Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.


Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”
Актуальность темы обусловлена следующим:
мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость;
необходимость переосмысления известных методических решений по актуализации мотивационных механизмов учащихся с учетом специфики школы и личностных особенностей учащихся.
Технология и методы формирования мотивации при обучении математике в средней школе должны:
- быть тесно связаны с содержанием обучения;
- выбираться после предварительного анализа знаний, умений и мотивационного уровня детей;
- учитывать конкретную ситуацию;
- зависеть от цели и задач занятия;
- определяться психологическим особенностями возрастной группы учащихся.
Ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес” – это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: "хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому” , то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. "Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию”
Развитие мотивации обучения алгебре и геометрии является одной из актуальных проблем теории и методологии обучения в средней школе и требует новых способов совершенствования форм и методов ее активизации. Решению данной проблемы может помочь включение в преподавание школьникам интегрированные уроки (математика и физика, математика и химия, математика и биология, математика и информатика, математика и черчение).
На уроках математики необходимо формировать целостное восприятие решаемой задачи, учить делать выбор методов решения, переносить и использовать знания, умения и навыки с одного предмета на другой, узнавать и применять информацию из смежных дисциплин (физика, химия, информатика, биология, черчение).
Интеграция школьных предметов на современном этапе является одним из направлений активных поисков новых решений, способствующих формированию мотивации учащихся.
При обучении детей математическим понятиям необходимо усилить интеграцию математики с другими предметами. Например в курсе геометрии изучается тема «Векторы». При ее изучении можно пользоваться знаниями, полученными в курсе физики по теме «Сила – векторная величина», «Сложение двух сил, направленных по одной прямой». Использование знаний по физике помогает развитию у учащихся умений для применения математического аппарата в решении прикладных задач, формирует представление о месте математики в окружающем мире, помогает увидеть разницу между реальностью и идеалом, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению.
При изучении темы «Подобие» можно использовать материалы из курса географии (темы: « Измерение расстояний на местности», « Изображение направлений и расстояний на чертеже», «Составление схематического плана участка местности способом полярной съёмки»). Данная связь математики и географии помогает вывести новые математические понятия, доказывать теоремы, а также применять математические действия в географии.
Когда изучается тема «Масштаб», можно использовать задания, в которых условием является определение по плану или карте расстояние между двумя пунктами. При этом целесообразно использовать географические карты.
На уроках геометрии учащиеся знакомятся с градусными измерениями углов, что, в свою очередь, способствует более эффективному изучению темы «Градусная сеть» из курса географии.
Таким образом, знания по географии дают большие возможности для понимания учащимися понятий рационального числа, отрицательного числа, координаты точки, навыков построения различных диаграмм.
Особый интерес вызывает у учащихся использование на уроках математики компьютерных программ. Обучающие или контролирующие программы можно использовать как для индивидуальной, так и для групповой работы. Они развивают логику учащихся, их память, и формируют мотивацию учения.
В условиях всемирной информатизации разнообразие подходов к решению одних и тех же задач математическими методами и с помощью компьютерных технологий наглядно и ярко представляет содержание материала, дает возможность проведения исследовательской работы учащихся.
Очень тесная связь существует между геометрией и черчением. Цель геометрии – ознакомить учащихся со свойствами фигур на плоскости, развить их пространственные представления и пространственное воображение. Параллельно с этим учащимся необходимо приобрести практические навыки и умения, чтобы решать практические геометрические задачи. Подобные задачи есть в курсе черчения, поэтом возникает необходимость взаимосвязи преподавания черчения и геометрии, чтобы подготовить детей к практической деятельности.
Помимо этого, в геометрии дети изучают теоретические основы для черчения, а навыки чертежного построения применяются на уроках геометрии.
Для того, чтобы интегрированные уроки проходили эффективно, необходима атмосфера заинтересованности и творчества. В процессе проведения интегрированных занятий по алгебре и геометрии условно выделяется два блока процессов: актуализация и конкретизация. Задачей интегрированных уроков является оказание помощи ученикам в усвоении учебного материала.
Эффективность применения интегрированных занятий по математике для развития мотивации связана, в первую очередь, с освещением жизненной важности рассматриваемых вопросов, которые воздействуют на эмоциональную сферу и чувства учащихся, формирующих сильную устойчивую внутреннюю мотивацию учения. Средства эмоционального воздействия на детей на уроках математики – это новизна, занимательность, необычность, неожиданность. Мощнейшим средством создания внутренней устойчивой мотивации учения является практическая направленность учебной проблемы. Хорошо организованный процесс обучения алгебре и геометрии в средней школе раскрывает потенциал учеников. Предметная мотивация имеет влияние на продуктивность обучение и развитие личности детей.
Таким образом, предметная мотивация обучения алгебре и геометрии состоит из целого ряда многообразных взаимосвязанных факторов. Самые главные – это интерес, мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности, мотив личного самоутверждения и достижения успеха. Все разнообразие мотивационных факторов важны для пробуждения интереса и образования внутренней мотивации учения математики.
Ребятам интересно тогда, когда много наглядности. Геометрия. Тема "Преобразование фигур”. Урок проводится в виде выставки работ учеников, накопленных за годы. Эта выставка настолько поражает воображение, что все прекрасно начинают разбираться во всех видах движения и, конечно, вычерчивают свои, так как разбуженное честолюбие, гордость за свой труд – один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Сконструируй, сделай что-нибудь необыкновенное, и это будет храниться, служить будущим ученикам.
Интересно, если учитель использует не только материал учебника, по которому занимаются дети, но и занимательный материал, значимый для ученика.
Решая одновременно задачи на проценты через определения с помощью составления отношения, составляя пропорцию и решая уравнение, ученик знакомится с различными методами решения задач. В данном случае, естественно, ставится проблема о рациональности того или другого метода.
Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала в целях мотивации учебного процесса. Ведь, прежде всего, целью математического образования является культурное развитие учащихся. Надо научить детей ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе "человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным”. В первую очередь, сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе математика. Это духовное, эстетическое, творческое и интеллектуальное развитие. Это же факт, что математика не только развивает, но и служит инструментом для определения уровня развития ребенка, это единственный измерительный инструмент в психологии.
Математика не только развивает интуицию, воображение, логику, но и служит способом определения их развития.
Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека находятся в тесном единстве и переплетаются. Для моих школьников этот стимул наиболее значим, так как он способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний. Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе я придерживаюсь этой рекомендации.
Список используемой литературы :Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42
Левин Э.А. . Самообразование детей в школе: Новаторская методика.//Феникс – 2008
Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с.
Родионов, М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования [текст] / М.А.Родионов. – Саранск: Поволжск, 2001. – 252 с.