Методическая разработка семинара Имидж современного педагога

«Имидж современного педагога»

Цель: постановка проблемы формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей её составляющей.
Форма проведения: семинар-практикум
Дата проведения: 20 апреля 2011 года
1. Целеполагание.
2. Работа по группам:
педагоги со стажем до 6 лет включительно,
педагоги со стажем от 7 до 15 лет включительно,
педагоги со стажем от 16 до 25 лет включительно,
педагоги со стажем свыше 25 лет.
Задания по группам:
“Цветок”. Театр начинается с вешалки, с чего же должна начинаться школа? Безусловно, с воспитания. “Дети - цветы земли”, - слышим мы часто. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное “я”, выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Помочь ребенку найти себя, заявить о себе, обрести уверенность стоящему на перепутье подростку, в каждом видеть хорошее, дать каждому шанс.
Профессионализм педагога - величина, складывающаяся из многих параметров.
Вопрос: какие параметры, составляющие профессионализма, педагогического мастерства педагога помогают нашим “цветам жизни” расти, расцветать и развиваться?
Инструкция: На лепестках цветка нужно написать ответы кратко, емко, метко, первая мысль – самая правильная. Время на работу – 2-3 минуты. Затем, представитель от каждой группы, выходит и представляет свои три лепесток – свое видение того, что помогает нашим цветам развиваться. Время: 10 минут.
2. Использование этих компонентов составляют слагаемые наших компетентностей в работе с детьми.
Данные, полученные В.М. Шепелем в результате анкетирования школьных учителей и учеников, которым предлагалось создать образ учителя, ранжируя 58 качеств, примечательны тем, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых, а педагоги 28-е место. Первый же десяток качеств - это обычный набор клише: творческое отношение к делу, знание предмета и т.д.
Все выше перечисленное можно отнести к понятию имидж
3. Теоретическая часть
Понятие имидж. Значение имиджа для педагога. Составляющие имиджа.
А) Визуальный образ: совокупность одежды, прически, макияжа, маникюра, аксессуаров.
- Анализ анкетирования учащихся начальных классов
- Анализ анкетирования старшеклассников
-Сообщение «Внешний имидж современного педагога», учитель трудового обучения Хабарова Т.П.
Б) Невербальный образ: манера поведения, жесты, мимика, пластика.
- Упражнение Разбивка на группы по невербальному признаку.
Инструкция: “Сейчас мы должны разбиться на группы. Для этого, пожалуйста, возьмите карточку, на которой написано, кого вы будете изображать. Задание: не говоря ни слова, изобразить этот тип ученика и объединится в группу с такими же участниками.”
Обсуждение: по каким невербальным признакам определили свою группу, почему они характерны для данной группы, какие эмоции испытали.
В) Вербальный образ: речь, тембр, высота голоса, словарный запас; манера общаться.
-Упражнение. Разминка.
Задание: Все педагоги по кругу читают слова и предложения из школьной жизни с правильным ударением. Учителя русского языка поправляют ошибки.
-Сообщение логопеда Г.Ф.Биктимировой «Культура речи педагога»
Г) Внутренняя составляющая – духовное и интеллектуальное развитие, интересы, ценности.
- Анализ сочинений учащихся «Модель идеального педагога нашей школы»
Если мы не можем изменить обстоятельства, то изменим свое отношение к ним - изменим себя, поработаем над собой.
Его к делу не пришьешь, но все же...
Приведение имиджа учителя в состояние, соответствующее целям управления учебно-воспитательным процессом, важный момент в формировании авторитета учителя.
Мы надеемся, что в результате осмысления полученного материала, учитель, сможет утвердить свое уникальное Я, понять свое неповторимое предназначение.
Пусть ваш имидж станет дополнительной яркой частью вашей компетентности и мастерства.
Хочется закончить словами Гете: “Учатся у тех, кого любят”. Чтобы изменять других их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
Литература по теме семинара
Аллан ПиЗ. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. Ай, Кью, Нижний Новгород, 1992. 261 с
Александрова Е. Классный воспитатель и администрация школы: парадоксы сотрудничества // Директор школы. - № 7 – 2003 г. – с. 45 – 53.
Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя / М.: сентябрь, 2002. – 160 с.
Красношлыкова О.Г. Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 168 с.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000. – 272 с.

Результаты заполнения листов рефлексии участниками семинара

1. Считаете ли вы тему семинара актуальной?
да – 95 %
нет-5 %;

2. Считаете ли вы эффективным проведение семинара в
предложенной форме?
Да-95%
нет -
другое - 5 %

3.Оцените виды деятельности по пятибалльной системе:
Виды деятельности Баллы
1. Деятельность на этапе подготовки к семинару 5 б.- 90 %, 4 -5 %, 2б-5%
2. Введение в проблему (теоретическая часть)5б-90%, 4б-10%
3. Работа в группах 5б-90%, 4б-5%, 3-5%
4. Сообщения выступающих 5-90%, 4-5%, 1-5%

4. Отметьте состояние, которое вы испытываете в процессе участия в семинаре:
Интерес- 90%, удовольствие – 90 %, раздражение -
Скука-, беспокойство-, эмоциональный подъем- 95 %.



15