. Объектом моего исследования является творческая деятельность школьников на уроках русского языка в общеобразовательной школе.  4. Предмет исследования – процесс развития творческой активности учащихся в проектной деятельности на уроках русского языка.  5. Цель исследования – выявить необходимые и полноценные условия для творческого развития младшего школьника, разработать методы работы для повышения мотивации обучения на уроках русского языка через проектную деятельность.
6. Задачи исследования:
- изучить литературу по данной проблеме,
- изучить реальное состояние проблемы,
- разработка и апробация творческих заданий,
- анализ и обобщение исследования.
7. Гипотеза исследования.
Эффективность развития творческой активности учащихся на уроках русского языка повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента. 8. Методы.
- анкетирование
- беседа
- наблюдение
- сравнение
- анализ продуктов деятельности
9. Практическая значимость: возможность использовать данный труд как методическое пособие на уроках русского языка при изучении фразеологических оборотов.
10. Литература.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Землянская Е.Н. «Организация проектной деятельности младших школьников» (статья в пособии «Управление начальной школой», Москва, 2007)
Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.
Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000г. № 1, 4
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2008.,№4.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

Глава 1.
1.1. Творческое развитие школьников как педагогическая проблема.
В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение (В.И. Андреев, Ю.Л. Козырева. Ю.Н. Кудюткин и др.). Исследователи (Л.К.Веретенникова, С.Г. Глухова, П.Ф. Кравчук и др.) рассматривают сущность творчества как через личность, ее характеристики, так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности. Однако большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Выражая общепризнанное понимание творчества, И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности". В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме - это не творчество, а варварство); в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата. Различают познавательную активность двух типов:
1) направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность),
2) создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность). В фундаментальной работе В. Л. Хайкина (2000 г.) по проблеме активности ставится вопрос о разделении и дифференцированном определении человеческой активности в связи с гумманизацией общества и поиском путей развития и совершенствования человека. На основании проведенных исследований автор выделяет 12 сфер активности, особое место среди которых отводится творческой активности. В. Л. Хайкин не дает ее определения, а только выделяет признаки: интерес, любознательность, потребность в новой информации, готовность к ее переработке, инициативный и целеустремленный поиск, готовность к действию. Творческая активность - сложное интегративное понятие, соединяющее в себе и приводящее во взаимодействие активность и творчество.
1.2. Учебный проект в школьном образовании.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.  Большие возможности для развития творческой активности школьников создает проектная учебная деятельность, позволяющая формировать у учащихся способность к осуществлению практической деятельности – способность определять цель деятельности и планировать пути её достижения, анализировать и оценивать результаты. Для воспитанника проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим воспитанником. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих открывателей.
Для педагога учебный проект – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному обучению, которое предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед детьми познавательных проблем, решая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение  в практической деятельности. Кроме того проектный метод имеет сходство с развивающим обучением. Развивающее обучение – активно-деятельностный способ обучения, при котором осуществляется целеноправленная учебная деятельность. При этом ребёнок, является полноценным субъектом этой деятельности, сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – это неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Считаю, что формирование у воспитанников качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности необходимо для успешной социализации.
Основными задачами своей педагогической деятельности считаю развитие интереса и активизацию познавательной деятельности воспитанников, формирование творческих личностных характеристик по средствам метода проектов, обучение воспитанников организации самостоятельной познавательной, творческо-практической деятельности, воспитание коммуникативных качеств личности.
Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности.
За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ребенок становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу.  

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование приёмов развития творческих способностей младших школьников.
2.1. Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников Базой для исследования послужили 4 "А" (исследуемый) и 4 "Б"(контрольный) классы МОУ «СОШ № 60» города Саратова. Оба класса обучаются по программе "Перспективная начальная школа". Возраст детей 10-11 лет.
Исследование проводилось по следующему плану:
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Составление анкет, тестов и тестовых заданий Календарное планирование проекта повторное проведение анкетирования, тестирования, сравнение его результатов с результатами констатирующего эксперимента
Проведение анкетирования, тестирования Апробация творческих заданий Анализ результатов и выводы
Обобщение результатов Составление протоколов наблюдения Педагогическое наблюдение Анализ результатов Констатирующий эксперимент проводился в начале года с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. В частности, был направлен на определение интереса учащихся к урокам русского языка, наличия на уроках творческих заданий и отношения к ним учащихся, а также направлен на изучение уровня креативности класса и определение коэффициента оригинальности. Констатирующий эксперимент проводился в обоих классах на основе анкетирования и тестирования. Анкета - это объединённая исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования.
Таблица 1. Исследуемый класс.
№ Фамилия, имя
учащегося Любимый урок? Любишь читать? Любишь рисовать? Любишь сочинять?
1 Ахмеров Ринат Математика Да Нет Да
2 Бушевская Ксения ИЗО Нет Да Нет
3 Екатеринина Виктория Чтение Да Да Нет
4 Киселев Никита Математика Нет Нет Нет
5 Ковалев Даниил Русский язык Да Да Нет
6 Козлов Роман Русский язык Да Нет Нет
7 Кужелев Егор Окружающий мир Да Да Нет
8 Левошин Егор Математика Да Да Да
9 Михайлов Тимофей ИЗО Да Да Да
10 Никитин Максим ИЗО Нет Нет Да
11 Николаев Александр Русский язык Да Нет Нет
12 Осипянц Артур Чтение Нет Нет Нет
13 Петриченко Артем Окружающий мир Нет Да Нет
14 Петросян Артур ИЗО Да Нет Нет
15 Прохоренко Даниил Чтение Нет Нет Нет
16 Салоев Артем Русский язык Да Да Нет
17 Скуднова Валерия ИЗО Нет Да Да
18 Сокольников Иван ИЗО Нет Нет Нет
19 Федоров Артем Математика Нет Нет Нет
20 Хрулева Алина Математика Нет Нет Нет
21 Чукалина Алина Русский язык Да Нет Нет
22 Юнева Ирина Русский язык Да Нет Нет
Данные вопросы позволили определить отношение младшего школьника к уроку русского языка и его творческую активность. Опрос показал, что в исследуемом классе (4 "А") из 22 опрошенных урок русского языка назвали любимым уроком 6 (27, 2%) учащихся, читать любят 12 (54%) учащихся, рисовать 9 (40%) детей, нравиться сочинять 5 (22%) учащимся (таблица 1).
Таблица 2. Контрольный класс
№ Фамилия, имя
учащегося Любимый урок? Любишь читать? Любишь рисовать? Любишь сочинять?
1 Авдеев Михаил
Математика Да Нет Да
2 Бабушкина Анастасия
ИЗО Нет Да Нет
3 Борщев Дмитрий
Чтение Да Да Нет
4 Веселов Богдан
Математика Нет Нет Нет
5 Гришин Роман
Русский язык Да Да Нет
6 Горина Екатерина
Русский язык Нет Нет Да
7 Ерёмин Матвей
Окружающий мир Да Да Нет
8 Зайцев Артём
Математика Да Да Нет
9 Ивлиева Юлия
Русский язык Да Да Да
10 ИскалиеваДаянаИЗО Да Нет Да
11 Кайшев Данила
Русский язык Да Нет Нет
12 Красная Эвелина
ИЗО Нет Да Нет
13 Ковалева Софья
Окружающий мир Нет Да Нет
14 Кондрашов Артем
ИЗО Да Да Нет
15 Мамаев Андрей
Чтение Да Нет Да
16 Петрунина Ульяна
Русский язык Да Да Нет
17 Пономаренко Никита ИЗО Нет Да Да
18 Севян Ася
ИЗО Нет Да Нет
19 Семенова Дарья
Математика Нет Да Нет
20 Скляров Владимир
Математика Нет Нет Нет
21 Солдатов Илья
Русский язык Да Нет Нет
22 Трускавец Богдан
Русский язык Да Нет Нет
23 Хижнякова Анастасия
Окружающий мир Нет Да Да
24 Чупрыгин Павел Русский язык Да Нет Да
Опрос показал, что в контрольном классе (4 "Б") из 24 опрошенных урок русского языка назвали любимым уроком 8 (33 %) учащихся, читать любят 13 (58%) учащихся, рисовать 14 (58%) детей, сочинять нравиться 8(33%) учащимся (таблица 2).
Из анкетирования видно, что существует проблема – нет интереса к обучению у учащихся 4-х классов, низкий уровень творческой активности в обоих классах.
На констатирующем этапе проводилось тестирование. Для этого был выбран тест на определение уровня креативности. Он был основан на педагогическом наблюдении. Предлагалось оценить возможности каждого учащегося по следующим критериям:
1-никогда; 2-редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - постоянно. Оценивались следующие способности воспитанников:
Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).
Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).
Предлагать дополнительные идеи, детали, версии и решения (находчивость).
Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).
Демонстрировать неожиданное, оригинальное, но полезное для решения проблемы (оригинальность).
Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
Проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, независимость).
Все результаты фиксировались и оценивались. Для оценки подсчитывалось общее количество баллов по семи пунктам:
35-28 баллов - высокий уровень креативности;
27-17 - средний;
16-0 - низкий.
На констатирующем этапе данная диагностика позволила выявить уровень креативности исследуемого и контрольного класса (таблица 3,4, ).
Таблица 3. Исследуемый класс
№ ФИ учащегося Количество баллов Уровень креативности
1 Ахмеров Ринат 12 Низкий
2 Бушевская Ксения 11 Низкий
3 Екатеринина Виктория 16 Низкий
4 Киселев Никита 10 Низкий
5 Ковалев Даниил 18 Средний
6 Козлов Роман 16 Низкий
7 Кужелев Егор 15 Низкий
8 Левошин Егор 14 Низкий
9 Михайлов Тимофей 19 Средний
10 Никитин Максим 7 Низкий
11 Николаев Александр 22 Средний
12 Осипянц Артур 11 Низкий
13 Петриченко Артем 16 Низкий
14 Петросян Артур 25 Средний
15 Прохоренко Даниил 13 Низкий
16 Салоев Артем 28 Средний
17 Скуднова Валерия 27 Средний
18 Сокольников Иван 16 Низкий
19 Федоров Артем 10 Низкий
20 Хрулева Алина 15 Низкий
21 Чукалина Алина 27 Средний
22 Юнева Ирина 29 Средний
Таблица 4. Контрольный класс
№ Фамилия, имя
учащегося Количество баллов Уровень креативности
1 Авдеев Михаил
12 Низкий
2 Бабушкина Анастасия
19 Средний
3 Борщев Дмитрий
16 Низкий
4 Веселов Богдан
10 Низкий
5 Гришин Роман
18 Средний
6 Горина Екатерина
16 Низкий
7 Ерёмин Матвей
15 Низкий
8 Зайцев Артём
14 Низкий
9 Ивлиева Юлия
19 Средний
10 ИскалиеваДаяна7 Низкий
11 Кайшев Данила
22 Средний
12 Красная Эвелина
11 Низкий
13 Ковалева Софья
16 Низкий
14 Кондрашов Артем
25 Средний
15 Мамаев Андрей
22 Средний
16 Петрунина Ульяна
28 Средний
17 Пономаренко Никита 27 Средний
18 Севян Ася
16 Низкий
19 Семенова Дарья
23 Средний
20 Скляров Владимир
15 Низкий
21 Солдатов Илья
27 Средний
22 Трускавец Богдан
29 Средний
23 Хижнякова Анастасия
16 Низкий
24 Чупрыгин Павел 25 Средний
На основе изученных теоретических подходов передовых трудов педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у младших школьников, было сделано предположение о том, что творческие способности, которые ребёнок может применить на уроке, способствуют повышению интереса к данному предмету. Но для того чтобы развивались творческие способности, необходимо наличие на уроке приёмов их развития. С целью апробации таких приёмов в 4 «А» классе проводился долгосрочный проект. Так, во время проведения проекта я проводила педагогическое наблюдение. Это целенаправленное систематизированное восприятие развития творческого потенциала детей с последующей фиксацией результатов наблюдения. В результате наблюдения, могу сделать вывод о том, что в исследуемом классе есть положительная динамика. Наблюдались в данном исследовании активность учащегося на уроке и качество выполнения творческих заданий. Все результаты наблюдения заносились в протоколы.
По истечении формирующего эксперимента проводился контрольный, при котором исследование проводится в двух классах для сравнения их результатов. Эти классы повторно тестировались и анкетировались. Результаты сравнивались с результатами констатирующего эксперимента. Таким образом, было отобрано три методики: анкетирование, тест на определение уровня креативности, педагогическое наблюдение. Предполагается, что выбранные методики позволят ответить на поставленные в исследовании вопросы.
2.2 Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе в процессе проектной деятельности.
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей через проектную деятельность учащихся проводилась в 4 "А" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по русскому языку.
В 4 «А» классе на уроках русского языка учащиеся работали над проектом, результатом или продуктом которого станет самостоятельно составленный каждым учащимся словарь фразеологических оборотов.
Проблема проекта: «Где и в каких ситуациях я могу использовать фразеологические обороты?»
Чтобы решить проблему, необходим большой запас таких оборотов речи. Решением этой проблемы стало создание каждым учеником «Словаря фразеологических оборотов».
План работы учащихся над учебным проектом:
Проблема проекта «Почему?»
(это важно для меня лично)
«Где и в каких ситуациях я могу использовать фразеологические обороты?»
Актуальность проблемы - мотивация
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект)
Научиться грамотно применять фразеологические обороты в русской речи. Целеполагание
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем)
«Находим» фразеологический оборот.
Определяем лексическое значение.
Находим этимологию данного оборота речи.
Находим синонимичные фразеологизмы.
Находим фразеологизмы противоположные по значению (антонимы)
Составляем рассказы, сказки, стихи с использованием данного фразеологизма.
Придумываем кроссворды, ребусы, шарады.
Выполняем рисунки. Постановка задач
Методы и способы «Как?» (мы это можем делать)
Использовать дополнительную литературу.
Пользоваться информационными технологиями.
Обратиться за помощью к учителю, родителям, библиотекарю и др.
Использовать накопленный опыт. Выбор способов и методов, планирование
Результат «Что получиться?»
(как решение проблемы)
«Словарь фразеологических оборотов» Ожидаемый результат
Подготовка к работе над проектом включает:
создание инициативных групп;
формулирование цели проекта;
постановка конкретных задач проектирования;
планирование предстоящей деятельности;
распределение задания для каждой группы;
выбор источников информации;
определение способа представления результата; установление процедуры и критериев оценки результатов.
Этапы работы методом проектов
1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирует: Осуществляет:
проблему проекта личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию вживание в ситуацию
цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
организовать группы разбивку на группы
распределить задания в группах распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы
возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости ненавязчиво контролирует каждый в соответствии со своим заданием и сообща консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов
4 этап - презентация
Подводит итоги обучения: Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др. умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности
Методический паспорт проекта
«Словарь фразеологических оборотов»
Проект Словарь фразеологических оборотов
Предмет Русский язык
Класс 4 класс
Тип проекта Исследовательский, долгосрочный проект
Цель проекта Показать во всем объеме и многообразии, глубине и системном единстве взаимоотношения фразеологизма и слова.
Проблема Как и где употреблять фразеологические обороты в речи?
Планируемый результат Словарь «Фразеологические обороты»
Приемы работы при изучении фразеологизмов.
Иллюстрирование.
Учащиеся иллюстрируют по выбору один из нескольких изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть, насколько это лексически неделимые единицы русской речи.
Составление словосочетаний, предложений и мини-рассказов с фразеологизмами.
Работу с этим приемом я начинала с составления словосочетаний. Например, добавить глагол к следующим фразеологизмам:
Семимильными шагами; как белка в колесе; как снег на голову; не в своей тарелке; не покладая рук; изо всех сил; ни ответа, ни привета. С данными устойчивыми словосочетаниями подразумевается употребление определенного глагола, в последующем переходила к составлению простых, а потом сложных предложений.
Подбор синонимов и синонимичных фразеологизмов.
Этот вид работы очень удобен и экономичен при прохождении темы «Глагол».
- подбор синонима к фразеологизму;
- подбор синонимичного фразеологизма к фразеологическому сочетанию.
4. Подбор антонимов и фразеологизмов, противоположных по значению.
- подбор антонима к фразеологизму;
-подбор к данному фразеологизму устойчивого сочетания, противоположного по значению.
5. Поиск ошибок в употреблении изученных фразеологических единиц.
6. Составление фразеологизмов из разрозненных частей.
Этот вид работы использую и во время обычных уроков, и во время викторин, чтобы придать работе занимательный характер.
7. Составление игр, шарад, ребусов, чайнвордов.
8. Поиск фразеологизмов в устной и письменной речи других людей или литературных героев.
По русскому языку в «словарной работе», при изучении новых словарных слов, одним из этапов работы, является работа над предложением, в которое включены новые словарные слова. Предлагаю цитату из произведения русского писателя И. Тургенева с новым словарным словом «однажды», где встретился фразеологизм «с глазу на глаз».
«Чтобы сблизится с человеком – нужно однажды побеседовать с ним с глазу на глаз».
Предлагаю такой вариант записи – с пропущенными орфограммами: «Чтобы (з, с)близит(ь)ся с ч.л.век.м – нужно .днажды п.б.седовать (с)ним (с) глазу (на) гла.».
- выслушиваются мнения детей о том, что может обозначать данный фразеологизм;
- провожу работу в парах при работе с фразеологическим словарем: выясняется правильность определения лексического значения данного фразеологизма;
- определение ключевого слова – «наедине»;
- запись в «Фразеологический словарь».
Дополнительное задание: подобрать фразеологические обороты со словом «глаз» (на уроке окружающего мира будут изучаться органы чувств).
9. Использование межпредметных связей.
Фразеологическая работа стала более эффективна, когда я стала использовать межпредметные связи. Например, на уроках «Окружающего мира» при изучении органов тела дети подбирали фразеологические обороты, компонентами которых являются слова: глаза, уши, язык, нос, зубы и т.д. Важным моментом в работе с фразеологизмами является коллективное обсуждение лексического значения каждого фразеологизма, творческой работы, что дает возможность детям высказывать свое мнение, прислушиваться к мнениям других учеников, не соглашаться, спорить, доказывать. Анализируя работы своих одноклассников, дети лучше запоминают фразеологизмы и уясняют сферу их употребления.
Систематическая работа над фразеологизмами активирует мыслительную деятельность учащихся на уроке, использование фразеологических оборотов способствует более глубокому пониманию изучаемых произведений, лучшему усвоению орфографических и грамматических тем, расширяет знания учащихся об истории своего народа.
Чтобы усвоение фразеологизмов шло более эффективно, я составляла тренировочные упражнения разных видов, направленных на их изучение.
Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. В процессе работы у учащихся родилось много идей и замыслов, они сталкивались с необычными проблемами, преодолевали их, используя свои знания.
Презентуя продукт своей деятельности, дети рассказывали о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, а какие приняты и почему, как происходила работа, какие трудности преодолевались и как. Учащиеся проводили рефлексию своей деятельности.
В работе над созданием «Словаря фразеологических оборотов» проявилась максимальная самостоятельность учащихся и их творческая активность: они применяли уже известное и самостоятельно добывали новые знания, шел поиск необходимой информации, анализировали и структурировали, исследовали и принимали решения, организовывали собственную деятельность.
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
Опрос показал, что на констатирующем этапе в исследуемом классе (4 "А") из 22 опрошенных урок русского языка назвали любимым уроком 6 (27, 2%) учащихся, читать любят 12 (54%) учащихся, рисовать 9 (40%) детей, нравиться сочинять 5 (22%) учащимся. В контрольном классе (4 "Б") из 24 опрошенных урок русского языка назвали любимым уроком 8 (33 %) учащихся, читать любят 13 (58%) учащихся, рисовать 14 (58%) детей, сочинять нравиться 8(33%) учащимся (Таблица 5.)
.
Тестирование на определение уровня креативности в обоих можно проследить на диаграмме (Таблица 6.)
Таблица 6.
Как видно из диаграммы (Таблица 6) уровень креативности в исследуемом классе низкий – 64%, средний – 36%. В контрольном классе – низкий и средний уровень составляет по 50 %.
На этапе констатирующего эксперимента особых отличий в процентных показателях контрольного и исследуемого классах не наблюдается. Можно сделать вывод о том, что интерес к русскому языку в данных классах снижен, к тому же из протоколов наблюдения за учащимися мы видим, что они не всегда активны на уроке.
По истечении формирующего эксперимента, на контрольном этапе проводился тот же опрос. В контрольном классе изменения в ответах практически не произошли, а в исследуемом классе процентные показатели возросли.
Проведенное анкетирование в исследуемом классе на контрольном этапе (Таблица7.)
№ Фамилия, имя
учащегося Любимый урок? Любишь читать? Любишь рисовать? Любишь сочинять?
1 Ахмеров Ринат Математика Да Нет Да
2 Бушевская Ксения Русский язык Да Да Нет
3 Екатеринина Виктория Русский язык Да Да Нет
4 Киселев Никита Математика Нет Нет Нет
5 Ковалев Даниил Русский язык Да Да Да
6 Козлов Роман Русский язык Да Да Да
7 Кужелев Егор Окружающий мир Да Да Да
8 Левошин Егор Математика Да Да Да
9 Михайлов Тимофей Русский язык Да Да Да
10 Никитин Максим ИЗО Нет Нет Да
11 Николаев Александр Русский язык Да Да Да
12 Осипянц Артур Чтение Да Да Да
13 Петриченко Артем Русский язык Нет Да Нет
14 Петросян Артур Русский язык Да Да Да
15 Прохоренко Даниил Чтение Нет Нет Нет
16 Салоев Артем Русский язык Да Да Да
17 Скуднова Валерия Русский язык Нет Да Да
18 Сокольников Иван Русский язык Да Да Да
19 Федоров Артем Математика Нет Да Да
20 Хрулева Алина Математика Нет Нет Нет
21 Чукалина Алина Русский язык Да Да Да
22 Юнева Ирина Русский язык Да Да Да
Результаты анкетирования на контрольном эксперименте.
Таблица 8.
Можно сделать вывод о положительной динамике развития творческого потенциала на уроках русского языка в исследуемом классе. В сравнении с показателями контрольного класса, в исследуемом классе процент детей любящих творческую деятельность и считавших урок русского языка любимым предметом в школе, значительно больше. То есть интерес к предмету в исследуемом классе выше, чем в контрольном. Кроме того возросла активность учащихся на уроке. Так как на протяжении формирующего эксперимента дети работали над проектом, они охотно выполняли творческие задания, что позволило разнообразить уроки и подключить детей к увлекательной деятельности, можно сделать вывод о эффективности применения метода проектов в целях повышения интереса к обучению в школе.
Творческие же способности методом опроса (анкетирования) определить сложно. Поэтому были выбраны методы тестирования: тест на определения уровня креативности. Уровень креативности учащихся в обоих классах определялся на основе педагогического наблюдения. На констатирующем этапе диагностика показала что учащиеся имеют низкий уровень креативности (способности к творчеству) как в исследуемом классе так и в контрольном (Таблица 6).
По окончании формирующего эксперимента тест был проведён повторно. В контрольном классе учащиеся остались всё на том же низком уровне, а в исследуемом классе большинство учащихся поднялись на средний уровень и даже на высокий (18 %)
Проведенное тестирование в исследуемом классе на контрольном этапе (Таблица 9.)
№ ФИ учащегося Количество баллов Уровень креативности
1 Ахмеров Ринат 19 Средний
2 Бушевская Ксения 20 Средний
3 Екатеринина Виктория 20 Средний
4 Киселев Никита 11 Низкий
5 Ковалев Даниил 19 Средний
6 Козлов Роман 22 Средний
7 Кужелев Егор 20 Средний
8 Левошин Егор 19 Средний
9 Михайлов Тимофей 19 Средний
10 Никитин Максим 9 Низкий
11 Николаев Александр 22 Средний
12 Осипянц Артур 14 Низкий
13 Петриченко Артем 17 Низкий
14 Петросян Артур 24 Средний
15 Прохоренко Даниил 14 Низкий
16 Салоев Артем 29 Высокий
17 Скуднова Валерия 30 Высокий
18 Сокольников Иван 20 Средний
19 Федоров Артем 13 Низкий
20 Хрулева Алина 16 Низкий
21 Чукалина Алина 33 Высокий
22 Юнева Ирина 34 Высокий
Результаты тестирования на контрольном эксперименте.
Таблица 10.

В исследуемом классе, где велась целенаправленная работа по выполнению творческих проектов, замечена динамика роста уровня способности к творчеству Таблица 11.


Эта динамика наблюдается у каждого из участников исследования. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности использования метода проектов в начальной школе. Наблюдается несомненная тенденция роста творческой активности именно в исследуемом классе. Что, в целом, позволяет сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, и, можно говорить о том, что проведённая работа стимулирует рост творческой активности младших школьников.
Выводы.
Результаты исследования показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности. Так же результаты исследования свидетельствуют о том, что целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.Работая над развитием творческой активности детей, было замечено, как у них появился устойчивый интерес к творчеству. Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей.Необходимо организовать постоянную работу над проектами с целью развития и углубления приобретенных знаний, умений, навыков.Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.