Урок обществознания Демография России и Ставропольского края


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
обществознания в 11 классе по теме «Демография современной России».
Ресурсы:
- учебник «Обществознание», Боголюбов Л.Н. 11 кл. – М., 2010 г.;
-технические средства;
-мультимедийная презентация
- рабочие листы.
этапы урока методы, приемы, средства обучения содержание учебного действия время
1 этап.
Мотивация - видеоклип на песню ВИА «Верасы» «Я у бабушки живу»;
- формулировка проблемы.
Посмотрите видеоклип на популярную песенку начала 80-х годов «Я у бабушки живу»:
Вопросы классу:
1. Какая проблема поднимается в этой шуточной песенке?
2. Актуальна ли, затронутая группой «Верасы» проблема в наши дни?
3. Какие выводы для себя вы сделали после прослушивания данной песенки? не более
5 мин
Общий вывод: Проблема демографии современного общества должна волновать всех и каждого, иначе в ближайшем будущем просто некому будет жить в нашей стране! 2 этап. Целеполагание Цели: после занятия участники смогут
- дать определение понятиям «демография», «депопуляция», «демографическая политика»;
- характеризовать современную демографическую ситуацию;
- анализировать демографическую политику в России, уметь приводить примеры;
- продолжить формирование умений анализировать текст, анализировать статистическую информацию, заполнять таблицу, выступать публично, отвечать на вопросы итоговой аттестации в форме ЕГЭ .
- задуматься над демографической проблемой современного общества и выразить свое отношение к ней. 1 мин
3 этап.
Представление
новой информации (или исследование, изучение нового материала) План урока.
1. Что изучает демография?
2. Современная демографическая ситуация.
3. Демографическая политика в России.
1. Что изучает демография?
- анализ статистических данных;
- ответ на проблемный вопрос. Задание:
1. Посмотрите на слайд «Основные демографические показатели».
2. Ответьте на вопросы:
Какой вывод можно сделать на основании данных о численности населения?
Выскажите три предположения о причинах изменения численности населения.
5 мин
Вывод (комментарий учителя): … Численность россиян убывает.
Причины:
Кризис современной семьи и связанная с ним низкая рождаемость.
Снижение уровня жизни, связанное с социально-экономическими реформами.
Высокий уровень смертности, обусловленный вредными привычками.
2. Современная демографическая ситуация.
1 этап - анализ текста (см. Приложение 1);
Задание:
1. Прочитайте текст на Рабочем листе 1.
2. Проанализируйте Основные показатели переписи населения по Орловской области в 2010г. и, ответьте как изменились демографические показатели по сравнению с переписью 2002г.:
1) численность и размещение населения;
2)поло - возрастной состав:
-численность мужчин по отношению к женщинам;
-средний возраст жителей;
- население моложе трудоспособного возраста;
-трудоспособного возраста;
-старше трудоспособного возраста.
3. Сделайте выводы
7мин
2 этап - анализ современной демографической ситуации Применяя мультимедийную презентацию, учитель организует эвристическую беседу.
Освещает ряд демографических проблем.
Использует для их актуализации целый спектр информационных источников: научные статьи, содержание учебника, материалы сети Интернет из презентации к уроку (приложение 3).
Преподаватель задает вопросы и организует групповой анализ представленной информации, используя круговую диаграмму "Возрастной состав населения" (сл 20).
Задание:
Какой вывод можно сделать на основании данных о возрастном составе населения. Выскажите три предположения о последствиях сложившейся ситуации.
7 мин
Вывод: В стране растет численность людей пенсионного возраста.
Последствия:
Сокращается трудовой потенциал. Повышается актуальность новых технологий в производстве.
Возникает необходимость пенсионной реформы.
Возникают дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей.
3.Демографическая политика государства - объяснение учителя с использованием текстовых (логических) схем (мультимедийной презентации) Начать заполнять таблицу «Демографическая политика в России»
7мин
Вывод (комментарий учителя): …
Старшеклассник должен осознать, что решение демографической проблемы не сводится к увеличению пособий и иных выплат. Демографическая политика должна включать меры по формированию общественного мнения. В результате обсуждения старшеклассник должен задуматься о важности выбора поведенческих моделей (имеется в виду репродуктивное поведение) каждым жителем России.
4 этап.
Рефлексия. Вариативно, по усмотрению учителя:
1 вар. Тестирование (4-7 тестовых заданий) (см. Приложение 2)
2 вар. Фронтальная беседа. Вопросы:
1. Что такое…
2. Объясните …(назовите не менее 3 – ч черт современной демографической ситуации);
3. перечислите не менее 3-х направлений демографической политики
4. приведите не менее 3-х примеров ее проявления
5. Каково ваше мнение и отношение к демографической проблеме современного общества… не более 3-5 мин
6 этап.
Оценивание. Заполнение таблицы (приложение) 1-2 мин
7 этап
Домашнее задание Параграф 10;
До конца заполнить все графы таблицы 1мин
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года по Ставропольскому краю
Перепись населения РФ 2010 г.: Ставропольский край
Всероссийская перепись населения 2010 года проводилась на всей территории Российской Федерации по единой государственной статистической методологии в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных сведений на основании Федерального Закона "О Всероссийской переписи населения" от 25 января 2002 г. (с изменениями 2009 г.).
Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, а на отдаленных и труднодоступных территориях - с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Сбор сведений о населении проводился по состоянию на 00 часов 00 минут местного времени 14 октября 2010 года.
В переписи участвовали все граждане Российской Федерации, а также граждане зарубежных государств, находившиеся 14 октября 2010 года на территории России.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. население Ставропольского края составило 2 786 281 человек, что на 51 142 человек (на 1,9%) больше по сравнению с результатами Всероссийской переписи 2002 года. 1 592 747 чел. (57,2%) проживают в городе и 1 193 534 чел. (42,8%) - на селе. В крае преобладает женское население – 1 489 122 (53,4%), мужское насчитывает 1 297 159 (46,5%). Трудоспособное население региона составляет 1 705 724 чел. (61,2% от общей численности населения). Высшее образование имеют 480 887 чел. и 14 486 чел. - послевузовское образование, что равняется 21,3% от общего численности населения старше 15 лет, указавшего уровень образования. Неграмотных – 11 322 чел. (0,5%).
Сведения  Федеральной службы государственной статистики РФ о национальном составе населения Ставропольского края и пропорциональном составе национальностей, населяющих Ставропольский край отражены в табл.1 .
Таблица 1
Национальный состав Численность лиц соответствующей национальности, чел. Доля лиц соответствующей национальности в общей численности населения
Ставропольский край 2 786 281 100,0%
Указавшие национальную  принадлежность 2 759 426 99,0%
Русские 2 232 153 80,1%
Казаки 3 006 0,1%
Поморы 6 -
Армяне 161 324 5,8%
Даргинцы 49 302 1,8%
Греки 33 573 1,2%
Цыгане 30 879 1,1%
Украинцы 30 373 1,1%
Ногайцы 22 006 0,8%
Азербайджанцы 17 800 0,6%
Карачаевцы 15 598 0,6%
Туркмены 15 048 0,5%
Чеченцы 11 980 0,4%
Татары 11 795 0,4%
Кряшены 2 -
Турки 10 419 0,4%
Аварцы 9 009 0,3%
Андийцы 39 -
Дидойцы 7 -
Кабардинцы 7 993 0,3%
Осетины 7 988 0,3%
Осетины-дигорцы 2 Лезгины 7 900 0,3%
Грузины 7 526 0,3%
Мегрелы 14 -
Аджарцы 4 -
Сваны 2 -
Белорусы 7 104 0,3%
Табасараны 6 951 0,2%
Корейцы 6 759 0,2%
Кумыки 5 639 0,2%
Немцы 5 288 0,2%
Абазины 3 646 0,1%
Езиды 3 348 0,1%
Лакцы 2 644 0,1%
Узбеки 2 615 0,1%
Черкесы 2 326 0,1%
Евреи 2 320 0,1%
Ингуши 2 227 0,1%
Казахи 1 861 0,1%
Курды 1 790 0,1%
Молдаване 1 758 0,1%
Агулы 1 715 0,1%
Рутульцы 1 339 -
Мордва 1 250 -
Мордва-эрзя 6 -
Чуваши 1 081 -
Таджики 920 -
Балкарцы 883 -
Поляки 810 -
Ассирийцы 785 -
Удмурты 759 -
Калмыки 757 -
Башкиры 594 -
Болгары 554 -
Марийцы 544 -
Вьетнамцы 521 -
Индийцы 449 -
Цахуры 403 -
Эстонцы 339 -
Афганцы 316 -
Удины 300 -
Адыгейцы 255 -
Литовцы 254 -
Таты 226 -
Киргизы 220 -
Арабы 193 -
Абхазы 192 -
Латыши 187 -
Латгальцы 4 -
Коми-пермяки 181 -
Китайцы 178 -
Коми 151 -
Гагаузы 112 -
Персы 108 -
Румыны 107 -
Венгры 104 -
Горские евреи 94 -
Сербы 63 -
Буряты 56 -
Словенцы 55 -
Турки-месхетинцы 52 -
Якуты (саха) 43 -
Карелы 40 -
Финны 40 -
Итальянцы 36 -
Американцы 33 -
Хакасы 25 -
Испанцы 23 -
Французы 21 -
Уйгуры 20 -
Каракалпаки 17 -
Чехи 17 -
Крымские татары 15 -
Монголы 15 -
Тувинцы 14 -
Алтайцы 13 -
Дунгане 10 -
Нанайцы 10 -
Ханты 10 -
Британцы 9 -
Коряки 9 -
Ненцы 9 -
Пакистанцы 8 -
Русины 8 -
Талыши 8 -
Эвенки 8 -
Ительмены 7 -
Чукчи 6 -
Кубинцы 5 -
Словаки 5 -
Шорцы 5 -
Долганы 4 -
Крымчаки 4 -
Нивхи 4 -
Хорваты 4 -
Караимы 3 -
Нагайбаки 3 -
Саамы 3 -
Японцы 3 -
Вепсы 2 -
Камчадалы 2 -
Македонцы 2 -
Манси 2 -
Селькупы 2 -
Юкагиры 2 -
Кереки 1 -
Орочи 1 -
Памирцы 1 -
Тофалары (тофа) 1 -
Хемшилы 1 -
Указавшие другие ответы о национальной принадлежности (не перечисленные выше) 2843 0,1%
Лица, в переписных листах которых не указана национальная принадлежность 26855 1,0%
Примечание:
В таблице приведены доли, превышающие 0,1% от общей численности населения республики.
Приложение 2.
Тест.
Соотнесите содержание колонок:
Термины Содержание терминов
1.Демографическая
политика А. Группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
2. Депопуляция Б. Разница между рождаемостью и смертностью.
3. Неполная семья В. Это «моментальный снимок» всего населения страны в определенный момент времени.
4. Демография Г. Целенаправленная деятельность государства и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.
5. Перепись Д. Резкое снижение численности населения
6. Естественный прирост Е. Резкое увеличение численности населения.
7. Демографический
«взрыв»
Ж. Наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению.
Приложение 3
ФАМИЛИЯ ИМЯ____________________________
КЛАСС________
Демографическая политика в России.
№ Направления демографической политики Пример
1 2 3 4 Приложение 4.
Оценка работы
ФИО учащегося Тест
(1 – 7 баллов) Работа над текстом
(1-5 баллов) Участие
в обсуждении
( 1-5 баллов) итого