Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования информационной культуры глазами учащихся МБОУ Школа № 45

Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования информационной культуры глазами учащихся МБОУ «Школа № 45».

Алимпиева Елена Васильевна,
учитель высшей категории,
МБОУ «Школа № 45», г. Рязань
Совершенно очевидно, что организация информационного образования и повышение информационной культуры личности сегодня представляют задачу первостепенной важности. Необходимо облегчить положение потребителей информации в условиях современного «информационного взрыва», вооружить их методикой «информационного самообслуживания», особенно если учащихся включены в процесс создания качественного информационного продукта.
Одним из средств реализации этой задачи является проектно-исследовательская деятельность, т.к. она задействует все составляющие информационного образования и все технологические процессы и операции по подготовке информационного продукта, способствует формированию собственного индивидуального познавательного стиля школьника и его информационного мировоззрения.
Что думаю об этой работе школьники?

Обцешко Анна, 10 класс.
Я рада, что занималась такой работой, и уверена, что проект - очень важное, интересное и увлекательное дело. Такую деятельность нужно обязательно организовывать в школе в целях развития ребенка. Безусловно, каждый, кто хоть как-то участвует в жизни проекта, получает ценный опыт, который обязательно пригодится ему в будущем. Ведь мы не только совершенствуем свои знания английского языка, но и расширяем кругозор, учимся работать с информацией, организовывать тесты и опросы, ладить друг с другом, считаться с чужим мнением, выступать перед аудиторией и приносить, возможно, незначительную, но, все-таки, пользу слушателям.

Сафронова Дарья, 11 класс.
Коллективные проекты в школе - очень важное и интересное дело. Эта работа помогает сплотиться и развивает командный дух. Каждый вкладывает в разработку темы все, что может, все, что ему по силам. Кто-то более активен, кто-то менее, но все принимают участие. Особенно ценно время, когда мы собираемся у кого-нибудь дома, с пиццей, чебуреками, шоколадом и «колдуем» над собранным материалом, подготавливая презентацию. Все предлагают идеи, дискутируют. И, как известно, в споре рождается истина, и мы выбираем лучшие варианты и комбинируем их. Это что-то вроде девичника, только, помимо общения, мы делаем полезное дело и развиваемся. Поверьте, очень заряжает энергией. Да и родители не возражают против нашего «собрания», потому, что это нужно для школы.
Такая работа помогает совершенно по-другому взглянуть на то, что рядом. Так, разрабатывая проект «High-Tech in Ryazan», мы нашли много незнакомых нам доселе красивых, современных улиц, по-новому взглянули на архитектуру Рязани, открыли ее просторы. А еще увидели, что High-Tech в нашем городе соседствует и с плохими дорогами, и с горами мусора, и с разрушающимися фасадами старинных зданий. И заметили, что много людей невеселых, раздраженных, недовольных

Мушкудиани Нино, 10 класс.
Мне нравится в проектно-исследовательской деятельности то, что нам предоставляется полная свобода действий и самостоятельность. Объявляется только тема, а как мы будем двигаться в ее рамках, мы принимаем решение сами. Сами планируем работу, сами ищем материал, сами его обрабатываем и проводим анкетирование, сами составляем компьютерную презентацию. Это трудно. Но, чем дальше заходит исследование, тем интереснее становится работа. Даже не очень увлекательная в начале тема, как правило, производит в итоге сильное впечатление.
В этом году мы работали над проектом «Урбанизация. Плюсы или минусы?». Материал собрали быстро, а вот его корректировка и размещение в электронной презентации заняли очень много времени. Мы с одноклассниками оставались в школе допоздна, «наводили порядок » в наработках и за компьютером решали все проблемы проекта. Все-таки командная работа лучше одиночной. Вникая в общий материал, мы советовали друг другу, обсуждали лучшие варианты, тем самым повышали уровень проекта. Там, где терялась я, удачные решения предлагали другие ребята. Я думаю, поэтому мы достойно выглядели на защите, и наша работа была признана лучшей. Успех очень порадовал, ведь сил работе было отдано много. Я сказала «спасибо» всем моим друзьям, за то, что, благодаря им, я смогла ощутить вкус победы и испытать гордость за работу нашей команды и за наш командный дух.

Ткаченко Тарас, 10класс.
Если честно, я не очень люблю проектную деятельность. Возможно потому, что она требует много разного рода усилий и времени. Но, как ни странно, процесс настолько увлек, что с энтузиазмом и подчас рвением участвовал во всех его составляющих. Конечно, мы долго раскачивались в начале и, как всегда, период перед защитой был напряженным, но у нас была хорошая команда. Бесспорно, мы работали вместе: собирали материал, разрабатывали анкету для опроса, подбирали статистику, чтобы подтвердить наши гипотезы, делали фото, разыскивали картинки для красочной презентации. Но отдельной благодарности заслуживает Нино. Она как-то сразу взяла на себя лидерство, да никто и не возражал. Хорошо, когда есть человек, который все разруливает. Удачная организация материала и большая часть подготовки презентации – это, конечно, ее заслуга. Поэтому, когда учитель предложил нам оценить долю личного участия в работе над проектом, я не мог поставить себе выше трех баллов.
Эта работа потребовала сделать выбор между ее выполнением, остальными делами и отдыхом. Нелегко было все это сбалансировать, но нам это удалось, хоть и не без жертв. Групповая работа в этом очень помогает, ведь, что не может сделать один, сделает другой. Но, когда ты работаешь не один, да если еще и время поджимает, ты понимаешь, что такое ответственность и что можно подвести не только себя, но и свою команду.

Хапугина Дарья, 11 класс.
В этом году моя группа работала над проектом «High-Tech in Ryazan». Я отвечала за проведение соцопроса. Анкету мы разрабатывали вместе, а мне пришлось встречаться с людьми и выяснять их отношение к той работе, которой они занимаются. Я целенаправленно взяла в разработку эту часть проекта, так как по натуре я - человек очень общительный, легко устанавливаю контакт с незнакомыми людьми, не испытываю волнения, завязывая с ними разговор. Более того, считаю, что такого рода взаимодействие всегда приносит много новых впечатлений, эмоций и дает информацию к размышлению. Так получилось и в этот раз. Результаты моего опроса оказались неожиданными для меня, некоторые моменты озадачили и даже вызвали недоумение. При том, что большинство опрашиваемой аудитории относится к своему труду с должной ответственностью, считает, что карьерный рост необходим, что работа дает возможность проявить свои способности и найти свое место в обществе, большой процент людей рассматривает свою ежедневную деятельность как рутину, скуку, «тяжелую ношу» и даже наказание. Удивило то, что многие оставили бы работу, если бы получили в наследство много денег. Я никак не могу принять этой позиции, так как сейчас я уверена, что жизнь без труда не интересна. Любопытно, внесет ли взрослая жизнь коррективы в мое отношение к работе?
Еще я участвовала в разработке раздела «Граффити. Имеет ли оно право на жизнь?». Моим заданием было сделать фотографии этого явления в нашем городе и предложить аудитории наглядный материал, как положительного плана, так и отрицательного. Не сложно догадаться каких проявлений граффити я нашла больше. К моему большому сожалению, надписи в подъездах, на фасадах зданий, заборах демонстрируют совсем не тот уровень культуры, который должен быть у нас всех Может быть, чтобы изменить ситуацию, стоит в большем количестве предлагать людям такое граффити как у «Барса»?

Коломийцева Ирина, 10 класс.
Итак, презентация прошла. Конечно, у нашей группы могло бы быть все намного лучше, так как собрался народ умненький и достаточно активный. Но мы, как истинные лентяи и, абсолютно не приученные к ответственности, люди, презентацией начали заниматься в последний момент. Соответственно кое-что не доделали, кое-что не учли, что-то не заметили, а о чем-то вообще забыли. Короче, выглядели бледно на фоне других групп, хотя я думала, что это вообще будет провал. А ведь тема у нас была самая выигрышная «Мир подростка». Не опозорились совсем только потому, что мобилизовались и слаженно работали накануне защиты, чтобы все успеть. Но, не зря говорится: «На ошибках учатся», и в следующий раз мы выступим на 6 по 5-ти балльной школе. Мы сделали выводы и поняли всю важность командного духа и сплоченности коллектива.

Гаврилов Александр, 10 класс
Этот проект дал мне много в плане изучения английского языка. Я смог оценить уровень своих знаний и умений. Ведь мне приходилось и переводить материал с русского языка на английский, и сокращать английский текст, выбирая и оставляя главное, и искать в словаре необходимое слово. Не скажу, что это было легко. Ошибок в процессе работы было не мало, и учителю тоже пришлось поработать, исправляя их. Но это не снижало моего интереса к работе. Напротив, хотелось разобраться и понять что не так. Думаю, это оттого, что текст не из учебника автора Кузовлева, а мой собственный.
Еще было сложно выбрать новую лексику из работы и перед презентацией проработать ее со слушателями, чтобы облегчить им восприятие. Понимаешь, что на тебе ответственность за них, а попробуй, угадай, какие слова они знают, а какие нет.

Петров Андрей, 10 класс.
Не ожидал, что по ходу презентации учитель предложит оценивать проект, и мы должны будем выставлять баллы в «Оценочной карте презентации» и своей группе, и другой группе. А критерии были такие: информативность, логика работы, комментарий и анализ проведенного исследования, наличие положительных, отрицательных сторон явления и регионального компонента, соблюдение правил создания презентации, оформление исследовательской работы, и т.д. Это оказалось совсем непросто. Я не очень силен в английском, поэтому языковую корректность другой группы мне оценивать было сложно. Я просто старался максимально понять, ведь они рассказывали о подростках и предлагали интересные результаты исследования. Еще меня удивило то, что оценивать объективно свою работу было труднее. Она - родная, выстраданная, любимая, в ней ведь все нравится. Оценивая свое личное участие, понял, маловато сделал. Но что мог, ребята на меня не в обиде, даже помогали мне с некоторыми проблемами. Поэтому наш командный дух получил от меня максимальное количество баллов.
Кстати, когда мы потом обсуждали, как все прошло, и делились впечатлениями, эта карта очень пригодилась в выделении плюсов и минусов нашей работы и причин удач и неудач.