Проект Развитие творческих способностей обучающихся декоративно-прикладного творчества в объединении «Декоративное рисование»

Министерство образования и науки Российской Федерации
Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
Кафедра педагогики



Проект
Развитие творческих способностей обучающихся декоративно-прикладного творчества в объединении «Декоративное рисование»





Автор-разработчик: педагог
дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского
творчества» ЕМР РТ
Баймачева Л.Р.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Тазиев С.Ф



Елабуга 2014
Содержание
Пояснительная записка
Цель и задачи проекта
III. Содержание проекта
IV. Ресурсное обеспечение проекта
V. Партнеры.
VI. План-график реализации проекта
VII. Ожидаемые результаты проекта
VIII. Список использованной литературы



















Пояснительная записка

Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
Мир и жизнь могут стать прекрасными благодаря искусству, поэтому приобщение к искусству и художественной культуре необходимо считать приоритетным для образования в целом.
Культурный рост личности не может произойти при редком, хаотическом общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний помогает формированию эстетической культуры человека. Человек овладевает миром культурных ценностей постоянно, на протяжении всей жизни, и этот процесс становится основой его личности. Трудно переоценить значение воздействия искусства на общее психическое развитие ребенка, на формирование его личности, выявление и правильное развитие его потенциальных духовных возможностей. Для повышения культурного уровня и развития творческих способностей детей был создан этот проект.
Содержание проекта нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Оно расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.
В современном мире мы сталкиваемся с ситуацией, когда дополнительное образование должно подготовить новое поколение людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы.
Поэтому если рассматривать воспитание исходя из интересов обучающегося, а в глобальном масштабе - из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств, творческих способностей и креативности мышления.
Для того чтобы разбудить у обучающихся стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей обучающихся, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема проекта: влияние искусства на развитие творческой активности учащихся на занятиях по декоративному рисованию
II. Цель и задачи
Цель:
Развитие творческой активности обучающихся средствами отечественного и мирового искусства.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомление детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства;
Обучение детей основам изобразительной грамоты;
Изучение особенностей графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;
Обучение навыкам работы с различными графическими и живописными материалами.
Развивающие:
Формирование личности с широким эстетическим кругозором;
Развитие внимательности и наблюдательности;
Развитие эстетического виденья окружающего мира;
Развитие художественно-творческих способностей и склонностей детей, их фантазии, художественно-образной памяти;
Развитие творческой самостоятельности и инициативы.
Воспитательные:
Формирование гражданской позиции, патриотизма;
Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
Воспитание общей культуры;
Привитие обучаемым эстетических и нравственных норм поведения.

III. Модель выпускника
Выпускник объединения «Декоративное рисование» - это:
- личность способная творчески мыслить, генерировать новые идеи;
- свободная личность, обладающая развитым чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
- личность, осознанно относящаяся к своему физическому и психическому здоровью, человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
- личность со сформированными нравственными понятиями, осознающая себя членом общества;
- личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.

IV. Содержание проекта
Первый этап.
Подготовительный: Информирование о проекте на сайте, местных СМИ. Вовлечение обучающихся в объединение. Начальная диагностика уровня развития творческих способностей детей. Проведение родительских собраний с целью привлечения родителей к предстоящей творческой работе. Создание материально технической базы.
Второй этап.
Проведение основных занятий
Проект рассчитан на развитие способности у учащихся к зрительному анализу окружающего мира, к восприятию предметов изобразительного искусства, а так же к умению абстрактно мыслить, понимать символы и таким образом помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в изобразительной деятельности.
Дети приобщаются к наблюдению за окружающей действительностью, развиваются важнейшие для художественного творчества особенности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника. Формируются наблюдательность, внимательность к окружающей действительности. Практическая деятельность ребенка направлена на отражение посильными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих художественных материалов, с разными инструментами, а так же с основными приемами их применения (гуашевые краски, тушь, уголь, фломастеры, пастель масляная и сухая, кисти разной формы и толщины, перо, карандаш и т.д.).
Для обеспечения единства обучения и творчества детей занятия включают следующие формы преподнесения учебного материала, согласно особенностям этого возраста- повествование, игровые ситуации, игры- импровизации, элементы пантомимы, погружение ребенка в ситуацию зрителя, то- слушателя, то- актера, то собеседника. Вопросы проблемного характера, дидактические игры и т.д., активизируют, повышают интерес детей.
В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо идти от образа, от эмоциональной насыщенности каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоение графических приемов работы, карандашом и т.д., в первую очередь должны иметь нравственно-эмоциональную нагрузку.
Обучение детей происходит по модулям:
Рисунок.
Ознакомление детей с изобразительными материалами (карандаш, мелки, пастель, тушь, перо). Знакомство с изобразительными средствами рисунка (точка, линия, штрих, пятно), с практическим пониманием композиции рисунка - горизонтальное или вертикальное расположение листа, расположение изображения на плоскости листа бумаги. Рисование с натуры и по памяти (включая наброски и зарисовки). Выполнение линейных рисунков на заданную тему.
Живопись (основы цветоведения).
Изучение основ цветоведения; теплая, холодная гамма; цветовые контрасты и нюансы. Обучение основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками. Обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению. Выполнение живописных композиций с натуры и по представлению.
Композиция.
Изучение основных правил и приемов композиции. Изучение правил работы над декоративной композицией. Рисование по памяти и по представлению. Создание авторских композиций на заданную тему. Иллюстрирование русских и татарских народных сказок, иллюстрирование басен, песен, стихотворений.
Декоративно-прикладное искусство. 
Изучение истории народных промыслов. Изучение особенностей росписей по дереву (Полхов-майдан, городец, хохлома, татарский орнамент).
Применение элементов росписи для создания декоративных панно.
Аппликация.
Изучение особенностей выполнения аппликации. Виды аппликации. Материалы и техники выполнения аппликации.
Выполнение открыток и декоративных панно в технике аппликация.
Орнамент.
Виды орнаментов и их классификация. Орнаментальная композиция. Пластика орнаментальных элементов. Стилизация в орнаменте.
Составление орнаментальных композиций из растительных и геометрических элементов. Разработка орнамента в круге (использование мотивов татарского орнамента). Стилизация растений разнообразных форм (вьюнок, татарник).
Мелкая пластика.
Изучение особенностей работы с пластилином, глиной и пластиком. Инструменты, правила, приемы, используемые при работе с пластилином. Изучение последовательности и техники выполнения полуобъемных и объемных фигур из пластилина.

Подведение итогов, оформление и подготовка итоговой выставки

Формы работы по реализации проекта:
-Экскурсии;
-Создание презентаций, слайд шоу;
-Конкурсы
-Инсценировки и театрализации;
- Подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
Используемые инновационные технологии:
- Игровые технологии
- Компьютерные технологии
- Технология сотрудничества

Третий этап
Результат. Участие детей в творческих конкурсах на различных уровнях. Итоговая диагностика
План-график реализации проекта
Сроки
Мероприятие
Исполнитель
Источник финансирования

Подготовительный этап

Сентябрь, октябрь

Создание материально технической базы
МКУ «Управление образования»
Директор Центра
Привлечение средств


Вовлечение обучающихся в объединение, начальная диагностика уровня развития творческих способностей

Педагоги декоративно -прикладного творчества.
Собственные средства

Основной этап

Октябрь- май
Проведение основных занятий

Педагоги декоративно -прикладного творчества
Собственные средства



Промежуточный результат
Руководитель проекта
Собственные средства


Участие в муниципальных конкурсах



Итоговый этап

Апрель- май
Участие в конкурсах, фестивалях, различного уровня.
Итоговая диагностика
Руководитель проекта
Привлечение средств

июнь

Отчёт по проекту
Руководитель проекта
Собственные средства


V. Ресурсное обеспечение проекта

1. Нормативно-правовое:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Концепция развития дополнительного образования
- Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации от 24 мая1995 г. «О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях»;
- Конвенция о правах ребенка
1. Кадровое обеспечение.
Педагоги дополнительного образования по декоративно - прикладному творчеству, методист
2. Материально-техническое обеспечение.
Расходы, связанные с реализацией проекта, содержанием материально-технической базы осуществляются за счет средств местного бюджета общеобразовательного учреждения и МБОУ ДОД «Центр детского творчества» ЕМР РТ. Оплата руководителя проекта осуществляется согласно тарификации руководителя объединения Дополнительного образования из расчета часовой нагрузки. Дополнительно привлекаются средства по согласованию с родителями на материалы, на проезд и питание участников во время конкурсов.
Наименование
Цель использования
Источник предоставления

Фото и видео аппаратура
Съемка творческих работ
Общеобразовательное учреждение, родители

Литература
(библиотека, личный фонд)

Литературное обеспечение занятий.
Общеобразовательное учреждение, Центр

Канцелярские принадлежности
Изготовление конкурсных работ
Общеобразовательное учреждение, Центр, родители

Транспорт
Перевозка участников на конкурсы.
Общеобразовательное учреждение, родители


3. Информационное:
-Обсуждение проекта на МО педагогов художественной направленности.
- Размещение объявлений в СМИ

4. Организационное, материально-техническое:
Помещение для занятий. Помещение должно быть просторным, удобным, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией, с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать с левой стороны на руки, не освещая глаз. Столы могут быть на двух или несколько человек, но их надо поставить так, чтобы педагог мог свободно подходить к каждому ученику. Рабочие места следует организовать так, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга. Для сидения лучше пользоваться стульями со спинками, чтобы на них можно было опереться при работе. Необходимы также стол для педагога, шкафы для хранения наглядных пособий и инструмента, витрины для наглядных пособий.
Материалы и инструмент. Каждый учащийся самостоятельно приобретает инструмент и материал для выполнения работ (кисточка, краски, бумага, карандаш). Педагог должен иметь полный набор рабочего инструмента, наглядные пособия, а также дополнительный инструмент, которым при необходимости могут воспользоваться учащиеся.

6. Финансовое:
Предусмотреть финансовые средства на проведение экскурсий в музеи, поездок на фестивали, конкурсы, представления. Приветствуется спонсорская помощь и добровольные родительские взносы.

VI. Ожидаемые результаты проекта
Результат проекта - участие обучающихся в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и международного уровнях. В ходе реализации проекта укрепляются взаимоотношения между учащимися, педагогами и родителями.
Положительная динамика в развитии творческих способностей обучающихся, в развитии коммуникативной компетентности. Учащиеся становятся более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах.
В рамках проекта создаётся методический материал, фото и видеотека.

VII. Список использованной литературы

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ
Конвенция ООО о правах ребенка.
Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: художник, педагог, школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. – М., 1983 г.
Арнхейм Р.Л. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974 г.
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2004 г.
Башилов Я.А. Ребенок-художник / А.Я. Башилов. – М., 1929.
Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты / Э.М. Белютин. – М., 1961.
Волков И.П. Художественная студия в школе. – М.: Просвещение, 1993 г.
Волкотруб Ж.Т. Основы комбинаторики. – Киев, 1986 г.
Выгорский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк. – М.: Просвещение, 1991 г.
Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – М., 1987.
Гаптилл А.Л. «Работа пером и тушью». – Минск: Поппури, 2001.
Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». – М.: Просвещение, 2000.
Гроснул Н.В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве // Искусство в школе. – 1993. - №3.
Дроздова С.Б. «Изобразительное искусство». Издат. «Учитель» Волгоград – 2004 г.
Еременко Н.И. «Дополнительное образование в образовательном учреждении». – Волгоград: ИТД «Корифей» 2007.
Копцев В.П. «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования»/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
Кульневич С.В. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 г.
Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционально мира у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2006 г.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Учебное пособие для учащихся педучилищ. (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др. Под ред. Т.С. Комаровой) Москва: Просвещение, 1991.
Павлова А.А., Корзинова Е.И. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Порохневская М.А. «Изобразительное искусство». Издат. «Учитель» Волгоград – 2005 г.
«Основы народного и декоративно-прикладного искусства» для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. М. «Просвещение» - 1992 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1 – 9 класс. / Науч. рук. В.С. Кузин. – М.: Просвещение 1994 г.
Программы для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Дрофа М – 2002 г.
Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фактов пед. ин-тов. М., 1987.
Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. – М., 1968 г.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». М. Академия – 2003 г.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
Терентьев А.Е, Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1979
Ячменева В.В, «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет». – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003














15