Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме Продуктивное чтение как фактор повышения качества образования


Читать –это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело К.Д. Ушинский
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС В ОС «ШКОЛА 2100»Метапредметные результаты – сформированные УУДРегулятивные Коммуникативные ПознавательныеНовый результатПредметное содержание Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика.Технология проблемного диалогаТехнология оцениванияТехнология продуктивного чтения Форма групповой работыЛичностные результатыПроектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Программа духовно-нравственного воспитания и развития














Цель ОС «Школы-2100» ВЫРАСТИТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНУЮ ЛИЧНОСТЬ
Каждый образованный человек умеет читать разные тексты. А учит ли этому школа? Общение через текст в жизни1) До чтения. У книжной полки сами решаем, читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения. Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте, интригующие нас скрытые вопросы и ответы на них (подтекст). 3) После чтения. В разговоре с друзьями делимся своими впечатлениями, сравнивая свое понимание текста (его главную, концептуальную мысль) с пониманием других. Традиционные способы работы с текстом в школеА. Прочитайте дома и перескажите (Зачем мне это?)Б. Ответьте, кто действует в этом тексте, что делает, когда (только фактуальная инф.)В. Быстро прочитайте про себя и кратко назовите главные черты (… Что здесь главное, если половина слов непонятна?...)


Три этапа работы с текстом1) До чтения текста. Предположение , о чём будет текст - по его названию, иллюстрациям и т.п. (просмотровое чтение) Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения2) Во время чтения текста. Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы: задать вопрос автору по прочитанному (В), предположить ответ (О), при дальнейшем чтении найти в тексте ответ на возникший вопрос и проверить себя (П). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концепта) в т.ч. с помощью рефлексивного чтения. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов, информации, выраженной в явном и неявном виде, с помощью активных приёмов на трёх этапах работы с текстом!



АнтиципацияУмение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов
Работа с текстом до чтенияЦель этапаразвитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста (урока)Приемы работыВыделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)Составление вопросов к темевысказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материалаИсторический комментарийОрганизация проблемной ситуации и др.



Работа с текстом во время чтенияЦель этапапонимание текста и создание его читательской интерпретацииПриемы работыЧтение текста «с карандашом»Определение основных понятий (без чтения всего текста)Составление таблиц (выборочное чтение)Составление плана текста (для пересказа)Поиск пропущенных слов



Работа с текстом после чтенияЦель этападостигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мыслиПриемы работыпостановка концептуального вопроса (почему?)повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациямвыполнение творческих заданий


Комментированное чтение и диалог с автором через текст Основные виды чтения:Ознакомительное чтениеПоисковое\ просмотровое чтениеИзучающее чтениеВдумчивое чтение

Диалог с авторомНаучить видеть в тексте авторские вопросыВключать творческое воображение Научить задавать свои вопросы автору по ходу чтения Диалог с авторомВ-вопросО- ответП - проверкаЗ -зеркало

Три уровня информации в художественном текстеФактуальнаяПодтекстоваяКонцептуальная

Комментированное чтение Озвучивают текст дети, а комментирует учительКомментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседуКомментируется текст в том месте, где это действительно необходимо Виды заданий для развития творческого воображенияСочинение предысторииТворческий пересказ от лица разных героевИллюстрированиеСловесное рисованиеИнсценирование


Превращение текста в произведение другого жанраСочинение детьми своих произведенийСинквейнОтзывВиды заданий для развития творческого воображения

Спасибо за внимание!