Доклад к педсовету «Диагностико – аналитическая деятельность как необходимое условие воспитательного процесса»



Доклад к педсовету
«Диагностико – аналитическая деятельность как необходимое условие воспитательного процесса»
Подготовила: Ушакова С.М.
воспитатель 5 группы.
П. Целинные Земли, 2015 год.
«Диагностико-аналитическая деятельность как необходимое условие воспитательного процесса»

Дети, как известно, наша боль, наша радость, забота и счастье.И воспитать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим.
Уважаемые коллеги! Тема нашего разговора: «Диагностико-аналитическая деятельность как необходимое условие воспитательного процесса».
Актуальность темы
(1 слайд)
В наше время перед любым педагогом, воспитателем, классным руководителем встает ряд проблем, касающихся воспитания. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Вот почему диагностико – аналитическая деятельность со стороны педагога приобретает сегодня большую значимость.
Диагностика, в общем смысле этого слова – это особый вид познания. Не познав со всех сторон, не изучив особенности всех участников воспитательного процесса невозможно оптимально решать проблемы воспитания. Диагностика - аналитическая деятельность в нашей школе чаще всего носит формальный характер, обезличенный подход к воспитанию учащихся, не достаточно обеспечивает правильное определение результатов педагогической деятельности, не достаточно помогает в совершенствовании, либо в коррекции отдельных воспитательных воздействий и всей системы воспитательной работы в школе.
Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:
1.Выявить достижения и проблемы в диагностико - аналитической деятельности педагогов.
2.Наметить пути упорядочения аналитико - диагностической деятельности школы.
Диагностика должна служить средством преодоления формализма, обезличенного подхода к воспитанию учащихся, обеспечивает правильное определение результатов педагогической деятельности, помогает в совершенствовании, либо в коррекции отдельных воспитательных воздействий и всей системы воспитательной работы в школе.
Вместе с тем следует иметь в виду, что диагностика – не самоцель и не руководство к действию. Это лишь один из начальных этапов воспитательной работы. Основной же этап заключается в коррекции, консультации, адаптации и поддержке участников воспитательного процесса. В воспитательном процессе участвуют педагоги-воспитатели, учащиеся. В ходе их взаимодействия педагог, ученик, изменяются и вместе участвуют в обновлении школьной жизни. При этом их сотрудничество более осмысленным и эффективным делает педагогическая диагностика.
Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе нашей школы: (2 слайд)
В основу диагностики заложены и действуют следующие принципы:
Изучать – для изучения использовать лишь те диагностические методики, которые позволяют получить практические полезные результаты.
Понимать – понимание проблем и затруднений участников воспитательного процесса предполагает сопереживание, порождает желание помочь.
Помогать – в каждом конкретном случае необходим специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь, в других - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи должна быть собственная активность в сторону саморазвития: развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности.
И при этом понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа «Не навреди!» Смысл этого совета сводится к следующему. Во время проведения методик недостаточно создания доброжелательной атмосферы, тактичного поведения того, кто их проводит. Очень осторожно и аккуратно следует работать с полученными результатами, делать выводы, давать оценки, выносить их на обсуждение. Наша цель – помочь развитию ребёнка, «выращивать» личность, как заботливый садовник растит редкостные цветы в своём саду и ухаживает за ними. Ни в коем случае не «вешать ярлыки», не «выносить приговоры».
Педагогическая диагностика включает в себя такие функции как: (3,4 слайд)
Аналитическая – это психолого-педагогический анализ воспитательного процесса на всех уровнях его структурной организации как воспитательной системы ( Чаще всего в анализе ВР воспитателя отсутствует выявление причинно-следственных связей в воспитательном процессе, между условиями и результатами воспитания).
Собственно – диагностическая - это психолого-педагогическое изучение развития ученика; коллектива, в котором он развивается, уровня профессиональной компетентности педагогов. (у каждого воспитателя в программе воспитательной работы есть страница - мониторинг, где указаны те диагностические методики, которые позволяют получить практические результаты)
Оценочная - это качественная и количественная оценка деятельности каждого ученика, педагога. ( У каждого воспитателя есть портфолио обучающихся класса и портфолио самого педагога.)
Коррекционная – это дидактическая коррекция воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности педагогов, учащихся и родителей в сторону саморазвития и самовоспитания. ( не всегда воспитатели отражают в планах ВР коррекцию воспитательного процесса)
Ориентационная – это ориентация педагогического коллектива на решение воспитательных целей и задач, на устранение «болевых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельной личности.
Информационная – это постоянная информация всех участников воспитательного процесса о позитивных результатах диагностики. ( все участники воспитательного процесса информируются о результатах диагностики: классных часах )
Понятие о педагогической диагностике (5 слайд)
Если обратиться к этимологии этого слова, то диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания. В результате   через диагностику можно установить, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим  существуют 3 типа диагностики в работе воспитателя (6 слайд)
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);   
3) обобщающая (итоговая)
         1) Начальная  диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательные задачи, которые будут реализованы в данном учебном году  воспитателю необходимо  изучить уровень воспитанности ученика.
Выделяют 3 основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые воспитатель тоже незнаком учащимся;
б) когда коллектив неновый, а воспитатель впервые начинает работу с классом;
в) когда коллектив и воспитатель уже работали вместе.
         При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – воспитатель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность воспитателю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
         Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям группы и соответствует оптимальному развитию детей.
         2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученического  коллектива, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в воспитанниках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики помогает  быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать  работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику  воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
         3) В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области(7 слайд)
1.     результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
2.     результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
3.     результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Основные направления диагностики воспитательной работы в школе (8 слайд)
изучение личности воспитуемого
изучение ученического коллектива
изучение личности и воспитательной деятельности педагога
Тщательное изучение воспитанников и ученического коллектива позволяет не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками. Результаты исследования помогают ответить на конкретные вопросы, выявить причинно-следственные связи какой-либо проблемы, "понимать движения детского сердца" (В. Сухомлинский). Главное – увидеть динамику личностного роста ребёнка – каким он был вчера, каков сегодня, каким будет завтра.
Главную роль в функционировании и развитии воспитательной системы и её результативности играют педагоги-воспитатели. Жизненные ценностные ориентиры, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения, профессиональные способности педагога влияют на успешность воспитательного процесса. Диагностика профессиональной компетентности педагогов-воспитателей даёт не только богатейшую информацию для размышлений и дальнейшего анализа, но и способствует определению направлений и перспектив профессионального роста, укреплению адекватной профессиональной самооценки, позитивной Я – концепции, и психологической защищённости педагога. Главная задача диагностики успешности педагога-воспитателя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого педагога к осмыслению и решению своих профессиональных проблем.
Организация диагностики, оформление и использование результатов
Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться по плану и систематически. Подготовленный воспитатель может делать это самостоятельно. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников. Следовательно, может быть составлена программа изучения школьников. Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учеников и всего класса, различные по форме.
Предмет и методы диагностики
В технологическом цикле работы воспитателя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества воспитанников группы. Чтобы вести воспитательную работу необходимо хорошо знать детей, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Многие воспитатели считают, что они и так знают детей, «на глазок», без особых методик, но для оптимизации работы требуется все же более профессиональный подход.
(9 слайд)
Таким образом, содержание диагностики воспитанников можно свести к следующему:
демографические данные об ребёнке и его семье;
данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);
эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;
направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция);
поведение, поступки учащихся;
изучение группы  в целом, как коллектив: межличностные отношения в группе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.
Наука предлагает большой арсенал методов диагностики, однако педагогу нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для воспитанников и одновременно надежные. Ниже охарактеризованы наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.
Методами предварительного изучения являются знакомство с личными делами, просмотр классного журнала за предыдущий период, анализ документации, беседа с классным руководителем и учителями, работавшими в классе. Вся эта собранная информация поможет воспитателю составить предварительное представление о детях, заранее продумать стратегические направления работы с классом, обеспечить определенную преемственность в воспитательной работе.
Наблюдение. Это наиболее распространенный метод изучения детей в школе. С первых минут знакомства с классом воспитатель изучает детей, наблюдая за ними. Это наблюдение может быть невключенным, когда воспитатель — свидетель педагогического процесса, например, присутствует на уроке другого учителя или воспитателя в классе. Но чаще всего это включенное наблюдение, когда воспитатель включен вместе с детьми в какую-либо деятельность. Молодому воспитателю в начале года лучше побывать на всех уроках,занятиях в своем классе. В этом случае он быстрее изучит детей и познакомится с некоторыми приемами педагогического общения более опытных коллег. В применении наблюдения следует избегать некоторых ошибок: нельзя делать его назойливым и торопиться с окончательными выводами.
Эффективность наблюдения значительно возрастает, если оно читается с естественным педагогическим экспериментом, предполагающим чаще всего включение детей в определенную деятельность, которая проявляет интересующие педагога качества детей: общественную направленность, индивидуализм, лидерские качества, организаторские или художественные способности, умение сотрудничать в группе и т.д. Например, воспитатель в начале работы с классом обращается к детям: «Ребята! Нужна помощь в оформлении группы». Откликнутся наиболее общественно активные дети. Приуроченный какой-либо праздничной дате импровизированный концерт-экспромт, когда дети в течение 10-15 минут готовят в микро-группе концертный номер, позволит выявить и художественно одаренных детей, и лидеров-организаторов.
Опросные методы (беседа, анкетирование). Они помогут выявить мотивы поведения, интересы, склонности, нравственные ценности, оценки, межличностные отношения и т.д.
Беседы (устный вопросно-ответный метод изучения) могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении беседы необходимо создать атмосферу доверия, искренности, открытости, расположить детей, максимально соблюдать педагогический такт, не настаивать на обязательном ответе, ряд вопросов должны иметь не прямой, а опосредованный характер.
Анкетирование — письменный вопросно-ответный метод изучения. Анкеты могут быть анонимными и именными. Разумеется, более объективную информацию дадут анонимные анкеты. Для любой анкеты нужно тщательно продумывать вопросы. Они должны быть ясно, однозначно сформулированы и не должны вызывать недоумения. В зависимости от формы вопросы могут быть открытыми (требующими свободного ответа), закрытыми, или альтернативными (требующими выбора ответа), и смешанными. Перед анкетированием детям необходимо объяснить назначение анкеты и дать подробную инструкцию по ее заполнению. При обработке результатов всегда необходимо учитывать факторы случайности и престижности, т.е. влияние отвлекающих факторов и желание детей показать себя в ответах с наилучшей стороны. Для того чтобы снизить влияние этих факторов и повысить валидность (надежность) анкеты, можно включить в анкету специальные перекрестные (уточняющие) вопросы.
Тестирование – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Интервьюирование – метод получения информации с помощью устного опроса.
Очень интересную и разнообразную информацию о детях дает изучение результатов деятельности: сочинений, контрольных работ, дневников наблюдений, различных поделок и других творческих работ. Знакомство с такими работами позволяет выявить направленность творческой деятельности детей, их способности. Иногда определенное увлечение, в котором «трудный» ребенок успешен, становится началом включения его в общественно ценную деятельность, создания для непопулярного ребенка в классе «ситуации успеха», улучшения его отношений с одноклассниками. Ухватившись за это «звено» увлечения, опытные педагоги нередко добиваются в итоге положительной перестройки всей мотивационной сферы поведения ребенка.
Знакомство с сочинениями на свободные темы позволит воспитателю составить представление об нравственных ценностях, направленности интересов учащихся. По договоренности с учителем можно предложить для сочинения темы диагностического характера, например: «Как я провел лето», «Самый счастливый день в моей жизни», «Мой друг», «Кем я хочу быть», «Моя биография».
Повысить объективность представлений о детях поможет обобщение независимых характеристик. Сущность этого метода заключается в обобщении сведений о школьнике, полученных от других лиц (учителей, товарищей). Иногда это обобщение выявляет разные, порой даже противоречивые, оценки. Это хороший повод задуматься о причинах расхождений и скорректировать свое собственное мнение о ребенке.
В последние годы педагоги-практики широко применяют психологические методы изучения детей — социометрия, самооценка, метод незаконченного предложения и многие др.
Метод социометрии незаменим для быстрого изучения характера межличностных отношений в классе. Он представляет собой анкету с вопросом, косвенно выясняющим взаимные симпатии в группе. Например: «Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?» и др.
Метод незаконченного предложения или недописанный тезис позволит определить интересы детей, их нравственные ценности, взгляды на различные проблемы. На начальном этапе знакомства с классом можно предложить детям продолжить следующие фразы: «Для того чтобы отношения в нашем классе стали лучше, надо...»; «Я хотел бы, чтобы в нашем классе...»; «Если бы я был воспитателем, то...»; «Мне кажется, что с обязанностями... лучше всего справятся...». Данная работа проводится в форме анонимного анкетирования, при этом важно, чтобы дети быстро формировали окончания предложенных фраз.
Метод ранжирования (расстановка в порядке значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, здоровый, красивый и т.д. Цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.
В основе аналитической деятельности педагога лежит педагогическая рефлексия. Сам термин «рефлексия» в переводе с латинского означает «обращение назад». Это, с одной стороны, процесс самопознания педагогом своего внутреннего психической состояния, его отношение к работе, а с другой — выявление того, как его деятельность воспринимают и оценивают окружающие (коллеги, дети). Педагога высокого уровня профессионализма всегда отличает высокий уровень рефлексивного анализа. Такой педагог не боится получить оценку своей деятельности, а напротив, заинтересован в ней. Как правило, стремится анализировать эффективность используемых педагогических средств — воспитательных групповых дел. Это может быть экспресс-анализ в форме анкеты, цветописи, рисунков, отражающих отношения детей к проведенной деятельности, психологии и педагогике разработано много таких методик.
Методика «цветописи» (для 5 классов) Оцени свое настроение до и после проведения группового дела цветом: белый цвет – трудно сказать, красный- восторженное, оранжевый-радостное, желтый-хорошее, зеленый-спокойное, синий-грустное, фиолетовый-тревожное, черный-очень плохое.
Методика символического рисунка (для 5—6 классов)
Оцени свое отношение к проведенному групповому делу рисунком (понравилось, не понравилось, оставило равнодушным).
Шкалирование (для 7-11 классов)
Оцени полезность проведенного дела в баллах:
а) для развития хороших отношений в нашем классе,
б) для развития твоих творческих способностей.
Шкала оценок: 5 - очень полезно, 4 - полезно,3 - скорее полезно, чем бесполезно, 2 - трудно сказать, 1 - скорее бесполезно, чем полезно, 0 -бесполезно.
Методики диагностик для подростков
Личностная позиция
АНКЕТА «ОЦЕНИ СЕБЯ»
Цель: выявление навыков самооценки, соответствия уровня самооценки оценке со стороны товарищей и взрослых.
Подросткам предлагается ответить на следующие вопросы:
— Что тебе нравится в людях?
— Какие положительные качества находят у тебя другие (взрослые, ребята)?
— Какие положительные качества ты отмечаешь у себя сам?
— Какие недостатки ты находишь у себя?
— Какие недостатки находят у тебя товарищи? Что советуют исправить?
— На какие недостатки указывают взрослые (родители, учителя..)?— В чем тебе нужна помощь друзей (родителей, учителя...)?
ЗАМЕТИМ, что итог данной анкеты (самооценка верна, занижена, завышена) и поиск путей к самосовершенствованию лучше обсуждать с подростком с глазу на глаз.
«УЧАСТВУЮ, ОЦЕНИВАЮ»
Цель: выявить отношение ребенка к делам класса его и причины; определить степень участия в них (зритель, слушатель, участник, организатор), популярность тех или иных дел, заинтересованность, активность.
Каждый заполняет таблицу:
Дела Оценка Участие Почему такая оценка
Викторина Концерт Спартакиада Для оценки своего участия можно придумать различные обозначения, специальные знаки: например, пламя — организатор, звездочка — участник, слушатель — глаза и уши в овале лица и т.д.
В устных комментариях среди причин положительного и отрицательного отношения к проведенным делам хорошо выявить содержание, организацию дел, взаимоотношения ребят в ходе их выполнения.
«ПОЧЕМУ Я УЧАСТВУЮ В ДЕЛАХ СВОЕГО КОЛЛЕКТИВА?»
Цель: выявить мотивы участия, выбора дела.
Каждый получает опросный лист следующего содержания (если нет такой возможности, лист может быть оформлен на доске, большом листе бумаги. В таком случае ребята будут выбирать и записывать свой выбор на своем листке):
Я с удовольствием участвую в делах, когда...
— мы приносим пользу другим людям;
— нравится взрослый, который работает с нами;
— чувствую, что нужен другим;
— могу проявить себя;
— вместе интересно;
— есть случай покомандовать;
— могу чему-то научиться, что-то узнать;
— расширяется круг друзей;
— могу покрасоваться;
Каждый подчеркивает соответствующие его мнению пункты.
«ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Цель: выяснить направленность личности ребенка, его интересы, желания, мечты.
Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:
1-й блок
— Что ты считаешь главным в жизни?
— Что бы ты хотел попросить у Деда Мороза?
— Кем бы ты хотел стать в своей взрослой жизни?
— Как ты представляешь себя, свою жизнь через 5,10, 20 лет?
2-й блок
— Если бы у тебя был миллион (сто тысяч рублей), на что бы ты их потратил?
— Как человеку добыть много денег?
— Почему люди бывают богатыми?
3-й блок
— Вспомни какое-нибудь грустное или веселое событие в твоей жизни, оцени его, изобрази на бумаге, расскажи о нем (возможны варианты) и прокомментируй.
— Считаешь ли ты себя счастливым человеком? Если да, то почему? Если нет, то почему?
— Что надо человеку для счастья?
«ПОЧЕМУ Я УЧАСТВУЮ В ДЕЛАХ СВОЕГО КОЛЛЕКТИВА?»
Цель: выяснить степень адекватности самооценки себя как личности и самопринятия.
Слова, обозначающие качества личности, записывают в столбик посередине страницы:
агрессивность
аккуратность
беспечность
бескорыстие
гордость
доброжелательность
жестокость
заботливость
застенчивость
изнеженность
искренность
мнительность
настойчивость
навязчивость
небрежность
обаяние
отзывчивость
осторожность
подвижность
принципиальность
равнодушие
расчетливость
сдержанность
скупость
терпеливость
трусость
услужливость
уступчивость
честность
холодность
эмоциональность
язвительность
Детям предлагается внимательно читать слова и слева от них ставить знак « + » (плюс) рядом с тем качеством, которое ребенок характеризует положительно (черты своего идеала), справа — знак «-» (минус), если этим качеством его идеал обладать не должен (черты антиидеала). Затем они обводят кружком значок у тех черт, которые, по их мнению, есть у них.
ЗАМЕТИМ: данную методику можно проводить и в группе, и индивидуально.
Обработка результатов
Формула самооценки выводится отдельно по положительным (СО +) и по отрицательным (СО -) качествам:
CO + = Н+
Н-
СО- =Н+
Н-
где Н + и Н- — количество черт идеала и антиидеала; Н+ и Н- — количество положительных и отрицательных качеств, отмеченных ребенком у себя.
Уровень самооценки определяется:
СО + СО -
0-0,2 заниженная 1-0,8
0,2-0,4 несколько занижена 0,8-0,6
0,6-0,8 несколько завышена 0,4-0,2
0,8-1 завышена 0,2-0.
«РЕЖИССЕР»
Цель: выяснить, умеет ли ребенок оценивать свои возможности и возможности своих товарищей.
В основе методики ситуация, ставящая ребенка перед необходимостью выбрать «артиста» на роль. Причем кинофильм, спектакль может быть определен, а можно предложить ребенку самостоятельный выбор.
— Представь себе, что ты режиссер и снимаешь фильм-сказку... Кого из своих знакомых ребят ты пригласишь сниматься в нем и в какой роли? Почему?
— Возьмешь ли ты какую-нибудь роль себе? Если — да, то какую? Почему?
Если — нет, то почему?
Другой вариант, когда ребятам, предлагается выбрать жанр фильма.
— Если бы ты был режиссером, какой фильм по характеру ты снимал бы (боевик, фантастический ...)?
— Взял бы ты себе какую-нибудь роль? Какую? Почему?
— Каким образом ты распределил бы роли? Кого из своих знакомых пригласил бы сниматься? Почему?
«ЧУДО-ДЕРЕВО»
Цель: выявление отношения ребенка к делам в классе, его интересов и ожиданий от своей жизнедеятельности.
Ребенку предлагается оценить дела в классе, школе, в которых он участвовал. Каждый (или группа) получает изображение дерева: яблони, ели (если скоро Новый год) и т.д. и разного цвета кружочки («яблоки», «шары»...) — по две штуки — красного, желтого, голубого и белого цветов.На кружочках красного цвета он должен написать (нарисовать), какие два дела ему понравились больше всего (устно объяснить почему).
На кружочках голубого цвета — те, о которых ему не хотелось бы вспоминать. Почему?
На кружочках желтого цвета — дела, в которых что-то не понравилось, объясняя, что именно.
На белых кружочках записать предложения на будущее.
Затем все кружочки прикрепляются к «кроне дерева», и у его подножия каждый подписывает свою фамилию.
Можно использовать одно большое общее дерево.
При обработке результатов обратите внимание на направленность проведенных и предлагаемых дел, плюсы и минусы в их организации, мотивы положительного отношения к ним (содержание, деловые взаимоотношения, организация, позиция детей, взрослых).
«КАКОВ Я? КТО Я?»
Цель: выяснить уровень самосознания подростков, самооценки, самоопределения.
1. Ребятам предлагается выделить главные особенности своей личности, ведущие качества.
2. Дописать фразы:
«Я в своем представлении...» «Понимать человека — это значит...»
3. Ответить на вопросы:
— Что я хочу от жизни? От себя? От других?
— Чему хочу научиться?
— Чем хочу заниматься?
— Человека какого возраста ты хотел бы видеть своим другом и почему?
«ПРОЕКЦИЯ ОБРАЗА СОБСТВЕННОГО «Я»
Ребятам предлагается сделать 2 кратких личностных описания. Одно — каким ребенок видит себя сам; другое — каким, по его мнению, видят его другие.
Описания кладут в коробку, мешочек, сундучок. Затеем их по очереди вытаскивают, зачитывают вслух, а ребята пытаются отгадать, кому они принадлежат.
«НЕДЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ»
На отдельном листе каждый отвечает на вопросы:
— Что было главным на этой неделе?
— Кого тебе удалось лучше узнать за эту неделю?
— Что важное на этой неделе ты узнал?
— Внес ли ты какие-либо серьезные изменения в свою жизнь за эту неделю?
— Чем эта неделя могла стать для тебя лучше?
— Выдели три решения, выбора, сделанные тобой за эту неделю. Каковы были результаты этих решений?
— Строил ли ты на этой неделе планы каких-то будущих событий?
— Какие незаконченные дела остались у тебя с прошлой недели?
Уровень сформированности навыков общения

«ПОРТРЕТ КЛАССА»
Цель: выяснить возможности детей с помощью изобразительных средств, образных художественных форм, специальных знаков характеризовать свой класс, его достоинства, недостатки, достижения.
Работу можно организовывать по творческим группам, по желанию ребят, по партам, по рядам и т.д. Каждая группа на листе бумаги «рисует» картину, рассказывающую о классе, отвечая на вопрос: «Какой он»? Дополнить рисунок можно подписью, небольшим рассказом, названием.
«МОЙ (НАШ) КЛАСС»
Целы выявить отношение к классу, оценку достоинств и недостатков, перспективу развития коллектива.
Ребятам предлагается тема мини-рассказа, сказки, былины и даются примерные вопросы, раскрывающие тему. Они могут быть следующими:
— Что я больше всего ценю в нашем классе?
— Что бы я хотел изменить в нем?
— Каким я вижу будущее нашего класса?
— К чему нам всем надо стремиться?
ГРАФИЧЕСКАЯ БЕСЕДА «МОЙ КРУГ ОБЩЕНИЯ»
Берется лист бумаги, два цветных (красный и синий) и простой карандаши. Ведущий начинает беседу:
— Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы о себе (особенно — незнакомого). Давайте вместе попробуем изобразить свою жизнь на рисунке, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты.
Представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение дня; каждому найдем место — «дом» в круге твоего общения.
1. Рисуем круг и делим его на секторы. После проведения вертикальной черты образуется два сектора: «Школа» и «Вне школы». Горизонтальная черта выделяет секторы «сверстников», «взрослых». Это 1-й вариант.
Можно — в школе: ребята и учителя; вне школы: ребята и родные. Это 2-й вариант.
3-й вариант, когда верхнее и нижнее полукружия обозначают сферы благополучно-радостного события (общение со знаком «+») и неблагополучно-огорчительное (со знаком «-»).
Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко (друзья, с кем бы ты хотел общаться — не хотел бы).
3. С помощью условного обозначения (прямоугольников) на окружности обозначаем названных ребенком детей и взрослых. Штриховкой обозначаем людей, с которыми добрые отношения (красным), и тех, кто огорчает (синим). Как правило, ребята по ходу дают свои комментарии.
4. В большом кругу нарисуем еще один круг, в его центре поместим тебя — напишем твое имя. А теперь, используя 2 карандаша: темный — «недоброжелательные», «неприятные» , красный — «приветливые», «радостные», — обозначим симпатии и антипатии. Если симпатии обоюдны, то «Я» соединяем с соответствующим прямоугольником определенного цвета и наоборот.
Затем, или по ходу работы, обсуждаем наш рисунок.
«МОИ ОТНОШЕНИЯ»
Цель: изучить отношения ребят в коллективе.
Ребятам предлагаются листки с текстом следующего содержания: «Отметь, пожалуйста, условными обозначениями, как ты относишься к:
— ребятам своего класса;
— соседу по парте;
— девочкам;
— взрослым, которые с вами работают;
— мальчикам;
— старосте и другим "активистам"».
Условные обозначения:
ровные отношения
уважительные
конфликтные
презрительные
переменчивые
затрудняюсь восторженные
АНКЕТА «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В КЛАССЕ»
Цель: изучение взаимоотношений в классе.
Предлагается следующая анкета:
1. Удовлетворен ли ты отношениями с ребятами в классе? Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно ответить;
скорее нет, чем да; нет.
2. Каковы отношения между ребятами?
Подчеркни нужное: дружные; приятельские; равнодушные; холодные; враждебные.
3. Каким ты считаешь свой класс:
— сплоченным и дружным;
— дружным, но не всегда;
— скорее разобщенным, чем дружным;
— каждый сам по себе.
4. Оказывает ли влияние на твое поведение мнение ребят
класса? Подчеркни нужное: да; скорее да, чем нет; трудно ответить;
скорее нет, чем да; нет.
Вопросы 2; 3 позволяют выявить оценку стиля взаимоотношений в коллективе; комфортность или дискомфортность — вопрос 1; степень влияния коллектива на поведение подростка — 4.
«ИГРА В АНАЛОГИЮ»
Цель: определение характеристики коллектива (подобная игра может проводиться и для определения индивидуальной самооценки).
Ребятам предлагают сравнивать себя с каким-то предметом и задают вопрос типа: «Если бы наш класс был кораблем..., школьный звонок, ..., то какой он?»
В игре, ее результативности немаловажную роль играют реакции, находчивость, творчество, воображение всех игроков.
Социометрия
(Ответы на вопросы)
— Сколько у меня друзей?
— Вызываю ли я симпатию у своих товарищей по учебе?
— Как часто обращаются ко мне за помощью или советом?
РеферентометрияЦель: выявить основные референтные группы личности.
Ребятам предлагаются вопросы-ситуации (1-А), список людей, окружающих их (1-Б). Им нужно выбрать не менее двух .человек по каждому вопросу-ситуации, при этом второе и следующее лицо должны быть из тех, которые значимы в меньшей степени, чем первое.
После осуществления ребятами выбора у них забирают список 1-Б и просят по пятибалльной шкале (5; 4; 3; 2; 1) оценить каждого из выбранных лиц.
1-А
1. С кем ты поедешь на экскурсию в другой город?
2. С тобой случилась неприятность. Кому ты об этом расскажешь?
3. У тебя день рождения. С кем ты его проведешь?
4. Есть ли человек, с которым ты стараешься проводить больше времени?
5. Кто может указать на твои недостатки? К кому ты больше прислушаешься?
6. Кто может быть для тебя примером в жизни?
7. Кому ты хотел бы понравиться больше всего?
8. С кем ты больше всего откровенен?
1-Б
I. Родители.(мать, отец).
2.Родственники (бабушка, дедушка, дядя, тетя).
3. Брат, сестра.
4. Взрослый знакомый.
5. Друзья.
6. Лучший друг (подруга).
7. Литературный персонаж.
8. Товарищи по классу.
9. Товарищи по кружку, секции...
Схема обработки результатов
Всех лиц, упомянутых ребенком, заносят в отдельный список без повторений; затем в список заносятся «оценки» и суммируются для каждого.
После сравнения два-три лица, имеющие наибольшее количество баллов, выносятся на отдельный лист в порядке уменьшения баллов. Эти люди и составляют референтную группу данного ребенка.