Презентация на тему: Организация групповой деятельности младших школьников (начальные классы)


Организация групповой деятельности младших школьников Пылева Т. Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ с. Тербуны «Умение учиться – это новообразование в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» Г.А. Цукерман Преимущества групповой формы Здоровьесберегающий аспект Обучающий аспект Воспитательный аспект Диагностический аспект Этапы групповой работы Подготовка к выполнению задания: постановка познавательной задачи; инструктаж о последовательности работы; раздача необходимого дидактического материала по группам. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; выбор и обсуждение общего решения; подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих). Представление результатов работы: сообщение о результатах работы в группах (в наглядно оформленном виде или устно); обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения); обсуждение процесса работы, рефлексия. Правила совместной работы работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу;вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму (плану); доводить начатое до конца. Организатор (лидер) – организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.Секретарь – записывает все предложения группы, оформляет решение группы.Докладчик – у доски рассказывает, что решила группа, представляет результаты работы группы.Хронометрист – следит за соблюдением регламента работы группы.Эксперт - дает оценку выполняемым работам (согласно поставленным целям), контролирует правильность, докладывает об этом организатору.Консультант – дает советы, рекомендации. Место групповой работы в организации учебной деятельности При изучении нового материала закреплении полученных знаний повторении изученного проведении контроля знаний организации творческих работ организации проектной деятельности создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе; уяснить цели работы в группы; научить ребят работать в группе и, лишь, затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями ( ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями ( по имеющемуся продукту - работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее); - организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей);- вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности; - учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески; - определить место учителя в совместной деятельности. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта, взрослого помощника. Позиция учителя и ученика равная. И лишь одно различие: один - познает, а другой - помогает ему в познании, имеет определенный жизненный опыт, которым он может поделиться. Древняя мудрость « У человека к истине есть три пути: путь размышления – самый благородный; путь подражания – самый легкий; путь личного опыта – самый трудный, но самый благородный»