Статья Интерактивная презентация как одно из условий формирования познавательной активности обучающихся на уроках информатики


Интерактивная презентация как одно из условий формирования познавательной активности обучающихся на уроках информатики
Давыдова Елена Владимировна, МБОУ «Курасовская СОШ»,учитель информатики
Научно-технический прогресс, характеризующий развитие современного общества, предъявляет повышенные требования к системе работы педагога, и, в особенности, к учителю информатики. Профессиональный стандарт учителя математики и информатики предполагает в качестве одного из умений учителя содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.
Позитивные эмоции от изучения предмета являются неотъемлемым фактором познавательной активности обучающихся. Поддержанию и развитию познавательного интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Дети XXI века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни; они хотят легко ориентироваться в постоянно меняющихся условиях.
Работа обучающихся с интерактивной презентацией, содержащей иллюстрированную лекцию по теме урока, вопросы, направленные на первичную проверку понимания материала, интерактивные тесты, предусматривающие ввод ответа учеником и выставление оценки по завершении прохождения теста, на мой взгляд, является одной из современных форм организации учебной деятельности.
Идея наглядного обучения начала распространяться в XVII в, ее представляли известные просветители М. Монтегю и Ф. Бэкон, более конкретно ею занимались создатели дидактики как науки: Ратке и Коменский, который развил идею наглядного обучения в «Большой дидактике». «Золотое правило обучения», согласно Я. А. Коменскому, - наглядность. Данное правило требует активизации в обучении всех органов чувств. Коменский приводит известную тезу: «Ничего не было в сознании, что заранее не было бы дано в ощущении». Величайшая заслуга чешского педагога Я.А. Коменского состоит в том, что он доказал несостоятельность словесного (вербального) обучения. «Все, что возможно, предоставить для восприятия чувствами: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами - предоставить нескольким чувствам» - предлагал он. Принцип наглядности Коменский противопоставлял словесному, пассивному обучению. Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором, усвоения учебного материала. Причем вредным является как недостаточное, так и избыточное применение наглядности: ее недостаток приводит к формальности знании, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения. В отличие от Коменского, Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. У Песталоцци наглядность превращается в самоцель. Ж.-Ж, Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения здесь не приобретает самостоятельного и существенного значения - ребенок просто непосредственно видит то, что должен знать и изучить.
Л. В. Занков исследовал различные формы сочетания слова и наглядности в обучении: «Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью».
Л.М. Фридман, изучая роль наглядности в обучении, сформулировала следующую формулу: «Наглядность - это понимание и активность».
Исследования показывают, что сопровождение рассказа иллюстрацией того, что изучается, значительно повышает уровень усвоения материала. Так, эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65%.
При создании интерактивной презентации для урока информатики руководствуюсь дидактическими принципами наглядности:
наиболее точное соответствие реальному объекту или явлению;
ясное осознание учителем цели, времени и места введения наглядности;
эстетическое оформление используемых средств;
адекватность объекта или его изображения стоящей учебной задаче;
мера в использовании на одном уроке;
отсутствие лишних и второстепенных деталей в предъявляемом объекте;
неиспользование одновременно нескольких объектов, если в этом нет необходимости;
учет возраста, уровня развития и обученности учащихся.
Например, презентацию для урока информатики в 8 классе по теме «Файлы и файловая система» начинаю с понятий «Файл» и «Имя файла» (Рис. 1).

Рис. 1.
Еще один слайд из той же презентации в наглядной форме знакомит учащихся с понятием файловой системы (Рис. 2).

Рис. 2
В теме «Кодирование информации с помощью знаковых систем», 8 класс классификацию знаков объясняю с опорой на слайд презентации (Рис. 3).

Рис. 3
Вопросы, сформулированные на слайде презентации, помогают учителю выполнить первичную проверку понимания темы учащимися (Рис. 4).

Рис. 4
Особый интерес в презентациях, используемых мною на уроках информатики, у обучающихся вызывают интерактивные тесты. Такие тесты содержат вопросы по изученной теме, варианты ответа или развернутый ответ (Рис. 5, 6).

Рис. 5

Рис. 6
Ввод и проверка ответов реализуются в помощью встроенного в PоwerPоint языка Visual Basic. В PоwerPоint 2007 и выше нужно вывести команды языка Visual Basic на ленту: Файл, Параметры PоwerPоint, Показывать вкладку «Разработчик» на ленте.
Ответив на все вопросы теста, ученик может просмотреть свой результат (количество правильных ответов и оценку) (Рис. 7).

Рис. 7
Такая структура презентации позволяет использовать данный цифровой ресурс не только на уроке информатики, но и при подготовке к уроку для самоконтроля.
В такой презентации можно предусмотреть обратную связь с учащимися (Рис. 8).

Рис. 8
Из моего опыта работы могу сделать вывод, что с помощью мультимедийных презентаций, учащиеся быстрее усваивают материал, что позволяет сократить время на теоретическую часть урока и приступить к практической.
По сравнению с обычными средствами представления информации, мультимедиа представляет человеку более доступные и удобные для него формы работы с информацией, что дает возможность более быстро и качественно воспринимать, преобразовывать, синхронизировать и анализировать информацию.
Использование мультимедийных презентаций на уроке информатики в качестве наглядности позволяет: организовать оптимальное сочетание мотивационных и наглядных параметров учебного материала; провести учет характеристик динамики работоспособности учащихся; организовать подготовку и проведение урока с учетом особенностей восприятия мультимедийных материалов; использовать специальные приемы, связанные с характеристиками учебного материала и его структурированием; использовать такие компоненты учебного материала, которые имеют отношение к самопознанию, самовыражению, самоутверждению, а, следовательно, и к формированию познавательной активности обучающихся.

Список литературы
Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения. // Журнал «Информатика и образование», - 2004-№ 3.
Ситаров В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2002.
Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов, - М., ВЛАДОС, 2003.
Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ [Текст] : учебник для 8 класса / Н.Д.Угринович.- 4-е изд. / – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 178 с. : ил. – ISBN 978-5-9963-0473-8