Мониторинг качества образования в учреждении дополнительного образования с учетом современных тенденций


Воронина Е.В.
методист МКУ ДО «ЦДО»
Мониторинг качества образования в учреждении дополнительного образования с учетом современных тенденций
Дополнительное образование как часть системы общего образования, не может не учитывать требования общества к образованию, поэтому в условиях перехода школы на ФГОС перед системой дополнительного образования стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии организации образовательного процесса, так и в систему оценки качества дополнительного образования.
На сегодняшний день дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Образовательная деятельность в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (далее «ЦДО») регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами с учетом государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования.
Безусловно, изменения в системе дополнительного образования коснулись и программного обеспечения. В свете нового законодательства модифицируются подходы к разработке образовательных программ, которые сегодня рассматриваются как главные структурно-функциональные элементы образовательной системы, выступают средством и объектом правового регулирования образовательных отношений.
В 2015-2016 учебном году в «ЦДО» реализуется 43 дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы следующих направленностей: художественная – 32, туристско-краеведческая – 7, научно-техническая – 2, физкультурно-оздоровительная – 1, социально-педагогическая – 1.
Для каждой ступени общего образования «ЦДО» предлагает свой модуль в условиях определенного возрастного периода. Дополнительные общеразвивающие программы, реализуемы в «ЦДО» в 2015-2016 учебном году рассчитаны на следующий возрастной контингент обучающихся: дошкольный возраст (3-6 лет) – 15 программ; младший школьный возраст (7-10 лет) – 26 программ; средний школьный возраст (11-16 лет) – 30 программ; старший школьный возраст(17-18 лет) – 13 программ.Содержание дополнительных общеразвивающих программ «ЦДО» регулярно обновляется за счет введения новых областей знаний, реализации разноуровневого, комплексного, дифференцированного образования и соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям, а в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (2014г) ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а так же в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся.
На сегодняшний день дополнительное образование обеспечивает развитие важнейших сторон существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, члена обществу; и его осознание себя индивидуальностью, обладающей неповторимым набором качеств, что определяет собственную жизненную траекторию человека и позволяет решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности.
«В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и ее внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)» (Логинова Л.Г.).
Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования. Новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
В связи с этим в «ЦДО» возникла необходимость совершенствования системы контроля и оценивания достижений обучающихся, приведение ее в соответствие с современными целями образования.
В 2015-2016 учебном году в «ЦДО» нами усовершенствован и приведен в соответствие с ФГОС мониторинг качества образования. Мониторинг образовательной деятельности в «ЦДО» охватывает следующие направления:
мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвиваюшей программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, метапредметные результаты);
мониторинг развития личностных качеств обучающихся.
Инструментарий мониторинга позволяет оценить образовательные результаты обучающихся на основе:
использования оценочных процедур, ориентированных на индивидуальные нормы. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других воспитанников Центра;
перехода от оценки отдельных изолированных знаний, умений, навыков к оценке универсальных учебных действий;
учета развития личностных качеств обучающихся.
Особенностью дополнительного образования является то, что приоритетом образования является процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой баллом. Исходя из этого, процедура аттестации обучающихся в дополнительном образовании строится на основе следующих общих принципов:
Аттестация (диагностика) является системным процессом. В зависимости от этапа обучения используется текущая, промежуточная, итоговая аттестация.
Аттестация является критериальной. Основными критериями выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы, критерии, алгоритм аттестации известны заранее и педагогам и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система аттестации выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Данные методы дополняются такими, которые позволяют получать интегральную оценку, оценивающую общий результат совместных усилий педагогов, обучающихся и родителей, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности. Такими формами служат - портфолио, выставки и презентации и др.
Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах развития обучающихся и их творческих достижениях:
Мониторинг результатов освоения дополнительной общеразвивающей программы (отражает предметные, личностные, метапредметные результаты).
Мониторинг развития личностных качеств обучающихся.
Портфолио обучающихся (фиксация, накопление и оценка индивидуальных достижений в определенный период обучения)
Выставки, концерты и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.
Такая система оценивания качества образования по дополнительным общеразвивающим программам, позволяет объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей обучающихся – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. А так же, обеспечивает достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за годы обучения по дополнительной общеразвивающей программе оценки.

Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (гл.2, ст 15).
2. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // молодой ученый. – 2015. - №15 - С.567-572.
4. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Методические рекомендации. /М.: ОИРО, 2010. – 64 с.
5. Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов),Вита-Пресс, 2012 г., 168 стр.
6. Иванов С.В., Карабанова О.А., "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Часть 1. ФГОС" 125 стр.
7. Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы – М., 2010. – С.5