Реферат по теме «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОЧЁВСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНУ
МБОУ «Кочёвская средняя общеобразовательная школа»









Реферат


Тема: Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии










учителя I квалификационной категории
Вавилиной Светланы Анатольевны


















2014

Введение

дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.
К.Д.Ушинский

Актуальность проблемы. На современном этапе общего образования уделяется особое внимание творческой деятельности учителей, призванных совершенствовать методику обучения, внедрять в учебно-воспитательный процесс более эффективные методы и приемы на основе комплексного научно - методического обеспечения с тем, чтобы активизировать процессы усвоения знаний, формирования умений и навыков, повысить уровень образованности и воспитанности школьников. Возникла объективная потребность так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся не только усвоили знания, овладели умениями и навыками, но и в наибольшей степени реализовали свои потенциальные способности, развили лучшие личностные качества, были удовлетворены результатами учебного труда. Снижение интереса к знаниям, пассивность восприятия учебного материала, асоциальные явления среди детей приводят к отсеву учащихся, снижению уровня образования, переориентации на другие виды деятельности, не связанные со школой.
Все это вызывает необходимость научно обоснованного подхода к разрешению имеющегося несоответствия между социально-экономическим развитием общества и уровнем образования учащихся. Решение проблемы методического обеспечения организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках в школе с учетом комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу позволило выявить технологические функции учебно-познавательной деятельности, оснастить ее новыми формами, методами, приемами и средствами обучения.
За последние годы обращение педагогической науки и практики к деятельности школы открывает значительные перспективы для инновационных процессов. Одним из решений этой проблемы является включение учащихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности. Исследование и опыт показали, что преобладание информативности в обучении вызывает дефицит знаний у учащихся, которые не включены в активную деятельность по усвоению знаний и формированию умений. Зафиксировано расхождение между желанием учеников проникать в творческий процесс поиска знаний и действительностью обучения, методы и приемы которого направлены на сообщение знаний в готовом виде.
Поэтому актуальность разработки и применения методики организации учебно-познавательной деятельности на уроках диктуется объективными потребностями современной школы в создании оптимальных условий развития познавательного интереса учащихся, активизации учения.
Цель работы: методическое обеспечение организации учебно-познавательной деятельности.
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме;
2. Способствовать развитию познавательного интереса учащихся;
3. Активизировать и регулировать деятельность учащихся;
4. Формировать глубокие и прочные знания, умения и навыки.
Объект: методика организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Предмет: приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Гипотеза исследования: эффективность процесса обучения биологии может быть значительно повышена, если:
- организовать совместную работу, ведущую к активизации учебно -познавательной деятельности;
- выявить наиболее рациональные приёмы учебно-познавательной деятельности и установить взаимосвязь между ними;
- применять разнообразные приемы активизации познавательной деятельности.
При решении поставленных задач использовались следующие методы: группа теоретических методов (сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия); наблюдение; педагогический эксперимент; интервьюирование; опрос, тесты.














Основная часть
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов и приемов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в организации обучения.[2]
Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче – обучение, умственное развитие и воспитание личности – интерес является связующим звеном. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.
Все это подводит нас к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек», ибо еще К.Д. Ушинский отмечал, что «учение, все взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
Итак, каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению?
Прежде всего это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами и т.д.), тем интереснее ему работать.
Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые.
В онтогенезе игровая деятельность предшествует учебной деятельности, а, следовательно, лежит в ее основе.
В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение знаний осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир. Раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», – писал В.А.Сухомлинский. [5]
Классификация приёмов:
1. Приемы, способствующие возбуждению интереса учащихся к учебному материалу:
Прием новизны (например, при изучении темы «Побег» можно рассказать о том, что в бамбуковых рощах в теплое и влажное утро можно услышать удивительные звуки, напоминающие повизгивание, стенания и плач. Издают эти звуки молодые, быстро растущие побеги, пробивающие себе путь сквозь кроющие листья. Растет бамбук очень быстро, и из-за возникающего трения появляются эти звуки), прием создания проблемной ситуации, приём значимости, приём динамичности(интерактивные задания), приём семантизации.
2. Приемы, способствующие усвоению учащимися учебного материала:
Эвристический прием - сущность этого приема состоит в том, что учитель задает учащимся трудный вопрос (на сообразительность) с дополнительными наводящими вопросами, чем побуждает их к догадке, т. е. в значительной степени к интуитивному решению познавательной задачи. Сократовский прием - развитию умения «выслеживать» истину способствует сократический прием. Еще в Древней Греции философ Сократ строил беседу с учащимися таким образом, чтобы вызвать их на обсуждение спорных вопросов. Он направлял ход беседы отдельными вопросами, и беседа приобретала характер живого обсуждения, дискуссии. Исследовательский прием - сущность этого приема состоит в том, что учащимся предоставляется возможность на основе проведенных ими наблюдений или опытов, изученных фактов, литературных данных самостоятельно решить какую-либо познавательную задачу, сформулировать вывод.
3. Приемы воспроизведения учащимися усвоенных знаний
Проблемные задачи и вопросы
Вопросы можно выделить в следующие группы:
1) Вопросы - проблемы.
Ставятся учителем для всего класса. Вопрос - проблема может включать элементы противоречий, что вызывает со стороны школьников стремление высказать свои суждения, предположения. Например: «Растения дышат днем и ночью кислородом, но как же происходит обогащение кислородом воздуха?»
В данный вопрос включен элемент противоречий, связанный с уяснением важнейшего биологического процесса дыхания и фотосинтеза.
2) Вопросы - задачи.
Например: « Представьте, что кожица листа перестала быть прозрачной. К каким последствиям это могло бы привести? Почему? ».
3) Вопросы инструктивные:
Предлагаются учащимся при выполнении самостоятельных работ (на уроке, экскурсии, школьном опытном участке). Такие вопросы чаще всего устанавливают порядок выполнения работы, учитель проводит диагностику знаний, умений и навыков на практических работах. Например: «Рассмотрите под микроскопом внутреннее строение листа и определите:
1. Какие формы клеток вы увидели?
2. Какие клетки имеют хлорофилл?
3. Чем отличаются клетки верхней и нижней кожицы от других клеток листа?» И т.д.
4) Вопросы - доказательства.
5) Вопросы информационные.
Это наиболее распространенные в школьной практике вопросы. Они, как правило, не требуют обобщенного ответа, но в их содержание включается определенная доза информационного материала, уяснение которого направляет учащихся на верный ответ.
6) Вопросы сравнения.
Ставятся с целью проверки умений у учащихся сравнивать, показывать отличительные признаки, на основе чего раскрываются биологические закономерности.
Например: «Сравните длину черешков листьев на ветке клена и объясните, с чем связана их различная длина. В чем сходство и отличие семени фасоли и зерновки пшеницы?» И др.
7) Вопросы-обобщения.
Требуют ответов учащихся с привлечением знаний из различных тем курса. Они позволяют проверить умение у учащихся обобщать разрозненные факты, явления и объединять их по признакам.
Дидактические карточки
Тесты на уроках ботаники
В последнее время в обучении биологии все более широкое применение стала находить диагностика знаний с помощью тестов.
Биологические диктанты
Диктанты могут быть нескольких видов:
цифровые;
терминологические (с пропущенными словами);
графические;
выборочные (сигнальные);
с использованием таблицы;
словарные.
Биологические викторины
Лабиринты
Кроссворды, чайнворды
Загадки, сказки и др.
Изучая различные литературные источники, мной были собраны и по аналогии составлены различные задания по приемам активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Многие из них я уже апробировала в своей работе, другие – буду применять в дальнейшей работе. В своей работе я наблюдала за учащимися, как разнообразие приемов вовлекает учащихся в активное творческое познание, развивает психические процессы, влияет на качество успеваемости учащихся. По разным темам на уроках использовались различные методы и приемы, такие как решение задач, прием создания проблемных ситуаций, новизны, эвристический. Разгадывание кроссвордов, ребусов, участие в играх на ботанические темы, диктанты, таблицы, схемы, Задания развивают память, внимание, воображение, логическое мышление, а главное – повышают интерес к уроку биологии. Особенно хорошо детьми приветствовались виды заданий, новые для них.
I. Для исследования были взяты два шестых класса (6а и 6в), в которых по теме «Грибы-паразиты» был проведен один и тот же графический диктант с одинаковым объяснением учителя, с одинаковыми требованиями к оценке. Несмотря на то, что оба класса одинаковые по качеству знаний, результаты оказались различными.
Все получившиеся результаты занесены в таблицу и диаграмму (Приложение 1), по которым видно, что 6в класс по сравнению с 6а классом, с диктантом не справился. В 6а классе учащиеся быстро усвоили технику выполнения задания, и большим интересом ответили на все вопросы диктанта, зафиксировав ответы особенными значками у себя на листочках. Дети с большим увлечением проверяли друг у друга ответы, записанные графически. В 6в классе, наоборот, дети с неохотой взялись выполнять. Результаты оказались значительно ниже результатов 6а класса.
II. Кроме заданий был разработан обширный урок по обобщению и систематизации знаний по теме: «Бактерии. Грибы. Лишайники» в 6 классе. Использовались разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся в виде игры. Учащиеся в течение всего урока забирались на гору, покоряя вершину за вершиной, выполняя при этом различного рода задания. На уроке дети сами оценивали свои знания, отмечая результаты в специальных счетчиках на протяжении урока. Оказалось, что анализировать свою работу и проверять себя самому сложно.
Хотелось показать детям, что справляться с трудностями нелегко, всегда нужно надеяться только на себя.
Для исследования были взяты два шестых класса (на этот раз 6а и 6б).
В 6б классе на каждом уроке использовались разнообразного рода приемы активизации познавательной деятельности учащихся, на каждом этапе урока.
В 6а классе, обучение которого проходило с использованием традиционных приемов, в основном таких как: рассказ учителя, демонстрация таблиц, работа с учебной книгой. И урок обобщения по этой теме не содержал никаких новых приемов. Результаты обоих уроков занесены в таблицу, составлены график и диаграммы (Приложение 2), по которым видны различия в качестве успеваемости учащихся.
III. Для изучения интереса учащихся к биологии использовался метод ранжирования. В начале учебного года всем учащимся 6-х классов предлагалось задание проранжировать все учебные предметы по мере убывания.
В 6а классе биологии занимает 6 место, в 6б -7, в 6в - 6.
В конце учебного года задание повторяется. В 6б и 6в классах ситуация не изменяется, а в 6а классе предмет биология переходит на 3 позицию.
Такие результаты свидетельствуют о том, что применяя различные активные приемы у учащихся повышается интерес к предмету биология.
Исследование показало, что на уроках биологии деятельность учащихся можно активизировать с помощью различных приемов. Качество знаний учащихся тогда становится выше, когда задания увлекают учащихся, заинтересовывают в самом уроке. В каждом классе учитель должен подходить к разработке урока по-особому, учитывая психологические особенности учащихся, возможности класса в целом. Тогда успех учителя, отдача учащихся и общая результативность гарантированы.






























Заключение
В работе рассмотрены разнообразные приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.
Теоретическая часть, где показана актуальность темы, задачи и функции различных приемов, вызывающих интерес у учащихся к уроку биологии, необходимость формирования умственной деятельности школьников. Изучена литература по данной теме. Достаточно подробно раскрыты приемы, методика работы с ними. Составлена условная классификация приемов активизации познавательной деятельности, диагностики, хотя она может быть иной.
Исследовательская часть, в которой показан небольшой эксперимент, применение теоретического материала, знаний на практике. Анализ работы в школе в работе с детьми 6-х классов.
Практическая часть. Составлены разнообразные задания по всем темам биологии, чтоб показать систему. При составлении и подборке заданий учитывала, что они должны быть не только определенного содержания (то есть интересными и значимыми), но и разной сложности, направленные на развитие у учащихся разных психических процессов. Много заданий занимательного характера, направленных на поддержание и развитие интереса учащихся к урокам биологии и к способам познания. Вопросы, задачи, головоломки, чайнворды, кроссворды требуют от учащихся не только конкретных знаний и умений, но и смекалки, догадки, рассуждений и умозаключений.
Опыт показывает, что применяя различные приёмы активизации познавательной деятельности, у учащихся появляется интерес, мотивация к данной дисциплине, а следовательно, и качество на выходе из школы.



Литература

1. Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. БИОЛОГИЯ. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -128 с.
2.Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1996. -192 с.
3. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.-4-е изд.-М.: Вита-Пресс, 2002. -88 с.
4. Драгомилов В.Н. Тесты по биологии. 6-11 кл. – М.: Генжер, 1996. -57 с.
5. Кузнецова А.А. Познавательный интерес. // Биология в школе – 1996 -№2-3, с. 29-31.
6. Лернер Г.И. Роль эвристической беседы на уроках биологии // Биология в школе.- 1975.- № 3.-с.20-22.
7. Максимова В.Н. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках биологии // Биология в школе,- 1972. -№ 5.-с.23-25.
8. Мозгачева А.А. Формирование у учащихся познавательного интереса на уроках биологии // Биология в школе.- 1973.- № 3 –с.46.
9. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. -432 с.
10. Сорокина Л.В. Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 96 с.
11. Таньков Б.А. О некоторых приемах активизации познавательной деятельности учащихся // Биология в школе.-1979.-№ 6.-с.41-44.








13PAGE 15


13PAGE 141115