Презентация по истории Нового времени Эпоха Возрождения (8 класс)


Эпоха Возрождения Ренессанс Презентация подготовленаучителем историиГимназии № 6 г. ДонецкаЗубковой Ю.Б. План: Реалии эпохиПонятие «Возрождение»Условия формированияПредпосылки ВозрожденияОбщая характеристикаПринципы ВозрожденияРаннее ВозрождениеВысокое ВозрождениеВысокое ВозрождениеСеверное ВозрождениеСоциально-политическая мысльФилософия природы и рождение наукиЛитература эпохи ВозрожденияИскусство РенессансаАрхитектура ВозрожденияСкульптураМузыка эпохи Возрождения Реалии эпохи: Завершение многовековой борьбы между германскими императорами и папамиПостоянные войны между итальянскими городами-государствамиВойны между Францией, Испанией, Священной Римской империей за ИталиюВнутренние восстанияРеформация с ее вооруженной войнойВойна между Англией и ИспаниейНационально-освободительное движение в Нидерландах Возрождение (Ренессанс) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии 14 - 16 вв., в других странах конец 15 - 16 вв..), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Понятие «Возрождение» Возрождение (Ренессанс) – эпоха историко-культурного перелома, охватывающая вторую половину 14-16 вв., период перехода от средневековья к модернизмуПериод возрождения ценностей античности ( Петрарка, Бокаччо)Окончательно этот термин в историю культуры ввел Джорджо Вазари, итальянский живописец 16 в.Иногда этот термин применяется к периодам подъема культуры ( Каролингское Возрождение, Китайское Возрождение) Культура Возрождения зародилась и расцвела в Италии в 14 в.В 15-16 вв. она стала развиваться в разных странах ЕвропыУсловия формирования :Бурный рост городовУкрепление бюргерстваОслабление духовного давления церквиСветская городская культураЗарождение индивидуализма Предпосылки Возрождения Италия :страна, где сохранилось много памятников римской античностиитальянский язык, близкий к латинскомустрой языка определил строй мышления, ментальностиязык определил культуругорода – богатые, процветающие ( через них шла мировая торговля) Новая ментальность:СветскаяОриентирована на достижений земных целей – богатства, престиж, слава, чувственные удовольствияВысшая ценность – активная жизнь Общаяхарактеристика Отличительные черты эпохи Возрождения светский характер культурыинтерес, в первую очередь, к человеку и его деятельностипоявляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение». Рост городов-республик в Италии привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров.Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Влияние низших сословий Рост городов Отказ от средневековых ценностей Появление гуманизма человек - личность деятельность свобода активность созидание Принципы Возрождения: АнтичностьОтрицание традиций церковно-феодальной культурыИдеал человека – творцаСчастье в земной жизниВера в разум и возможность рационального познанияПровозглашение красоты мира и человечества в качестве главного эстетического идеала В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Аскетичный - используется для описания типа людей, отличающихся застенчивостью, повышенной чувствительностью к критике со стороны других людей, боязнью быть отверженными; они стараются избегать обычного, нормального общения, так как боятся потерпеть в нем неудачу; находятся в постоянном напряжении, их все время что-то беспокоит, что в конечном итоге значительно ограничивает их жизнь. Изобретение в середине XV века книгопечатание сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. Раннее Возрождение Период «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Центром этого периода была Флоренция.Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного. Высокое Возрождение Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства. Северное Возрождение Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.Выдающиеся представители — Ян ван Эйк (ок. 1390—1441), Рогир ван дер Вейден (1399 или 1400—1464), Гуго ван дер Гус, Питер Брейгель Старший (1525/1530—1569). НАУКА Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Социально-политическаямысль Центром Возрождения была Флоренция. Здесь была создана Академия, сформировавшая гражданский гуманизм (развитие идеи правового государства, службы обществу, справедливости как моральной нормы)Яркий представитель гражданского гуманизма – Никколо Макиавелли. Он размышлял:О возможностях создания сильного централизованного государстваО природе государстваО властиВ работе «Государь» раскрыл механизмы достижения и удержания власти ( для этого все средства хороши)Мир политики аморален В 16 в. Появились первые сочинения, в которых высказаны идеи организации общества без частной собственности и социального неравества:Это – «Утопия» английского государственного деятеля Томаса Мора и «Город солнца» итальянского философа Томмазо Кампанеллы. Философия природы ирождение науки Гуманисты признавали возможность существования не одной, различных концепций природыЭто разрушало средневековые представления о едином знании, о едином творцеМыслители Возрождения развивали натурфилософию – учение о природеПрирода – универсальная реальность, имеющая свои законы существования В эпоху Возрождения заложен фундамент нового знания, основанного на опытеНаука – особая сфера человеческой деятельности, задача которой является выработка и систематизация знаний о мире и человекеЭто проявилось в развитии гуманитарных наук: этики, истории, педагогики, филологии Идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений была обоснована Леонардо да ВинчиОн предположил: Земля не является центром ВселеннойЭто подтвердило учение КоперникаЕе развил Джордано Бруно в учении о множественности мировГалилео Галилей стал одним из основателей экспериментально-теоретического естествознания: заложил основы современной механики Леонардо да Винчи Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей Люди начали считать изобретения не порождением зла, а ценностью для себяНовые идеи: от конструирования летательных аппаратов до изобретения карданной передачи, без которой невозможно существование современного автомобиляСовершенствовалась металлургия, изобретены новые навигационные приборы.Усовершенствована гидравлика ( появились фонтаны)Изобретение книгопечатания ( Иоганн Гутенберг, середина 15 в.)Книга стала доступной широким массамЭто привело к новому видению мира, новому стилю мышленияИзменились представления о времени, люди стали его ценить ( часы на башнях)Изобретение пушек и огнестрельного оружия Наибольшим был интерес: к алхимииастрологиимагииоккультизму (мистические учения, признающие существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающие существование скрытой связи человека с потусторонним миром )мантике ( прорицание)демонологии А работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии. Парацельс Везалий : Литератураэпохи Возрождения Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу.Поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур (в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни).Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания) : В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. ИДЕАЛЫ Главное мерило человека – доблесть Не воинская доблесть, а устремленность человека:к познаниютворческой деятельностиистинному благородствупостоянным личным усилиям в самосовершенствовании Данте Алигьери У истоков Возрождения был поэт, создатель итальянского языка Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» – итог лучших устремлений зрелого Средневековья. Его гуманизм стал идейной основой культуры Возрождения Данте Алигьери - создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной»), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры «Божественная комедия» Поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 годы и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и антологию мира. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и мировой литературы. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет. Любовные сонеты Франческо Петрарки открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Ему принадлежит самая искренняя поэтическая лирическая исповедь о любви, пронесенной через всю жизнь. Благословен день, месяц, лето, час И миг, когда мой взор те очи встретил! Благословен тот край, и дол тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз! Франческо Петрарка стал родоначальником гуманизма. Его содержание - светское, рационалистическое мировоззрение. Оно противостояло корпоративной, церковно-схоластической культуре. Идеал – свобода человеческого духа, гармоничное развитие человека Лопе де Вега Испанский драматург, поэт и прозаик, выдающийся представитель Золотого века Испании. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов. Уильям Шекспир Знаменитый английский драматург и поэт.Автор 17 комедий, 10 хроник, 11 трагедий, 5 поэм и цикла из 154 сонетов Джованни Боккаччо Боккаччо считается создателем классической новеллы. Сын богатого флорентийского купца, он жил в разных городах Италии, но главным образом во Флоренции, где стал свидетелем великой чумной эпидемии 1348 года. Ее описание и задает обрамляющее повествование в его великой новеллистической книге «Декамерон» (по-гречески "десятидневнике«, 1351 г.). Боккаччо пишет как очевидец: "Весь город пребывал в глубоком унынии и отчаянии, ореол, озарявший законы божеские и человеческие, померк…" Из-за страха перед чумой распадаются семейные и дружеские связи, одни пьянствуют в преддверии близкого конца, другие бегут из города, и во Флоренции воцаряется анархия. В общей конструкции сборника это мрачное начало воспринимается как символ распада старого, устоявшегося мира, и посреди опустелого города в одной из церквей случайно встречаются семь молодых женщин и трое молодых людей. Все они богаты, миловидны, благовоспитанны, связаны между собою дружбой, соседством, родством, и они принимают решение удалиться из зачумленного города в свои загородные поместья, чтобы там ждать участи, что уготовил им Господь. Они решают, чтобы скоротать время, рассказывать друг другу каждый день по одной истории, и каждый день выбирают королеву или короля. Таким образом, в течение десяти дней рассказывается по десять новелл, и всего в "Декамероне" сто новелл. «Боккаччо верно схватил психологически верную черту — страсть к жизни у порога смерти» (акад. Веселовский), и в целом сборник носит поразительно жизнеутверждающий, оптимистический характер. Лудовико Ариосто Итальянский поэт. Провел всю жизнь на службе у герцогов д"Эсте, считается, что поэма «Неистовый Роланд» (Orlando Furioso) была написана во славу их рода. Главные сюжетные линии поэмы — безответная любовь сильнейшего христианского рыцаря Роланда к китайской царевне Анджелике, приводящая его к безумию, и счастливая любовь сарацинского воина Руджьера и христианской воительницы Брадаманты, которым, согласно поэме, предстоит стать родоначальниками феррарской герцогской династии д'Эсте. ИСКУССТВОРенессанса Для искусства эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Леонардо да Винчи Дама с горностаем Мадонна Литта Мадонна Бенуа Мадонна с гвоздикой Монна Лиза Рафаэль Дама с единорогом Мадонна Святая Катерина Сандро Боттичелли Портрет молодого человека Святой Августин блаженный Афина Паллада АрхитектураВозрождения Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера. Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. СКУЛЬПТУРА Донателло настоящее имя мастера Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Итальянский скульптор, один из выдающихся мастеров итальянского Раннего Возрождения. Музыка эпохи Возрождения В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.). . Появляются различные жанры светского музыкального искусствафроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в, но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров сольной песни,кантаты, оратории оперы ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Параграф 6-10 учебника,Составить таблицу: Великие гуманисты Европы (параграф 7)Составить таблицу: Культура эпохи Возрождения (параграф 8-10) Гуманисты Идеи Произведения Автор Идеи, направления Произведения